Сокрушая Пиндостан

Оценить
Поиски внешнего врага у российских властей никогда не затягиваются надолго

«Всё француз гадит». Кажется, француз,
а может быть, и англичанин. Не помню цитаты.
Но это, пожалуй, безразлично, потому что
нам решительно все гадят...
Прежде нам гадила преимущественно Европа,
за что мы ее, независимо от грома оружия,
обзывали всю целиком «гнилым западом»,
что выходит чрезвычайно язвительно...»

Николай Михайловский,
русский публицист, 1882 год

Странно, что Михайловский, хоть он еще и литературный критик, не помнит цитаты. Ведь в первоисточнике: «Это всё француз гадит», Гоголь Николай Васильевич, «Ревизор».

Любить и ненавидеть

В прошлом номере мы поговорили немного о современном российском патриотизме. Но упустили один немаловажный аспект. Дело в том, что патриотизм, насаждаемый властью, сильно отличается от обычной любви к родине. Мало просто любить березки белоствольные, ширь великой русской реки или храмы на острове Кижи. По официальной доктрине одновременно надо кого-то сильно не любить, можно даже сказать, ненавидеть. Оно удобно очень: на врага можно списать все собственные беды и ошибки. Это не есть изобретение нынешней власти, так повелось издавна, что и подтверждается приведенными выше цитатами. Объект только сменился.

После окончания Второй мировой войны главным объектом нашей неприязни стали США. Эти чувства особо обострились в последнее время. Оно понятно: Россия не обладает могуществом СССР и не играет в мире ту же роль, что некогда Советский Союз. Да и сами Штаты своей манерой поведения на мировой арене дают немало оснований для того, чтобы их не любить. Впрочем, никто и не заставляет, так же как и никто силой не понуждает наших главных патриотов скупать шикарные квартиры в Майами. Ладно бы квартиры и апартаменты разные. Збигнев Бжезинский как-то заметил, что в американских банках лежит 500 миллиардов долларов, принадлежащих российской элите. «Вы еще разберитесь, чья это элита – ваша или уже наша. Эта элита никак не связывает свою судьбу с судьбой России. У них деньги уже там, дети уже там».

Вклады в их банки, впрочем, не мешают превратить ненависть к Америке в профессию, как это сделал Жириновский или юморист-сатирик Задорнов. Кто-то запустил в Интернет презрительное прозвище американцев – «пиндосы», а США, соответственно, «Пиндостан». Правда, иногда шуточки оборачиваются неприятностями. Госдепу Ирине Родниной, разместившей в своем аккаунте расистскую карикатуру на президента Обаму, не продлили американскую визу. А у нее в Штатах родные, бизнес...

Шайба раздора

Наши антиамериканисты и сочинскую Олимпиаду рассматривали сквозь призму одностороннего противостояния. Одностороннего по той причине, что, как я подозреваю, в США не очень осведомлены об их титанических усилиях. Для начала критиков Олимпиады обвинили в том, что они куплены американцами. Ну да, те самые «печеньки Госдепа». Никто из серьезных людей не решился на такие откровения. Отметился саратовский «политолог» Михаил Шмырев, а реготделение ЕР эти перлы растиражировало. Цитирую не без брезгливости:

«Эту небольшую кучку абсолютно беспринципных псевдолибералов нельзя назвать иначе как «пятой колонной» в нашем российском обществе. Их действия направлены отнюдь не только на самопиар, они системны, явно провокационны и очевидно носят заказной характер. Заказчиками, полагаю, являются те, кто демонстративно проигнорировал официальное приглашение нашей страны на официальное открытие Олимпиады».

Отказался приехать в Сочи Барак Обама. Но «псевдолибералов» – по Шмыреву – на всякий случай проплатил.

И тут подоспела шайба – незасчитанная шайба в ворота сборной США, – и отменил ее американский же арбитр. И началось! Никто уже не обращал внимания, что наша команда играла ни шатко ни валко. Что матч с США ничего не решал, и Россия продолжила борьбу. Не стали обращать внимания на мнения хоккейных авторитетов Бориса Михайлова, Владислава Третьяка. Даже президент страны высказался: «Если ворота сдвинуты, надо ее останавливать, если нет – играть дальше. Но даже если судья ошибся, ярлыков ни на кого вешать не надо».

Но к Путину не прислушались. И не послушались. Может, оттого что хоккей у нас снова попал в число национальных символов и, очень может быть, назначен духовной скрепой. (После игры с финнами – вряд ли.) Кто же эти бесстрашные люди?

