«Остатки прежней роскоши»

Оценить
«Остатки прежней роскоши»
Фото Вера Салманова
Где теперь, после пожара Сенного рынка, собраться «любителям саратовских гармошек, собаководам, голубятникам»?

Базарный день на Сенном подходит к концу. Продавцы поспешно собираются, уставшие и не всегда балующие своим вниманием редкого покупателя. Торговые ряды наполовину пусты – то ли продавцы сегодня уже упаковали товар, то ли не распаковывали вовсе. Главная тема кругами облетает погоревший рынок, останавливаясь у каждой лавочки. Достаточно приподнять шапку над ухом, чтобы оказаться в курсе последних новостей, основанных на фактах и домыслах.

Это бизнес, детка!

«Пока неизвестно, что будет. Либо на реконструкцию, либо вообще закроют», – рассказывает продавец запчастей пожилой семейной паре. Уточняю этот вопрос у торговки за соседней лавкой. «Нет, конечно, отремонтируют. Через три-четыре месяца точно восстановят – Грищенко так сказал. Должны отремонтировать!» – убеждена она.

Мимо меня проносится женщина, крича на бегу: «Мясной отдел скоро закроют! Пошла покупать мясо!» Мясной отдел, находящийся со стороны улицы Пугачевской, менее других пострадал от пожара и работает в полном объеме. Встречаю на крыльце высокого мужчину в безукоризненно голубом халате, спрашиваю, действительно ли закроют отдел. «Да?! Мне никто не сказал!» – глаза у собеседника округлились от неприятного удивления. Не дослушав, он поспешил внутрь павильона.

Объявление на двери мясного отдела доводит до сведения посетителей: «В целях антитеррористической безопасности фото– и видеосъемка запрещена». Проношу внутрь помещения оружие и прицеливаюсь в толпу. Позиция выбрана мной совершенно неудачно, и я взята с поличным, так и не успев взвести затвор фотоаппарата. Что ж, антитеррористические меры проверку прошли. Ну а мне достались тридцать секунд славы, когда я стала объектом внимания полусотни продавцов и десятка покупателей. На лицах многих блестят довольные ухмылки. «Вот так вот! Сказано, нельзя фотографировать – значит нельзя», – кричит вслед одна грузная продавщица, пока два охранника сопровождают меня к выходу.

После пожара рынок работает в усеченном режиме. С первого дня покупатели беспрепятственно могли посетить то, что находится снаружи (хозяйственные отделы и сельскохозяйственную ярмарку), а также воспользоваться гостевыми стоянками. Внутри павильона работают рыбный, мясной, кондитерский отделы. На новое место, не поврежденное огнем, переезжают магазины «Мир вкуса» и «Винный погребок».

Как известно, предпринимателям на время восстановительных работ предложено использовать места на следующих рынках Саратова: «Привоз», «Спартак», Облпотребсоюз, Юбилейный, Губернский. Власти города пообещали, что к праздникам 1 и 8 марта дадут реализовать продукцию и избежать дефицита товаров.

На двери магазина обоев висит объявление: «Мы работаем в прежнем режиме, с 9:00 до 18:00». Тем не менее дверь заперта и на дерганье не поддается. «Очень странно, вчера магазин работал», – говорит женщина, торгующая рядом. Никто не знает, будет ли он работать завтра. Быть может, повторит судьбу магазинов со стороны улицы Танкистов («Модэкс», «Кари», «Рубль бум»): в первые дни после пожара они работали по прежнему графику, но после проверки пожарной службы были закрыты. На один из них, «Рубль бум», падает подозрение как на «зачинщика» пожара. Торговцы на взводе: неизвестно, что решат закрыть в целях противопожарной безопасности завтра.

«Конечно, жалко. Мне это ничем не повредило, но других жалко, – говорит Айдан, укладывая свой скромный товар – банные веники – обратно в жестяной ящик. Из 750 ее коллег примерно 200 потеряли свое имущество, 150 – частично. «Они закупили много продуктов – всё сгорело. А что поделать? Чем больше у тебя товара, тем больше оборот, и прибыль идет. Это бизнес», – многозначительно, с пониманием дела произнесла она. Например, один из арендаторов торговой точки закупил в кредит ковров и постельных принадлежностей на 20 миллионов рублей.

В тот злосчастный вечер Айдан видела пожар из окна, но, хотя жила близко, наблюдать за этим разрушающим зрелищем не стала. «С детства боюсь пожаров. Это горе. С тех пор как маленькая была, наш дом сгорел – боюсь». Женщина надеется, что в ближайшее время рынок восстановят: так будет лучше и жителям города, привыкшим покупать продукты именно здесь, и продавцам, в том числе ей самой. Ведь если Сенной будет функционировать в прежнем режиме, поток покупателей не будет сокращаться, и мимо ее лавки веников пройти будет трудно.

Пенсионерка Валентина Волкова зашла на Сенной, чтобы купить мелкую рыбу для кошек. Она рада, что такой товар еще можно приобрести. Что касается остальных продуктов питания, Валентина Ивановна неохотно приспособилась покупать их на соседних рынках – «Привозе» и рынке на улице Рахова. Цены, по ее словам, отличаются не сильно. Никакого повышения цен, которого опасались саратовцы, она не заметила. Но от привычки половины жизни – еженедельных походов на Сенной – отвыкнуть нелегко.

Не слишком ли часто?

21 ноября 2006 года от пожара пострадало здание Саратовской областной филармонии имени Альфреда Шнитке. Причиной возгорания стал взрыв софита, осколки которого упали на сцену.

27 апреля 2011 года на перекрестке проспекта Кирова и улицы Максима Горького сгорела гостиница «Европа». Два человека погибли. Причина – нарушение требований пожарной безопасности.

