Не прибыли ради, а радости для

Оценить
Министру надо учиться увлеченности у людей от земли

Коллегия минсельхоза по итогам года состоялась в минувший четверг. Итожили «на выезде». За стеной шумели торговые ряды. Но шум не мешал услышать прогноз на весну. Она будет ранней и скоротечной.

Много-много сортов белого меда, сушеные белые грибы, сушеные ягоды из сибирских лесов – всё это можно было купить на выставке в спортивном комплексе «Кристалл» в Саратове в конце минувшей недели. Казахский бизнес заполнил одну из самых красивых витрин разнообразнейшими консервами, среди которых были картофель и макароны с говядиной, да еще и цена на всё это изобилие была меньше той, к которой мы привыкли. Плохо было то, что у казахов в Саратове только оптовый склад, и значит, в магазинах продукция окажется дороже.

Саратовская продукция на выставке тоже была заметна. Помидорки от тепличного хозяйства «Волга» пахли летом (мне дали оторвать от грозди, я нюхала), огурцы, свежие и малосольные, хрустели, как с грядки. И залог качества этого тепличного хозяйства – шмели в коробочке, которые опыляют посадки. Про огуречный мед из теплиц мне, как выяснилось, приврали. Но вот тому, что продукцию этой компании надо искать в ящиках с логотипом, где три теплицы мал мала меньше и птичка чайка над ними, можно верить. Опознавательные знаки, похоже, начинают играть на саратовских прилавках какую-то свою особую роль. Так, продукцию рыбообрабатывающей компании «Север» на выставке предлагалось ни в коем случае не путать с той, где на этикетках написано «Савер».

Пройти спокойно через все эти вкусняшки было нелегко. Я истратила все деньги в кошельке, пока попала на заседание коллегии министерства. Где-то у лотков задержались, похоже, и члены президиума. Зал ждал начальство терпеливо, никто не выскакивал из кресел, чтобы еще раз рассмотреть дары лесов, полей и рек. В зале спокойно сидели сельские люди, в основном мужчины, – их разносолами выставочными не удивишь.

Плохо было то, что, когда на трибуну с отчетным докладом все-таки вышел министр сельского хозяйства – заместитель председателя правительства области Александр Соловьев и начал читать длинный, не им составленный текст, всем в зале стало ясно, что Сан Саныч давно потерял кураж от возможности порулить селом. Нет у него уже блеска в глазах. И слова его про то, что с учетом возможностей сельского хозяйства и пищевой промышленности «регион способен и должен стать локомотивом экономики Саратовской области» были тухлые. А вот почти все выступающие на этот раз были подобраны таким образом, что равнодушных в зале своими речами не оставляли. Особенно завёл участников коллегии глава агрофирмы «Мелиоратор» Николай Доровской.

Он с улыбкой рассказывал о своем разнообразном хозяйстве и о результатах анализа многогранной деятельности, где всего понемногу – есть и кони, и овцы, и тучные поля, и даже переработка молока с некоторых пор. В производство инвестировали в прошлом году 85 миллионов рублей. Из них 25 – в орошаемый комплекс. (За три года уже 65 млн руб.) «И в дальнейшем будем заниматься орошением, потому что в нем наша жизнь», – говорил Доровской, доказывая, что даже солому для животноводства не получишь на неорошаемых землях. А в его хозяйстве ставят на многолетнюю люцерну, где на полях каждый укос дает по 220–230 тонн зеленой массы.

Они научились выращивать сою по 34 центнера с гектара. Себестоимость ее производства 8,50 на килограмм, а цена сегодня 20 рублей. «Но мы пока ее не продаем», – хитро усмехнулся Доровской. А еще они научились выращивать зерновую и силосную кукурузу и добились в прошлом году выдающихся результатов. Два поля зерновой кукурузы дали по 110 центнеров. Силосная дала одно поле 500 центнеров, одно поле 700 зеленой массы. Задача на следующие годы – научиться работать с подсолнечником. Здесь у «Мелиоратора» урожайность пока как у всех.

32 миллиона рублей в хозяйстве затратили на строительство цеха по переработке молока. Пока цех мощностью 25 тонн в сутки принес 8 миллионов убытков. Причина Доровскому ясна: «Мы вырабатываем и продаем 6,5 тонн». Проблема не в нехватке сырья. Мешают трудные взаимоотношения с торговыми сетями: «Им нужны раскрученные бренды. Но, как говорят, назад дороги нет».

