Особенности местного законотворчества
И все-таки оно достигнуто – полное согласие и взаимопонимание. Нормативная база региона отшлифована до зеркального блеска, мелкие шероховатости и крохотные недочеты на этом безукоризненном пространстве устраняются мгновенно. Но есть проблемы. Заседания комитетов проходят столь молниеносно, что становится жалко депутатского времени.
Получается, что депутаты, а их изрядная часть совмещает служение народу с основным местом работы, тратят больше времени на перемещение от места службы в здание парламента и обратно. Может, есть смысл назначить заселения комитетов на один день? И подогнать расписание таким образом, чтоб максимально сэкономить депутатское время. Ну и время чиновников. А заодно и время журналистов, которые теряют по 40–50 минут между заседаниями.
Впрочем, есть исключения.
Комитет по аграрным вопросам:
НУ, ЗА РАЧИТЕЛЬНОСТЬ...
Этот комитет работает, как обычно, старательнее всех. Нет, собственных законопроектов депутаты практически не рассматривают, зато внимательно наблюдают за деятельностью исполнительной власти.
В минувшую среду, например, депутаты спрашивали с минсельхоза о причинах образования остатков средств по межбюджетным трансфертам из федерального бюджета. Дело в том, что региональный бюджет был вынужден вернуть в федеральную казну 35,1 миллиона рублей. Сумма вроде бы изрядная, и депутаты озаботились.
Но, как рассказала заместитель министра сельского хозяйства Татьяна Кравцева, эти 35 миллионов составляют чуть более одной десятой от полученных федеральных денег. Потому как регион получил из Москвы почти 3,2 миллиарда рублей. Впрочем, 35 миллионов – деньги немалые. Выяснилось, что большую часть от этой суммы – 28,4 миллиона – пришлось вернуть, потому что Аткарским маслоэкстракционным заводом была заявлено к выплате 380 млн рублей. Но часть кредитов была погашена досрочно и потому документы поданы на 303,4 миллиона рублей. То есть не на сами миллионы, а на погашение части процентной ставки по кредиту.
Невостребованные 121,9 тысячи рублей получились потому, что крестьянское фермерское хозяйство Демидова из Ершовского района возвратило часть средств досрочно, КФХ Фомичева из Красноармейского района не открыло счет для перечисления средств.
Как уверила собравшихся заместитель министра, все возвращенные в федеральный бюджет средства опять поступят в областной бюджет в самое ближайшее время. Более того, миллиард и 89 миллионов рублей уже пришло на региональные счета. Из них 607 миллионов – средства на несвязанную поддержку сельхозтоваропроизводителей.
Собственно, Татьяна Кравцева объяснила всё доступно и понятно. Но у депутатов есть своя роль, и они ее обязаны исполнить до конца. Замещающий отсутствующего председателя комитета Николая Кузнецова Виктор Щербаков поинтересовался, почему невостребованные деньги в конце года не предложили другим, тоже нуждающимся в поддержке аграриям. Кравцева объяснила, что сотрудники минсельхоза обзванивали всех вплоть до 31 декабря. Желающих судорожно подготовить документы не нашлось.
Депутат Николай Семенец, который, собственно, и инициировал рассмотрение вопроса о происхождении возврата федеральных средств, говорил долго. Несмотря на объяснения, уверил Николай Яковлевич, по остаткам много вопросов. И резко сменил тему. Переключился на невозведенные фельдшерско-акушерские пункты. А потом сделал вывод, что всё это – и возврат, и ФАПы – порождает вседозволенность и безнаказанность. И возмутился: почему минсельхоз не вмешался, когда выяснилось, что Аткарск запросил лишние 80 миллионов. А также добавил, что аграрии жалуются на минсельхоз: чтобы сдать документы на получение денег, надо пройти горнила, и вообще надо с этой практикой кончать.
Надо сказать, что контроль исполнительной власти депутат отложили на середину заседания, а начали они, как и положено, с законотворчества. И внесли технические изменения в закон о господдержке кадрового потенциала АПК. Изменения образовались из-за принятия федерального закона об образовании, который ввел новые термины взамен старых.
Два предложения по внесению изменений в федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных ресурсов инициировали самарские законодатели. Наши один раз коллег подержали, второй раз – отказались. Поддержали по введению норм, запрещающих продажу орудий лова рыбы, а отказали по внедрению системы GPS для маломерных судов.
