Огненная дорогая с психологией
В 2014 году водка в России будет стоить не меньше 200 рублей. Повышение цен должно пройти в два этапа. К началу марта, по инициативе Росалкогольрегулирования, пол-литровая бутылка водки в рознице должна стоить 199 рублей. А с 1 августа – все 220.
Чтобы не тревожить потребителя
Одновременно с розничными, конечно же, поменяются отпускные и оптовые цены. Отпускная цена производителя до 1 августа 2014 года должна быть не ниже 154 рублей. Оптовая – не ниже 179 рублей. После 1 августа отпускная должна подняться до 171 рубля. Оптовая сохранится на уровне 179 рублей за 0,5 литра.
Росалкогольрегулирование водкой не ограничивается. Согласно его предложениям минимальная розничная цена коньяка в 2014 году может составить 322 рубля за бутылку в 0,5 литра. В 2013 году он стоил 280 рублей. Бутылка бренди будет стоить минимум 293 рубля против прошлогодних 250.
Повышение цен Росалкогольрегулирование объясняет увеличением в 2014 году ставки акциза на алкогольную продукцию крепостью свыше 9% с 400 до 500 рублей за литр безводного спирта. А также ростом тарифов на газ и электроэнергию в 2014 году.
Свои причины есть и у «растягивания удовольствия» на два этапа. В 2013 году повышение цен на водку было резким, сразу на 36%. Единственным видимым эффектом от такого скоропалительного шага было то, что россияне перешли на суррогатную продукцию. Сейчас переход планируется плавным, что, по мнению экспертов Росалкогольрегулирования, является своего рода психологической уловкой. Потребитель, мол, успеет за полгода привыкнуть к пугающей отметке в 200 рублей, после чего можно ещё немного поднять цену. Спокойствие потребителей для российского алкогольного рынка – очень важный момент. Только так, по мнению государственных экспертов, можно сохранить спрос на легальный товар и вытеснить с рынка продавцов нелегальной продукции.
Рынок падает, чиновникам нет дела?
Приведет ли это подорожание к желаемому эффекту, неизвестно. Многие эксперты в успех правительственной затеи не верят. Продавцы водки, например, в Саратовской области уже отмечают серьёзное падение рынка.
По словам Татьяны Дорошенко, директора ООО «ТПК «Новый город» (владеет сетью магазинов алкогольной продукции «Премьер»), «водка уже не продаётся». По сравнению с началом прошлого года первые месяцы 2014 года показали сокращение ее продаж примерно на 50%. Спрос есть, по словам нашей собеседницы, только на дорогие подарочные бутылки. Но эти объёмы продаж для статистики не интересны. Зато, как отмечает Дорошенко, такой товар, как самогонный аппарат, напротив, приобрёл популярность.
«Повышение цен на водку, на мой взгляд, даст очередной толчок к развитию рынка контрафактной продукции, как уже бывало не раз. Водка в России самый популярный алкогольный продукт. Так исторически сложилось. Но компании, занимающиеся продажей алкоголя, подобно нашей сети магазинов, вынуждены ориентироваться на другой ассортимент алкогольной продукции, который вызывает интерес покупателей и которого не найдёшь в других местах. Компании, ориентированные только на водку или в большей степени на водку, неизбежно потерпят убытки, и внушительные», – считает наша собеседница.
В целом саратовский рынок алкогольной продукции и раньше имел перекос в сторону контрафакта и, как говорили представители регионального правительства, «дешёвой казахстанской водки». Условия неравной конкуренции, когда казахстанская водка стоила в три раза дешевле российской, привели к значительному сокращению лицензированных торговых точек. Сейчас ценовой разрыв увеличивается, и конкуренция, видимо, станет ещё жёстче.
«Газета недели» попросила специалистов министерства экономики и инвестиционной политики Саратовской области, пристально (как нам казалось) следящего за изменениями в этой сфере потребительского рынка, прокомментировать грядущее повышение цен на водку и оценить влияние этого факта на состояние рынка алкоголя в регионе. Памятуя при этом, как буквально осенью прошлого года представители министерства обещали предпринять ряд мер, чтобы выровнять ситуацию с казахстанским контрафактом и даже увеличить долю саратовской водки на региональном алкогольном рынке. Но, к сожалению, ответа мы не получили. Оказалось, что сводных данных по состоянию алкогольного рынка в регионе в областном минэкономе нет. А на их подготовку требуется время – не меньше недели. От экспертной оценки специалисты ведомства тоже отказались.
Одноразовое средство
Минимальные цены на крепкий алкоголь были введены в нашем государстве с 2010 года в качестве инструмента борьбы с контрафактом. В 2009 году на прилавках магазинов цена основных производителей, учитывая акциз и НДС, составляла около 80 рублей, но здесь же продавалась водка за 40–50 рублей. При таком ценовом дисбалансе большая часть употребляющих россиян делала выбор в пользу контрафакта.
С введением понятия «минимальная цена» вся водка – самая дешевая легальная и нелегальная – на прилавках выставлена по одной цене. Это, по словам экспертов, лишило производителей контрафакта главного конкурентного преимущества – предельно низкой цены. Ведь чем выше акциз, тем потенциально выше была у нелегального производителя водки маржа. Минималка исключала возможность получения этого потенциального маржинального дохода.
Однако, по словам экспертов, в 2013 году система дала сбой. Подорожав сразу на 36%, до 170 рублей, водка резко сократилась в производстве (минус 40%). Тогда как, согласно статистическим отчётам, пить меньше в России не стали. То есть в ход пошли суррогат, сивуха, самогон и прочий самопал. Работу над ошибками в российском правительстве провели.