Найти кукловода – и всё
В Общественной палате Саратовской области решили проверить, как исполняется указ президента «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» от 7 мая 2012 года. Указ направлен на исполнение одного из предвыборных обещаний Путина. Президент обещал, президент указал, а юный Женя Лузановский потребовал ответа от профильного министерства области.
В общественной палате направление контроля в сфере ЖКХ курирует самый юный, но уже очень мудрый ее член Евгений Лузановский. Получаемое им в университете юридическое образование и опыт заместителя начальника «Молодой гвардии Единой России» наделили его всеми необходимыми компетенциями в этом вопросе. Областную думу представлял на заседании не менее опытный председатель комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Сергей Нестеров.
На квадроциклы хватило
Начальник управления министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области Андрей Шаповалов держал ответ. По его данным, в 2012 году на территории области на учете для улучшения жилищных условий было примерно 328 многодетных семьей. На сколько процентов выполнены все программы к текущему моменту, Шаповалов не разъяснил, как и то, насколько увеличилось количество нуждающихся в 2013 году.
На переселение граждан из ветхого и аварийного жилья идут средства, выделяемые федеральным фондом содействия реформированию ЖКХ, вторая половина – из местного бюджета: муниципального и регионального. Сейчас все средства идут на помощь тем семьям, которые стояли на учете до 2012 года. Было отмечено также, что ведется работа по продлению программ.
О том, как получится выполнить в полной мере указ президента, если бюджет на эти цели был урезан на 280 миллионов рублей, спросила общественница Ольга Пицунова.
– У вас неправильные сведения. Программа аварийного жилья не урезалась, – поднял голову, отвлекшись на секунду от телефона, Сергей Нестеров.
– А Тепин объявил, что урезание было.
– Мы программу аварийного жилья только увеличивали. Просто средства были перераспределены, – заверил народный избранник.
– Можно попросить вас предоставить исчерпывающую информацию по этому вопросу? – попросила общественница.
– Можно, только сформулируйте свой вопрос.
– А так вы не понимаете?
– Не совсем.
– Ну ладно, 2013 год уже не вернешь, – пустился усмирять спорщиков председатель комиссии. – Если это и случилось, я думаю, не потому, что государство просто вот так захотело и урезало. Есть экономические обоснования. Мы все знаем, в какой ситуации находится область...
– Но зарплаты у чиновников высокие, квадроциклы они покупают.
– Но квадроциклы не для чиновников... – отвечала растущая замена Александру Ландо – Евгений Константинович Лузановский.
Один из присутствующих поинтересовался, можно ли изменить приоритетность в пользу домов, находящихся в крайне тяжелом состоянии. Например, на Яблочкова, 3, в прошлом году пожаром был уничтожен дом, но на расселение его жильцы могут претендовать только 2017 году. Заместитель министра строительства и ЖКХ Валерий Васильев ответил, что порядок постановки домов на учет выстраивает муниципалитет, затем программа обсуждается на федеральном уровне фондом содействия реформированию ЖКХ. Областное министерство не может его изменить. Депутат Сергей Нестеров охотно согласился, что держать ответ за это должны городские депутаты и горадминистрация.
Муниципалитеты сопротивляются указу президента
Но самым важным вопросом, ради которого собрались, была проверка реализации того пункта указа, который касался создания сети общественных организаций, контролирующих деятельность учреждений коммунального комплекса. Как и было постановлено, центр общественного контроля в сфере ЖКХ был создан на территории области в 2013 году. Возглавила его общественница Нина Царева, возглавлявшая ранее в общественной палате одноименную комиссию. Однако центр хоть и создан, но пока не действует – из-за «вопроса комплектации технического характера». Сейчас ведется работа по созданию его представительств в муниципальных районах.
«По поводу контроля: думаю, не стоит. А вот насчет оказания консультаций гражданам: думаю, в каждом районе должно быть место, в которое человек должен прийти, проконсультироваться, ему сказали бы, куда какие документы нужно знать, чтоб они время работы муниципальных учреждений не занимали», – поделился своим видением миссии нового общественного органа председатель комиссии Евгений Константинович. «Вы немного заблуждаетесь, Женя, консультации – только одно из направлений», – Нина Царева считает, что не стоит снисходить до такого уровня компетенций и что задачи у центра общественного контроля более масштабные: проверка работа организаций коммунального комплекса.
