Интуиция невиданной силы

Оценить
На Украине революция. Предугадать, чем может завершиться каждый день, невозможно. Поговорим потому о том, что уже случилось. О делах, а большей частью – о словах, которые уже сказаны.

На Украине революция. Предугадать, чем может завершиться каждый день, невозможно. Поговорим потому о том, что уже случилось. О делах, а большей частью – о словах, которые уже сказаны. О которых можно, вспомнив фразу нашего премьер-министра, сказать, что они отлиты в граните. Собственно, с Дмитрия Медведева начнем. Именно он призвал бывшего президента Януковича не быть тряпкой. Дословно: власти должны сконцентрироваться, чтобы о них «не вытирали ноги, как о тряпку». Медведев подчеркнул, что власть должна «защитить людей, защитить правоохранительные структуры, которые стоят на страже государственных интересов и защищают тех же самых людей». Это было сказано 19 февраля, и в той ситуации призывы Медведева означали только одно: больше крови.

Я вообще-то испытываю, как говорят люди, когнитивный диссонанс: ну никак не вяжутся эти грозные слова нашего премьера с его имиджем. Не похож он на перепоясанного пулеметными лентами матроса Железняка. Не похож на своего тезку (может, предка) и вице-спикер Сергей Железняк, но от этого его призывы стрелять на месте восставших не становятся безобидной шуткой, равно как и его призыв: «Дай бог Украине быстрее очиститься от скверны неофашистского отребья, вернуться к мирной жизни и восстановлению страны».

При этом что наш премьер, что вице-спикер проявляют политическую интуицию просто невиданной силы. Всё это было сказано тогда, когда уже стало ясно: время Януковича истекло. Господа хорошие, вам все равно предстоит налаживать отношения с новыми властями Украины. Как после всех этих словесных эскапад вы будете смотреть в глаза своим партнерам? Но, похоже, понимание этого так и не посетило представителей нашей власти. На Украине уже разыскивали сбежавшего президента, а российский вице-премьер Дмитрий Рогозин каламбурил в Интернете: «Бандера, Банд – эра, эра банд». Наверное, ему показалось, что он стал юмористом.

Конечно, не осталась в стороне и так называемая общественность. Появилось письмо известных украинцев, сейчас проживающих в России. На самом деле известных там человек пять, остальные просто кормятся в разных обществах дружбы и никому кроме своей семьи не известны. Но поговорим о тех, кого знают в обеих странах. Космонавт Волков, депутато-певец Кобзон, артисты Лановой и Быстрицкая, певица Миансарова. Отметим, что Лановому – восемьдесят, а почтенным дамам и того больше, и появляется уверенность, что в силу возраста они не совсем ориентируются в ситуации на Украине, что их просто используют. Не думаю, чтобы эти заслуженные люди стали бы просить Януковича «применить всю силу». И это тогда, когда центр Киева был залит кровью.

Свои пять копеек в копилку напряжения отношений внесли и российские СМИ – как государственные, так и не очень государственные. «Комсомольская правда» выходит 21 февраля с заголовком на первой полосе «Захватив Украину, бандеровцы нацелятся на Россию». Вот она, беда газетчиков по сравнению с электронными СМИ: новые указания уже пришли, но изменить полосу не было никакой возможности. Новые же указания заключались в том, что из лексикона телеведущих и как бы политологов исчезли слова «фашисты», «неонацисты», «бандиты». Этот лексикон был заменен более нейтральным – «радикалы» и даже «отряды самообороны». Одновременно Янукович был назначен козлом отпущения. Вранья от этого меньше не стало. Основное направление – беззащитные милиционеры и вооруженные до зубов теперь уже радикалы. При этом тот факт, что милиционеров погибло тринадцать, а защитников Майдана более семидесяти, в государственных СМИ не упоминался. Как и многое другое. Понятно, когда с телеэкрана несется бред о том, что восставшие прежде воевали в Чечне (Владимир Соловьев), в этот бред не вписывается перечень погибших. Врачи, учителя, студенты, артисты, фермеры, программисты.

В пропаганде каждое лыко в строку. И тот же Соловьев приглашает в эфир харьковских мэра Геннадия Кернеса и губернатора Михаила Добкина. Кернес и Добкин, они же фольклорные персонажи Допа и Гепа, герои анекдотов и мультфильмов. И вот Кернес, грозно поблескивая очками, обещает разгромить Майдан, а каждому из участников восстания – привязать георгиевскую ленточку почему-то на уши. После чего герои Соловьева стремительно исчезают не только с экрана, но и с Украины. Владимир Соловьев растерянно пишет в своем твиттере: «Удивительно, зачем Кернес и Добкин вышли в прямой эфир в моей программе, сделали громкие заявления и растворились... честь у них есть?» Согласитесь, это забавно, когда о чести заговорил Владимир Соловьев.

О передачах Дмитрия Киселева писать не будем ничего – это, скорее, к психиатру. Лучше вслед за обозревателем «Газеты.Ру» Екатериной Винокуровой зададимся таким вопросом: «Зачем всё это?» Какая польза власти, что провинция – основная аудитория главных каналов – уверовала в то, что к власти на Украине рвется фашистская банда? По-моему, никакой пользы. Украинцы же смотрят наши телеканалы, и именно их «аналитические программы» служат эскалации антироссийских настроений. Один из участников Соловьев-шоу вынужден был предупреждать своих соучастников по дискуссии: «Не забывайте, что каждое слово, произнесённое в российской студии, понятно на Украине».

Лично мне кажется, что все эти «аналитические» передачи снимаются не для россиян и не для украинцев. Они снимаются для немногочисленных кураторов, от которых зависит и будущее этих передач, и благосостояние ведущих.

Примечательно, что сам Владимир Путин за всё время кризиса не сделал ни одного резкого заявления.

И правильно, чего кричать хозяину, когда надрываются, чуть не срываясь с цепи, сторожевые овчарки.