Государство возместило 12 млн, затраченных на оборудование перерабатывающего производства. Но Доровской не любит слышать, что «те деньги, которые нам дают, куда-то проваливаются». Да, с переработкой пока нечем хвастать, но есть другой пример. Затратили 130 миллионов рублей на помещение для коров. Получили 50 миллионов в виде ставки по кредитам, платежам за лизинг оборудования. Но увеличили на 37 процентов производство молока. Ну видно же, что деньги идут в дело. «Бизнесменов спросить сейчас, которые не связаны с сельским хозяйством, готовы ли они поработать в аграрном секторе, они скажут: «Вы что, дураки?» А мы это делаем. Сознательно. И нам поддержка государства необходима. Даже не деньгами. Элементарные правила государственного регулирования нужны. Банковской ставки, например. И мы будем брать кредиты и ими работать», – говорил Доровской. И еще о том, что все сидящие здесь в этом зале, спроси их, скажут, что не по принуждению сельским хозяйством занимаются: «У нас нет желания другим заниматься. У нас моральное удовлетворение от этого. Это образ жизни наш».

А потом вдруг руководитель крупного успешного хозяйства взял да и отказал в заманчивом образе жизни другим. Сказал, что если денег государственных всё меньше будет становиться, то, «наверное, неправильно выделять деньги на новые сараи»: «Лучше построить один большой комплекс, который экономически оправдает быстрее затраты государства». Потом, правда, оговорился, что, может, он и не прав, рассуждая как руководитель большого сельхозпредприятия.

Министр Соловьев не знал, как на это реагировать. И потому сказал, что, с одной стороны, полностью поддерживает такой подход, но с другой стороны, не может препятствовать получить государственную поддержку сельскому жителю, который хочет завести небольшую ферму. Особенно если в этом районе нет крупных конкурентов.

Доровской не сдавался и начал упирать на то, что и размер не главное, потому что нужны ведь еще и современные технологии в животноводстве. Кто-то из зала тут же назвал Доровского умницей и подбросил провокационный вопрос: способен ли он будет развиваться задуманными темпами без поддержки орошения? Доровской ответил, что, конечно, нет. И министру Соловьеву ничего не оставалось делать, как вынужденно признать, что все статьи областного бюджета секвестируются, и на орошение деньги можно ждать только из федерального бюджета. «И вы, когда появляется какая-то брешь в бюджете, вынуждены отказаться от каких-то покупок. Это так. Хотя, конечно, это печально», – говорил Соловьев слова, которые сельским руководителям, сотни раз измятым в бурях нашей нестабильной экономики, да еще и в зоне рискованного земледелия, были, конечно, как мертвому припарки.

К выступающему руководителю свинокомплекса «Хвалынский» в Энгельсском районе тоже были вопросы. Например: где будут брать корм для свинок и как будут использовать навоз? Ответ был категоричным. Корм здешний, саратовский, инорегиональную управляющую компанию свинокомплекса не устраивает. Сырье для производства кормов по строгим рецептам будет поступать с собственного комбикормового завода в Волгоградской области. А навоз будет сепарироваться, и потом и жидкую, и твердую фракцию внесут на собственные поля свинокомплекса. Говорить о реализации фракций на сторону пока рано – объем навоза небольшой.

Генеральный директор ЗАО «Ульяновский» Ртищевского района Алексей Кондрашкин призывал всех сеять свёклу. Говорил, что это интересное выгодное направление, и им надо заниматься. Хотя они на всякий случай сеют самые разнообразные культуры, особенно те, что востребованы зарубежными рынками. Под них потратились на какую-то «суперскую» зерносушилку с большой производительностью и теперь могут быстро доводить урожай до нужной кондиции. Но свёкла, кроме плюса для кошелька, дает еще плюс для почвы. Она лучший предшественник для всех культур. Она лечит землю. И ее готовы покупать прямо в поле. Министр Соловьев тоже выступил за свёклу. Сказал, что балашовский завод может купить в этом году 400 тысяч тонн. В прошлом году он покупал эту культуру, по словам Кондрашкина, по 1900 рублей за тонну. Прямо в поле.

Честно говоря, практически все выступления на этой коллегии можно было цитировать. Везде было рациональное зерно. Даже у генерального директора НИИ Юго-Востока Александра Прянишникова я с трудом, но вроде бы поняла правильно про весеннюю погоду. Начало весенних процессов будет ранним из-за незначительного промерзания почвы. Все процессы будут проходить интенсивнее. В апреле ожидается быстрое нарастание температуры. И надо, оказывается, не забывать в таких условиях о средствах защиты растений и минеральных удобрениях. Где и что взять, расскажут в НИИ.