Денис Жабкин: Большинству все равно, что будет с городом
Многие знают Дениса как главного врача сети фитнес-центров «Волга-Спорт». Не меньшее количество людей знакомо с ним как с блогером, известным в «Живом журнале» под ником djhooligantk. Кстати, такое название блога тоже не случайно, ведь среди любителей танцевальной музыки Жабкин – это DJ Hooligan.tk. Но сегодняшний разговор будет посвящен тому, что нас объединяет не только с Денисом, но и с читателями. Это Саратов, достоинства и проблемы нашего города.
– Денис, вы по сути являетесь блогером-краеведом. Какое событие из жизни города является для вас лучшим, а какое худшим?
– Тут сложно судить... Из лучших, может быть, реставрация дома на углу Челюскинцев и Октябрьской (бывшая колбасная фабрика Кизнер и Блок. – Прим. авт.). Помню, как проходил мимо него, он в то время был огорожен забором и разрушался. А здание ведь красивое! Боялся, что его снесут и просто что-то построят на его месте. Однако это оказалось масштабной реконструкцией, и дом практически в первозданном виде предстал перед жителями Саратова. Это тот случай, когда ждешь худшего, а происходит противоположное. А худшее... Было много плохого, и за многим приходилось следить.
Я всей душой возмущаюсь тем, что городские власти не хотят принимать правила землепользования и застройки, которые комитет архитектуры подготовил более двух лет назад, в общем-то, по заказу этой самой власти. Подготовил для того, чтобы сохранить тот исторический пласт, который еще можно сохранить. Но есть силы, которые противостоят, не дают сделать то, что есть во всех странах, во всех городах. А мы остаемся Иванами, родства не помнящими. Обидно, что многие жители Саратова не понимают исторической значимости наших зданий. Волгоград и многие города в той же Германии были разбомблены, и это считается огромной потерей. А у нас история города сохранилась, и мы же сами ее уничтожаем. Даже мне в комментариях пишут: «Да, всё надо снести, построить многоэтажные дома и удобные магазины». Мало кто понимает важность сохранения культурного наследия.
– 6 февраля гордума утвердила новую карту градостроительного зонирования Саратова. Это прошло без обычных в таких случаях публичных слушаний. Как вы считаете, большую ли роль играют слушания? У меня сложилось впечатление, что большинству людей хочется побыстрее проголосовать и уйти.
– Согласно нашему законодательству многие социально важные вопросы должны выноситься на публичные слушания, чтобы общественность принимала решения. Как это сделать проще? Превратить всё в чистую формальность. Если в Москве слушания проводят в основном вечером, то у нас они проходят часов в 10–11, когда все на работе, проводятся в каком-нибудь тесном помещении, где пришедшие толком не помещаются, и главное желание, которое там возникает, – это быстрее проголосовать как-нибудь и уйти, не выслушивая никого.
Из обычных людей приходят единицы, потому что опять-таки кто может позволить себе прийти во время рабочего дня? Приходят бюджетники – работники детсадов, школ, их отмечают. Как на митингах правящей партии. В итоге всё получается так, как хотят чиновники. Ответственным лицам заранее говорится, как голосовать, они одобряют все предложения, написанные в раздаточном листке. Против могут голосовать только общественные организации.
Саратов пока не готов к публичным слушаниям из-за развития общества. Большинству жителей абсолютно всё равно, что будет с городом: «за нас всё решили», «совсем плохо не будет», «как-нибудь само образуется». Боюсь, что если даже слушания проходили бы вечером, то всё равно это мало бы дало, пришедших по своей воле было бы немного. Кроме того, очень часто многие люди просто не разбираются в технических вопросах той же градостроительной карты. И они не знают, кому верить: один красиво говорит, другой тоже. А на самом деле это очередная попытка склонить аудиторию к своему мнению.
В сущности, некоторые вопросы должны обсуждаться не на публичных слушаниях, а в круге независимых профессионалов. Но сейчас всё решают деньги. А их владельцы разными способами влияют на принятие решений, даже если они идут против логики и здравого смысла, как, например, две высотки на Московской, которые сейчас начали строить (одна на углу Соборной, вторая – в глубине квартала между Октябрьской и Комсомольской). Пока их не видно, но через два года мы все ахнем от того, как некрасиво будет выглядеть улица.