Жириновский, уверенно заявивший, что Россия останется без золота в хоккейном турнире, ибо американцы все уже купили. Новоиспеченный кавалер телеведущий Дмитрий Киселев: сначала в своей передаче он разоблачил поэта Игоря Иртеньева, что тот урожденный Рабинович. Это настолько пованивало «борьбой с безродными космополитами» образца 1949 года, что возмутился даже робкий Российский еврейский конгресс. Хотя направление мыслей Киселева понятно: вдруг прикажут дружить с «пиндосами». Тогда остается запасная патриотическая площадка – антисемитизм. И Христа продали, и воду выпили. Во всем можно обвинить.

Потом Киселев принялся за хоккей и сразу показал себя большим докой. Ну кто еще назовет хоккейную площадку «полем»? Только специалист. По Киселеву выходило, что во всем виновата американская телекомпания NBC. Ибо она заплатила за трансляцию Олимпиады два миллиарда долларов и не хотела показывать поражения своих спорт­сменов. На самом деле платеж составил 775 миллионов, но дело не в этом. Возникает много вопросов. Как влияла телекомпания на другие виды спорта, например на конькобежный? Там все выиграли голландцы, почему американцы не предприняли никаких мер? И потом, как NBC руководила судьей? Было ли заранее дано указание не засчитывать гол на 58-й минуте? Или в свисток был смонтирован электронный чип? В общем, не раскрыл технологии Киселев, а нам остается только гадать.

Был и групповой патриотизм. На следующий день после хоккейного матча у посольства США собралась – была собрана – большая группа молодежи. С плакатами, позорящими американского арбитра. При полном попустительстве полиции. Это в Москве, где в автозак можно угодить за раскрытый зонт или чистый лист бумаги в руках. Ясно – санкционировано свыше. Организовано какими-то деятелями из «Молодой гвардии» – это видно по уровню креатива. Две девицы натирали на терках хозяйственное мыло, что символизировало старый болельщицкий девиз «Судью на мыло». Ну, во-первых, американские дипломаты ничего так и не поняли, а во-вторых, лозунг давно забыт. Сейчас судей на российских стадионах всё больше упрекают в нетрадиционной сексуальной ориентации. Надо бы молодежи это знать. Попробовали бы проиллюстрировать, вышло бы забавно. Но могла получиться пропаганда, вот в чем засада.

Кстати, о засадах – так сейчас часто называют неприятное положение. Очередную золотую медаль принес России сноубордист Вик Уайлд. (Vic Wild), уроженец Вашигтонщины, то есть города Уайт Сэлмон штата Вашингтон. Любовь его позвала в нашу страну, вот он стал выступать под российским флагом. Я вот своим патриотическим нутром чую здесь какую-то каверзу американскую. Что-то они задумали, а что – непонятно. Господа пещерные патриоты, может, объясните? «Россия – страна, которая дала мне возможность победить», – заявил Вик. Но мы-то с вами никогда не поверим американцам, не так ли?

Лётно-наркотическое

Но и кроме спорта нам есть о чем поговорить с американцами. Например, есть такая тема, как «российские узники». Долгое время главным «узником» считался Виктор Бут, которому американский суд определил 25 лет тюрьмы за торговлю оружием. Сейчас о Буте практически не вспоминают. У нас иной герой – Константин Ярошенко. Кстати, не чужой нам человек – окончил Краснокутское лётное училище. Был обычным летчиком, но вдруг стал владельцем целой компании «Рост­авиа» и занялся перевозками в Африке. Звезда пилота Ярошенко закатилась в августе 2010 года, когда он был арестован по обвинению в подготовке транспортировки в США крупной партии кокаина. Был судим и приговорен к 20 годам лишения свободы. Россия протестовала, а суть протеста была в том, что дипломатические службы нашей страны не были проинформированы о задержании российского гражданина. Американцы неловко оправдывались, заявляя, что пытались известить россиян. Но вышла техническая накладка. На этом успокоились, полагая, наверное, что выступать с высоких трибун в защиту человека, осужденного за наркоторговлю, не к лицу государству. И вдруг спустя три года в России развернулась кампания в защиту Ярошенко. По телевидению показывают интервью с его матерью, которая, как и всякая мать, уверена в невиновности сына. В защиту Ярошенко выступил уполномоченный МИД по вопросам прав человека, демократии, верховенства права (замечательная должность, особенно в нашей стране!) Константин Долгов. Сам министр иностранных дел Сергей Лавров заявляет, что обсуждал дело Ярошенко с государственным секретарем США Джоном Кэрри. Правда, Кэрри – а чего еще ждать от него – заявил, что ему неизвестно о каких-либо проблемах со здоровьем у Ярошенко.