Причем именно этот отказ стал причиной бурного возмущения депутата Владимира Соловьева, который обвинил комитет охотничьего хозяйства и рыболовства в бездеятельности. Дело в том, что самарские депутаты предложили контролировать рыбопромысловые участки с помощью системы GPS. А, как объяснил представитель комитета, ширина участков на малых реках такова, что GPS всегда будет давать погрешность. Что, понятно, приведет к спорам между хозяйствующими субъектами. Соловьев возмутился: почему на дорогах GPS-навигаторы всё показывают, а на водоемах не могут. И добавил, что вокруг СарГЭС в Балакове полно браконьеров. Владимиру Александровичу объяснили, что закон регламентирует деятельность законопослушных хозяйствующих единиц. Соловьев всё равно был огорчен – комитет всё отвергает, а сам ничего не предлагает. То есть, получается, законотворческой деятельностью не занимается. Что, собственно, в полномочия комитета, в отличие от депутата Соловьева, и не входит.
Комитет по социальной политике:
НУ, ЗА ЭКОНОМИЮ...
Есть такое подозрение, что к заседанию комитета готовились. Нет, речь не о рассматриваемых законопроектах, аппарат комитета тут всегда на высоте. Речь о многочисленных выступлениях депутатов по одному и тому же вопросу, чего, как правило, на заседаниях комитетов не случается.
А тут пришлось принимать крайне непопулярные изменения в закон о мерах социальной поддержки отдельных категорий населения в Саратовской области. Депутаты решили монетизировать льготу по предоставлению проездных билетов ветеранам труда, госслужбы Саратовской области, труженикам тыла, реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий. Всем этим людям размер ежемесячной денежной выплаты увеличивается на 100 рублей. Но при этом льготные проездные отменяются. То есть, как написано в пояснительной записке к документу, «изменяется форма предоставления меры социальной поддержки по оплате проезда транспортным средством общего пользования с натуральной формы на денежную».
Докладывающая вопрос первый заместитель министра социального развития Нина Рябина объясняла, что льготными проездными пользуется лишь каждый двадцатый льготник-горожанин. А люди, проживающие в сельской местности, такой возможности не имеют по понятным причинам: общественного транспорта на селе, как известно, нет. А сто рублей для сельчанина деньги. Это раз. Два: бюджетные деньги пойдут напрямую людям, а не транспортным предприятиям, то есть прозрачность расходов налицо. А еще Нина Георгиевна утешила, что льготы по бесплатному проезду сохранятся на региональном речном и пригородном железнодорожном транспорте.
Затем начали выступать депутаты. Начал Владимир Дерябин, который сказал, что закон правильный, так как сельские жители не пользуются транспортом. Коммунист Сергей Афанасьев с оговорками, но поддержал законопроект, сказав, что число трамваев уменьшается, а прозрачность использования бюджетных денег увеличивается. Николай Семенец, избиравшийся от сельского, Пугачевского, района, сообщил, что люди обижались, потому как закон был направлен на горожан, а теперь всё выровняется. Зинаида Самсонова поддержала Семенца. И только Алексей Мазепов, депутат от городского округа, придумал новый плюс для принимаемого закона – дескать, экономится порядка пяти миллионов рублей в год, которые идут на изготовление проездных билетов.
Не смолчал и присутствовавший на заседании комитета председатель общественной палаты области Александр Ландо. Он повторил мантру об обиженных сельских жителях и добавил, что теперь начнется борьба за пассажира в городском транспорте. А еще Александр Соломонович предложил заслушать транспортный комплекс и сообщил, что не видит смысла в городском транспорте. Понятно, Ландо не стал замахиваться на муниципальные трамваи с троллейбусами, а вот с автобусами надо разбираться. И еще главный общественник области уверен, что надо повышать плату за проезд.
Представитель ветеранской организации сообщила, что совместно с комитетом они проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что никто ничего не потеряет: городские льготники получат компенсацию, а сельские – дополнительные деньги. Правда, потом ветеран предложила ввести проездные билеты, которые люди, в том числе и работающие пенсионеры, могли бы покупать за свои деньги и ездить на работу с пересадками.
Судя по всему, это был главный законопроект повестки дня. Но не главный вопрос, потому как депутаты комитета по социальной политике взяли пример с коллег-аграрников и стали интересоваться реализацией законов у исполнительной власти. На этот раз на карандаш попало министерство здравоохранения и реализация закона «О создании органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Саратовской области условий для оказания медицинской помощи населению». О том, что депутаты начали интересоваться реализацией закона преждевременно, им сразу сообщил министр здравоохранения Алексей Данилов. Дело в том, что закон начал работать только с 1 января текущего года, и какая-то аналитика по его реализации может появиться только по окончанию первого квартала. Но депутатов это не остановило, и к ответу были призваны руководители четырех районов.