2 октября 2012 года вспыхнуло здание старого ТЮЗа на Вольской, 83. К счастью, обошлось без жертв. Возможная причина пожара – неосторожное обращение с огнем.

4 октября 2012 года загорелась технологическая установка на Саратовском нефтеперерабатывающем заводе. Один человек погиб. Причина – неисправная техника.

Неосторожность? Неисправность? Поджог?

О причинах пожара сейчас известно не больше, чем в первые дни после пожара. По-прежнему приходится довольствоваться тремя версиями, сопровождающими любой пожар: неосторожное обращение с огнем, неисправная проводка, поджог. Последнюю версию рассматривает депутат Госдумы Ольга Алимова – она считает, что пожар может быть местью правоохранительных органов одному из совладельцев Сенного за критику в его же СМИ. По мнению других, рынок могли поджечь конкуренты, позарившиеся на его выгодное расположение – в самом центре города. В доказательство они приводят найденные следователями емкости с остатками легковоспламеняющейся жидкости. По рынку ходят слухи, что поджигали Сенной с четырех разных точек. Версия поджога тем более убедительна, что Сенной за последнее время горит не в первый раз: 8 месяцев назад в одном из магазинов уже было возгорание. Правда, тогда справились без пожарных.

Результаты проверки по факту пожара будут обнародованы в течение 10 дней.

Также сейчас проводят техническую экспертизу, чтобы оценить убытки, время и средства на восстановление рынка. Потерей для руководства рынка является не только сгоревшее имущество, но и арендные отношения. По словам его директора Дмитрия Субботина, арендаторы один за другим расторгают с администрацией рынка договоры.

По оценке министра экономики и торговли области Владимира Пожарова, на восстановление рынка потребуется как минимум полгода. «Учитывая огромную социальную значимость объекта, региональной властью будут оказаны меры поддержки для его скорейшего восстановления», – сказал министр. Пострадавшие предприниматели уже попросили помощи у областного правительства, однако на вопрос о компенсациях чиновники не дали однозначного ответа.

Член общественной палаты, бывший областной министр экономики Александр Степанов считает, что на решение столь сложных проблем нужно время, но первые меры приняты четко: «Радует, что эмчээсники, пожарные отреагировали оперативно, а министерство экономического развития и инвестиций предприняло первые шаги на пути к тому, чтобы дать возможность торговать людям. Конечно, эти шаги вряд ли кого могут в полной мере устроить, ведь в столь короткое время не решить проблем предпринимателей». Он добавляет: «Уж слишком много несчастий подобного рода затрагивают наш город. Если ТЮЗ и филармония – наша духовная пища, то без Сенного рынка мы лишились пищи материальной».

 


[кстати сказать]

Где казаки разбросали сено

История Сенного рынка не изобилует подробностями. Ему, в отличие от Крытого рынка, не посвящены обширные статьи и книги местных краеведов. Официальный сайт Сенного лаконично передает, что рынок был открыт в 1910 году по постановлению губернских властей, а его современное здание – тот самый сгоревший крытый корпус – построено в 1970 году по уже использованному в Киеве проекту. Саратовские энциклопедии добавляют, что возводилось крытое рыночное здание под руководством архитектора Николая Богачевского. Кстати, киевский рынок, открытый в 1958 году, тоже назывался Сенным. По типу киевского рынка были построены рынки в десятках советских городов.

Более того, и саратовский Крытый рынок архитектора Василия Люкшина имеет общие черты с «Бессарабкой» из Киева, построенной в 1912 году. Получается, оба главных рынка Саратова имеют «предков» на берегах Днепра. Но то, что в дореволюционные годы носило характер заимствований, в советские годы было доведено до штампования одинаковых объектов.

«А в самом Киеве Сенной снесли в 2006 году. Собирались строить торгово-офисный центр и многоэтажки, да что-то не заладилось. Знакомые сюжеты...» – пишет один из пользователей портала «Фотографии старого Саратова».

Но вернемся назад, в середину 19 века, когда не было еще на этом месте ни Сенного рынка, ни Сенной площади, а была площадь Казачья. В округе улиц Большой Горной и Соколовой обосновались казаки, которых с их конями и домашним скотом стали постепенно смещать с первоначального места их дислокации – района улицы, получившей впоследствии в честь них имя Большой Казачьей.

На прилегающей к площади улице саратовские казаки открыли свое казачье станичное управление, а в соседнем переулке – Крестовоздвиженскую, или Казачью, церковь.

В свободное от военной службы время казаки занимались подсобным хозяйством, пользовали сенокосные угодья. Излишки продукции, естественно, продавали на своей площади.

Город расширялся, центр города должен был выглядеть прилично. Базар на Московской площади, где продавали скот и сено, явно портил облик центра города и служил причиной многочисленных жалоб и насмешек в газетных фельетонах. Потому когда в 1910 занялись строительством Саратовского госуниверситета, это «позорное» заведение решено было перенести на Казачью площадь. С той поры на Казачьей площади стало еще больше скота и сена, и за ней окончательно укрепилось имя «Сенная».

В 30-х годах рынок получил название Центрального колхозного – в честь «осуществления политики коллективизации сельского хозяйства». Но в народе он навсегда остался Сенным. Площадь тогда становится вообще главным и самым обширным торговым местом в городе. На ней строятся магазины, павильоны для реализации самых разнообразных товаров. Официальный сайт Сенного рынка пишет: «Уникальность этого поистине народного рынка заключается в том, что это единственное торговое предприятие в городе, где можно приобрести буквально всё. Где еще можно собраться любителям саратовских гармошек, собаководам, голубятникам, как не здесь?»