У каждой истории есть предыстория. Есть и у нашей. Появлению сообщений о резком ухудшении здоровья российского узника тюрьмы Форт Дикс предшествовало его требование провести новый процесс по его делу с участием присяжных. А еще раньше США отказались передать Ярошенко России по Конвенции Совета Европы о передаче осужденных. Вот после всего этого и пошла новая волна по делу Ярошенко. Правда, есть одна деталь, о которой наши дипломаты стараются не упоминать.

Например, тот же Константин Долгов говорит так: «Состояние здоровья российского гражданина Ярошенко, несправедливо осужденного в США на длительный тюремный срок, по-прежнему вызывает серьезную озабоченность». И одновременно: передача осужденного на родину возможна согласно той же Конвенции лишь в том случае, если приговор его не подлежит обжалованию. То есть если Россия требует передать ей Ярошенко, то она признает вынесенный ему приговор. Если же мы считаем, что приговор несправедлив, то должны требовать пересмотра дела. И при этом представляется, что для дипломатов нашей страны важна не судьба Ярошенко, а возможность еще раз упрекнуть Штаты в жестокости по отношению к осужденным. Ну да, мы как раз та страна, которая в данной ситуации вся в белом, и наши тюрьмы и колонии являют собой образец гуманности.

И много всего прочего

Ладно бы между нашими странами стояли только дело Ярошенко и незасчитанная в хоккее шайба. Кстати, последующая игра нашей сборной доказала, что все трагические вопли были напрасны. Мы проиграли финнам.

Давайте коротко пробежимся по списку взаимных обид и претензий последнего времени. «Список Магнитского». Интересно, что судьба загубленного в тюрьме юриста не взволновала наш МИД и его уполномоченного МИД по вопросам прав человека, демократии, верховенства права. Ну да, это ведь дела внутренние, не внешние. Наш «адекватный» ответ – закон людоедов. Саму Америку мы уязвить не смогли, разве что несколько сотен американцев, которые собирались усыновить российских сирот. И конечно, жертвами стали сами сироты, оставшиеся в российских приютах. Кстати, депутат Баталина, одна из главных пропагандистов закона, утверждала, что массовое усыновление теперь начнется в России. Хотелось бы узнать, как продвигаются дела.

Еще есть Сноуден, которого мы приютили и которого американцы страстно желают видеть на скамье подсудимых. С их точки зрения он – предатель. Мы с дефиницией затрудняемся, однако убежище ему предоставили. Впрочем, история не нова: у нас герои-разведчики, Анна Чапмен например, у них негодяи-шпионы.

Украина. Конечно же, мы видим в украинских событиях явный госдеповский след, о чем совсем недавно заявлял официальный представитель МИД России Александр Лукашевич.

Многие считают, что антиамериканская риторика наших властей и провластных СМИ рассчитана на внутреннее потребление. Мол, негоже бороться со страной, с которой многие обличители связывают свое будущее. Ведь если верить адвокату Марку Фейгину, даже создатель последнего патриотического хита «Биохимия предательства» Константин Семин проживает в Штатах. И я тоже думаю, что основной потребитель живет в России. О том, зачем нас кормят этой не очень аппетитной пищей, поговорим чуть позже. Сначала надо сказать, что эти брызги – не шампанского, конечно – долетают и до Америки. Результат? Процитируем «Ленту.Ру»:

«Рейтинг России среди граждан США резко упал, свидетельствуют результаты опроса, проведенного Gallup. О положительном отношении к России заявили всего 34 процента американцев.

По сравнению с предыдущим годом Россия продемонстрировала самое сильное падение рейтинга среди всех стран: в 2013 году рейтинг РФ составлял 44 процента, то есть на 10 процентов выше, чем в нынешнем году. Также ухудшился и рейтинг президента России Владимира Путина, показав самый низкий уровень с 1999 года: 63 процента американцев заявили об отрицательном отношении к главе РФ. Для сравнения, в 2013 году этот показатель составлял 54 процента.

Как отмечают авторы опроса, этот результат подтверждает данные опроса, проведенного осенью 2013 года. Тогда, впервые за 15 лет, больше половины американцев заявили, что считают Россию врагом, а не союзником».

После таких результатов, казалось бы, нашим борцам с коварным Пиндостаном все карты в руки. Они не любят нас, мы не любим их. Киселев и Мамонтов могут обвинять американцев во всех смертных грехах. Например, рассуждать, какова доля ответственности америкосов в том, что евро уже стоит 50 рублей, а доллар не отстает, что АвтоВАЗ в очередной раз потерпел многомиллиардные убытки, что большинство российских регионов по уши в долгах. Можно обвинять заокеанских врагов в том, что ЖКХ разваливается, а тарифы растут, что наши старики, и не только они, живут в нищете. Много еще что можно назвать, достаточно только посмотреть по сторонам. А затем, чуть изменив фразу Николая Васильевича Гоголя, сделать вывод: «Это всё американец гадит».