В Балакове с реализацией закона всё в порядке. Разработано положение о предоставлении жилья врачам, но есть проблема. Врачи находятся в ведении областного бюджета и подчинения, а квартиру им может предоставить только муниципалитет. Что не устраивает надзорные ведомства. А в остальном всё в порядке. За исключением разве того, что обеспеченность медперсоналом балаковских учреждений здравоохранения всего 52 процента.
В Аркадаке, Самойловке медперсонала тоже не хватает, хотя для будущих врачей, в Аркадаке например, зарезервированы две квартиры. А так – транспортная доступность населения к больнице и ФАПам обеспечивается, и все пункты положения из минздрава выполняются.
В Калининске катастрофически не хватает судмедэксперта, и это самая главная проблема администрации по реализации закона.
Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики:
НУ, ЗА КАПРЕМОНТ...
Заседание прошло под эгидой капитального ремонта. Точнее, под эгидой областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Целый пакет документов на предыдущем думском заседании был принят к рассмотрению на грядущем, которое состоится в среду, эти документы будут приниматься сразу в первом и втором чтениях. Обсуждать законопроекты на заседании комитета депутаты не стали, потому как «состоялись рабочие группы», и все недочеты были устранены, а замечания учтены.
То есть порядок утверждения краткосрочных планов реализации областной программы по капремонту практически готов. В очередной раз отшлифованы и некоторые законодательные акты, в которые добавили ряд работ, которые могут проводиться за счет фонда капремонта. Это, например, работы по утеплению фасадов, установка коллективных приборов учета, переустройство крыш с не вентилируемой на вентилируемую и так далее.
Но капитальный ремонт – дело очень сложное, готовиться к нему надо со всей ответственностью. Потому к рассмотрению приняты еще три документа. Очередные изменения в закон о порядке установления минимального размера взноса: тут речь идет о том, что взнос на капремонт взимается именно с площади, принадлежащей собственнику. Доводится до совершенства закон об установлении порядка подготовки и утверждения программы капремонта. В этом документе собираются прописать обязанности органов местного самоуправления по предоставлению сведений, которые нужны для формирования программы.
С двумя законодательными инициативами выступила депутат Зинаида Самсонова. Несмотря на ее непринадлежность к главной партии одну инициативу приняли к рассмотрению, вторую на всякий случай отклонили. Первая новация Самсоновой обязывает регионального оператора информировать собственников жилья о порядке выплаты им средств фонда капремонта.
Второй законопроект под названием «О полномочиях органов государственной власти Саратовской области по организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области» был отклонен. В пояснительной записке написано, что законопроект направлен на четкое определение полномочий органов госвласти и защиту собственников жилья. Но председатель комитета Сергей Нестеров сообщил, что, по мнению юристов, документ носит информационный характер и правовой нагрузки не несет.
Обращение областной думы к премьеру Дмитрию Медведеву по установлению и применению социальных норм потребления электроэнергии было разработано после соответствующего решения, которое было принято депутатами на правительственном часе. Сейчас необходимость в обращении вроде как и отпала: переход на соцнорму отложили на два года. Но региональные власти на всякий случай сформулировали болевые точки.
Комитет по государственному строительству и местному самоуправлению:
НУ, ЗА СЕМЬ ПРОЦЕНТОВ...
Заседание комитета прошло весьма оперативно. Восемь вопросов рассмотрели за 10 минут. Собственно, вопросы были проходными.
Уточнили название комитета в законе о порядке избрания в квалификационную коллегию адвокатов, вывели нового омбудсмена Татьяну Журик из состава областной избирательной комиссии. Постановили, что Татьяна Владимировна отчитается о деятельности уполномоченного по правам человека за 2013 год на ближайшем думском заседании. И ничего что Журик назначена на пост месяц назад, как сказал председатель комитета Александр Сундеев, Татьяна Владимировна сделает акцент на перспективных планах работы.
Самыми продолжительными, минуты по три, были рассмотрения изменения границ муниципальных районов внутри Красноармейского муниципального образования и изменения в федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации.
Изменения границ – дело совершенно частное, но заместителя главы Красноармейского района всё равно заслушали. Он объяснил, что граница перемещается таким образом, чтобы немного прирос Красноармейск, получив от этого пользу. А Мордовинское муниципальное образование не пострадает. Вопросов у депутатов не было. Потому как, очень вероятно, не все слышали о Мордовинском МО.