Тут заговорили о том, как ведется работа в этом направлении на местах. Оказалось, что муниципальные власти всячески сопротивляются указу президента. Ветеран, прошедший подготовку на специалиста по контролю в сфере ЖКХ, возмущен действиями главы города Энгельса. «Господин Лобанов встретил меня со словами: «Во-первых, Валентин Николаевич, вы откуда взялись?» Объясняю: идет построение независимого органа. «У меня денег нет». Я сказал, что мы будем расценивать это как отказ», – передавал он подробности встречи. После этого ветеран обратился с просьбой разобраться к Александру Ландо, но «они с Лобановым так мило побеседовали по телефону», – дальше вопрос не продвинулся. От областного министерства строительства и ЖКХ никакой реакции также не последовало. «Подобраны серьезные люди, которые жизнь свою ставят, чтобы решать эти вопросы, а отношение такое... Убедительно вас прошу, не то эта папочка попадет президенту. Я не хочу подводить регион», – пригрозил разгневанный ветеран. «Ну, понятно, мы знаем эту ситуацию...» – пытался остановить речистого гостя председатель комиссии. «Не надо, молодой человек, я смотрю, вы совсем уже... Вы слушайте, пока можно слушать в жизни. У нас очень большой опыт», – дал совет пожилой человек.
Руководительница областного центра по контролю в сфере ЖКХ Нина Царева сообщила, что на днях направила на имя губернатора письмо, в котором просила проинформировать глав районов о необходимости неукоснительного выполнения постановлений президента. «Ведь то, что говорит министр, часто не указ», – объяснила она. Замминистра ЖКХ Валерий Васильев объяснил сопротивление муниципалитетов сложностями объективного порядка: есть требования к техническому состоянию помещения контролирующего совета, минимальные финансовые затраты.
Председатель комиссии Евгений Константинович Лузановский пообещал, что соберется и поедет вместе Сергеем Анатольевичем в глубинку, чтобы просвещать неграмотных чиновников об указах президента. «Министерство ЖКХ этим займется», – отделался Сергей Анатольевич. «Мы всех возьмем», – предупредил Евгений Константинович.
«Кукловод в зеркале!»
Ольга Пицунова выразила мнение о том, что жилищная инспекция преднамеренно не ведет обход аварийных домов для составления актов об их техническом состоянии. Многие управляющие компании получили дома в ненадлежащем и полуразвалившемся состоянии, и сейчас их продолжают наказывать за то, что не сделали в свое время органы местного самоуправления, считает правозащитница. Заместитель министра Васильев привел в пример руководство ТСЖ «Волга», которое подошло к проблеме с соблюдением законодательства и провело обследование жилого фонда. «Оно подписало двусторонний акт с администрацией и закрыло этот вопрос. В любом случае по закону содержать жилой фонд должно не правительство и не управляющие компании, а собственники жилья», – заключил Васильев.
– Я никак не могу найти этого кукловода, который всем мешает! – начал выказывать недовольство один из экспертов центра общественного контроля. – Президент всей душой печется, все вроде стараются. Но в городе негде получить консультацию, нет органа, который должен это контролировать. Например, тепла потребляется в два раза больше из-за нарушений поставки Волжской ТГК. Нигде ничего нельзя добиться!
– Кукловода не надо искать. Кукловод в зеркале, – резко отреагировал замминистра ЖКХ. – Я на протяжении длительного времени вижу, что люди, которым правительство предоставило право, а теперь уже и обязанность заниматься имуществом, кивают на кого-то. Не управляющие компании должны содержать жилой фонд, а собственники! А у вас есть паспорт энергоэффективности дома? Он стоит 30 тысяч рублей. Кто вам должен это делать? В Жилищном кодексе четко сказано, что это должны делать собственники жилья.
– Ну давайте уже... – умолял Евгений Лузановский, который, отсидев положенный час, торопился прочь (председателя комитета по вопросам коммунальной политики областной думы к этому времени уже и след простыл). Но беседа приняла неуправляемый характер.
– Вы призываете, что мы должны управлять и отвечать за свое жилье. Но нам не дали это сделать. А нами управляет УК в лице человека, который даже не член ТСЖ. По какому праву он управляет тогда? Вы сами не даете управлять своими делами! Не даете сделать так, чтобы собственники квартир стал собственником дома! – возмущался председатель ТСЖ «Радио» Лев Каргальский.
– Статьи Жилищного кодекса не изменились. Сегодня собственники любого дома могут изменить способ управления. Реально! Вы сами этого не хотите. Я работал в трех администрациях и десятки раз принимал участие в тех общих собраниях, где решалась судьба дома. Инициатива заканчивалась тем, что приходило 15 человек из 150.
Пока заместитель министра строительства и ЖКХ уверенно отбивался от нападок присутствующих, председатель комиссии общественной палаты безрезультатно пытался угомонить спорщиков. «Ну давайте не будем...» – только и успевал протянуть Евгений Константинович, как его перебивали снова и снова.
Когда пыл присутствующих иссяк сам собой, Евгений Константинович пообещал, что организует рейды по управляющим компаниям города с целью контроля их деятельности.