Забыл ключи – остался без страховки

Оценить
Новые стандарты КАСКО сужают ответственность страховых компаний

В ближайшем будущем автовладельцы, застрахованные по системе добровольного автострахования, могут лишиться прав на получение страховых возмещений по ряду случаев. Например, при угоне автомобиля: если в машине были оставлены ключи зажигания или не включена сигнализация. Соответствующий документ под названием «Стандарты КАСКО» подготовлен Всероссийским союзом страховщиков (ВСС).

Кроме того, страховое возмещение нельзя будет получить за сколы на фарах и стёклах авто, снятые покрышки и колёсные диски. Стребовать деньги со страховой компании будет невозможно и в том случае, если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения или за руль сел человек, не вписанный в страховой полис. Нельзя будет предъявить претензии и по качеству ремонта машины. Также страховщики более не собираются записывать на свой счёт расходы, связанные с естественным износом автомобиля, утратой его товарной стоимости (например, вследствие ремонта) и прочие косвенные убытки. А если владелец машины решит предъявить страховщику иск, то это можно будет сделать только после подачи в адрес компании письменной претензии и получении отказа в её удовлетворении.

Надо заметить, что все эти нюансы и без того прописываются в договорах автострахования, однако до настоящего момента суды при рассмотрении дел не всегда считали нужным обращать на них внимание. «Судьи ссылаются на постановления пленума Верховного суда 2012–2013 годов, согласно которым оставленные в угнанном автомобиле ключи или документы не являются основанием для отказа в страховом возмещении», – проясняет ситуацию газета «РБК daily».

Согласно данным Банка России, которые приводит издание, за первые три квартала 2013 года страховые компании выплатили автовладельцам по КАСКО 111,6 млрд рублей. Примерно десятая часть этих средств была выплачена именно по решениям суда. Что касается судебных издержек, то в минувшем году они обошлись страховщикам в 15 млрд рублей. Как сообщает газета «РБК daily», «стандарты КАСКО» уже проходят согласование со службой Банка России по финансовым рынкам, являющегося регулятором в данной области. По другой информации, новые стандарты могут стать обязательными в случае принятия закона о саморегулируемых организациях на финансовом рынке, подготовленного министерством финансов РФ.

Стоит заметить, что в «стандартах» есть строчки и в пользу автовладельцев: например, на осмотр машины компаниям даётся строго пять рабочих дней, на выплату страховой суммы – 30 рабочих дней (с момента получения страхователем всех необходимых документов). По мнению представителей различных страховых компаний, в конечном итоге рассматриваемый документ позволит выработать «единый подход к решению спорных вопросов» и «облегчит жизнь и страховщикам, и страхователям». Автовладельцы придерживаются несколько иного мнения.

«А за что они вообще платить-то будут?», «Зачем вообще платить за КАСКО... если ТАКИЕ условия, полный развод!.. Адекватность страховщиков уже давно под большим вопросом!!!!!» – возмущаются граждане в Интернете. «Как страховщики будут доказывать, что в угнанной машине была отключена сигнализация, чтобы отказать в выплате?», «Теперь с КАСКО почти так же, как с ОСАГО, по судам придётся бегать», «Суровый российский бизнес... крепчает!!!» Президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников назвал инициативу ВСС антипотребительской и направленной на то, чтобы в выплате можно было отказать любому автовладельцу.

Против псевдопострадавших и псевдопомощников

Директор саратовского филиала государственной страховой компании «Югория» Виктор Грипич:

ЭТО ОТВЕТНЫЕ ШАГИ НА ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА

– Все меры, которые хотят официально применять страховщики, – это ответные шаги на принятые Верховным судом постановления 2012–2013 годов, которые подтолкнули некий пласт людей на легкое зарабатывание денег. В рядах псевдопомощников пострадавшим породились варианты мошеннических схем, они же создали свой бизнес по вытаскиванию денег у страховщиков. При внедрении этих схем стоимость принятого на страхование авто вырастает в несколько раз! Это разве законное обогащение? При этом как псевдопострадавший, так и его псевдопомощник не декларируют полученные таким образом доходы, а это «перетекание» оплаченной страховой премии от добропорядочных страхователей (каких большинство) к так называемым «бедным потерпевшим» и «обиженным страховщикам». Сами понимаете, с этих сверхдоходов никто не пытается заплатить налоги. Из этих пресловутых 11 млрд рублей возьмем 13 процентов – получается более 150 млн!

И еще, о какой утере товарной стоимости может идти речь, если авто ремонтируется на СТО у официального дилера? Также согласен с тем, что если не вписан водитель, который управлял авто и совершил ДТП, то в выплате нужно отказать, так как вариант невключения в список – это уход от уплаты дополнительного страхового взноса. Например, вписывают родителя, а управляет машиной сын или дочь, для которых предусмотрен повышенный тариф. Эта тема для меня лично очень актуальна и на сегодня остра, могу о ней говорить часами. То, что я сейчас наспех выразил, – это толика в океане проблем в автостраховании. Пока не будет выстроена система официальных и единых стандартов, рынок автострахования может рухнуть или уйти в те компании, которые будут созданы для мгновенного сбора денег и быстрого банкротства. Это тоже своего рода мошеннический бизнес псевдостраховщиков.

Руководитель правового департамента Российского автомобильного товарищества (РАТ) Сергей Волгин:

ДОСТАТОЧНО ПРОСТО ВЕСТИ СЕБЯ ЦИВИЛИЗОВАННО

– Общество в своей массе не очень понимает, зачем надо платить деньги за то, что, возможно (и скорее всего), не наступит. С обязательным страхованием дела обстоят еще хуже. ОСАГО большинством воспринимается просто как дополнительный налог, что, безусловно, стимулируется далеким от идеального порядком осуществления выплат по обязательному страхованию. Но если в случае с ОСАГО отношения между клиентом и страховой компанией все-таки регулируются законом, то в случае с КАСКО все регулируется только правилами страхования, причем сами правила принимаются и утверждаются страховой компанией.

Сложно сказать объективно, насколько назрела необходимость именно такого регулирования данного вопроса. Ну, во-первых, просто так принятием одного стандарта не обойтись. Придется еще как минимум поменять Гражданский кодекс, внеся туда положения относительно разработанного стандарта. Во-вторых, договор – дело добровольное. Каждый владелец автомобиля сам вправе решать, заинтересован он в максимальной защите своего кошелька или будет решать проблемы «по мере их поступления». И очевидно, что если условия добровольного страхования будут слишком жесткими (а стандарт, судя по всему, предлагает именно ужесточение), автовладельцы просто откажутся страховать свои автомобили. В-третьих, возможность обсудить условия контракта еще перед его заключением является прямой реализацией принципа свободы договора. И не нужны здесь, на мой взгляд, никакие стандарты. Достаточно просто вести себя как цивилизованные участники договорных правоотношений. Если страховщик взял на себя обязательство уплатить страховое возмещение в течение 20 дней, то будьте любезны этот срок соблюдать. Автовладелец же, если подписался хранить свою машину ночью на охраняемой стоянке, будет добросовестно ставить ее туда каждый вечер. Может, тогда и не надо будет никакого стандарта?