Другое дело – предложенные депутатами Госдумы изменения в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской Федерации». Члены фракции «Единая Россия» вдруг предложили снизить проходной барьер для партий с семи до пяти процентов. Но не остановились на этом, а двинули дальше. И предложили разрешить не собирать подписи для участия в избирательной кампании партиям, депутаты которых хотя бы в единственном числе присутствуют хотя бы в одном из региональных законодательных собраний страны.
На самом деле поправка звучит так: «Список кандидатов, выдвинутый политической партией, ее региональным отделением, был допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта Российской Федерации созыва, действующего на день официального опубликования (публикации) решения о назначении соответствующих выборов».
Со снижением проходного барьера депутаты комитета согласились. А вот по сбору подписей засомневались. Потому как поправки в федеральный закон принимаются пока к рассмотрению, областные депутаты решили выступить со своими предложениями и убедить старших товарищей в том, что торопиться с отменой сбора подписей, как минимум по этому поводу (один мандат в одном регионе), не стоит.
Региональных депутатов, которые в подавляющем большинстве единороссы, понять можно. Если вдруг в каком-нибудь регионе в думу просочится депутат из какой-нибудь неугодной партии, то у этой самой партии будет одним барьером меньше, и она вдруг сможет прорваться и в нашу думу.
Комитет по культуре, общественным отношениям, спорту, делам молодежи и информационной политике:
НУ, ЗА ПАТРИОТИЗМ...
Комитет, который ведает культурой, общественными отношениями и много еще чем, справился со своей работой всего за восемь минут. Ничего удивительного – сказывается тщательная и скрупулезная подготовка. Впрочем, законов на заседании комитета не рассматривали.
Зато внесли изменения в правила аккредитации журналистов. Подавать заявление на аккредитацию теперь можно с 1 декабря по 31 января. Это уже существующим СМИ, а вновь образованные смогут аккредитоваться когда захотят.
В состав общественного совета при областной думе собираются ввести нового члена – представителя Российского союза молодежи Андрея Бодягина. Изменения в законопроект о военно-патриотическом воспитании в Саратовской области решили принять к рассмотрению. Но рассматривать пока будет комитет. А потом, подготовившись поосновательнее, уже и внесет инициативу Александра Сидоренко на думу. Судя по тому, что в пояснительной записке к документу имеется как минимум две грамматические ошибки, это сделать стоит.
Дольше всего депутаты комитета задержались на рассмотрении изменений в федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации». Горячие головы из Госдумы решили запретить иностранцам, работающим в России, использование иностранных языков в рабочее время.
Как сообщил председатель комитета Владимир Писарюк, отрицательное заключение по законопроекту уже получено.
Но депутаты сочли своим долгом высказаться. Не исключено, просто потому, что завершать заседание в столь сжатые сроки было не совсем удобно.
Сначала депутат Галина Комкова сказала, что это неоправданное ограничение прав граждан. И еще – нарушение статей 19 и 26 Конституции.
Алла Лосина, которая тоже возражает против предложенных изменений, напомнила, что мы привлекаем на работу иностранных музыкантов, ученых. На открытии Олимпиады, например, работал иностранный хореограф.
О Конституции страны напомнила депутат Мария Липчанская, которая вспомнила о статье 19 и о запрете дискриминации, в том числе и по языковому принципу. Далее Мария Александровна, предположив (чисто гипотетически), что поправки примут, поинтересовалась, как наказывать за неисполнение закона.
Подытожил всё сказанное Владимир Писарюк, опять вспомнив Конституцию и недопустимость ее попрания.
Комитет по экономической политике, собственности и земельным отношениям:
НУ, ЗА ПУНКТУАЛЬНОСТЬ
Время заседания неожиданно перенесли с 15 на 11 часов. Потому побывать на нем, увы, не удалось. Собственно, сама повестка дня ничего экстраординарного не предвещала – просто очень интересно наблюдать за профессиональным ростом депутатов.
Из того, что стоит отметить: депутаты ликвидировали совет по развитию малого и среднего предпринимательства, сославшись на то, что аналогичная структура есть при правительстве области. Опять ничего удивительного, исполнительная и представительная ветви власти у нас в области уже без малого два года как пребывают в тесных объятиях.
После принятия федерального закона об особо охраняемых территориях утрачивает силу региональный закон о порядке организации особо охраняемых территорий местного значения. Как это отразится на состоянии, например, Кумысной поляны или Хвалынского национального парка, не известно.