– Вы подробно разбирали в своем ЖЖ изменения в правилах землепользования и застройки на 2014 год. Какие изменения видите наиболее важными?
– То, что в зонах много– и среднеэтажной многоквартирной застройки (Ж1 и Ж2) высота по фасадной линии застройки теперь не регламентируется. Иными словами, дома можно строить без оглядки на высоту фасада соседнего строения. Например, воткнуть между трехэтажными домиками 20-этажку. Может, с чьей-то точки зрения это нормально, но в архитектурном восприятии города всё должно быть просчитано, и нужно знать, как это место будет выглядеть со всех сторон. Нужно подчиняться какой-то общей схеме, логике. Если высотное здание, допустим, замыкало бы каждый квартал, то это была бы фишка улицы. А когда просто так дома натыканы, особенно точечной застройкой внутри квартала, это бардак какой-то.
Кроме того, не нравится то, что коэффициент застройки в зоне многофункциональной общественно-деловой застройки историко-культурного центра (ОД1) теперь не регламентируется – хоть до 100 процентов. Наконец, в зоне действующей и перспективной многофункциональной общественно-деловой застройки локальных центров обслуживания (ОД2, ОД2.1) можно строить впритык к дороге общественно-деловую застройку, не обращая внимания на прогулочный тротуар, посадку зелени. У нас говорят о расширении улиц, прокладывании велосипедных дорожек, о проведении трамвая. А откуда взять дополнительный участок на улице, если всё будет вплотную застроено, если это деловая застройка?
Я сейчас разбираю карту, и мне только предстоит понять, что и где изменилось: до центра еще не дошел, исследую Солнечный. Там меня настораживает плотность застройки. Солнечный-2 – это практически полностью зона Ж1, и места на сквер или площадь, казалось бы, хватало. Чистое поле – строй красиво и современно! Однако вместо этого выходит, что нужно как можно больше квадратных метров, чтобы земля принесла как можно больший доход. Новое строительство идет в ущерб комфорту, хотя можно было бы сделать совсем иначе. Думаю, лет через десять будут плеваться и говорить, что построен ужасный район: машину оставить негде, никакого транспорта не проведено, места, где гулять и отдыхать, нет. По-хорошему людям нужно иметь работу в том же доме, иначе они будут добираться часа полтора до центра из-за пробок.
– Одна из наиболее обсуждаемых тем в новом году, в том числе и в вашем ЖЖ, – это поднятие стоимости проезда в общественном транспорте до 18 рублей. Может ли это решить финансовые проблемы данной сферы?
– Нет, не сможет. У нас, условно говоря, два вида транспорта: муниципальный и остальной – частный. Кто выиграет, сложно сказать. У нас было много подъемов цен на билеты, и после этого каждый раз говорили, что всё наладится и транспорт станет работать лучше. Но ничего подобного не происходит, скорее, наоборот. Казалось бы, появились большие маршрутки – хорошо, но потом разрешили перевозить стоящих пассажиров, и теперь не протиснешься к выходу в час пик.
В общем, я думаю, что эти деньги с поднятия стоимости куда-то денутся, непонятно, правда, куда. И непонятно, почему придуман такой резкий подъем. Говорят, что это планомерный шаг, ведь растут цены на электроэнергию, бензин, обслуживание транспорта, наконец, обосновывают ценами в других регионах и задолженностью перед поставщиками электроэнергии. Но я не думаю, что такое резкое поднятие цены на билет (в 1,5 раза) хоть как-то повлияет на качество обслуживания.
– В Петрозаводске, напротив, аналогичные проблемы решали противоположным путем, снижением цен на проезд в троллейбусах с 17 до 10 рублей, из-за чего многие пересели туда с маршруток. Какой сценарий может сложиться в Саратове, с учетом того, что, по словам председателя комитета транспорта Василия Разделкина, стоимость проезда в автобусах и маршрутках будет примерно одинаковой?
– Ну, ездить нам так или иначе придется. Просто будем тратить, скажем, не 600 рублей в месяц, а 900. Сколько бы я ни ездил на общественном транспорте, я уверен, что маршрутки – самый быстрый вид, при всех его неудобствах. На автобусе по тому же самому маршруту вы потратите, скорее всего, в два раза больше времени. Наконец, маршрутки, за исключением 105-го маршрута или 42к, не «резинят», подолгу собирая людей с остановок. Скорее всего, при одинаковой стоимости проезда люди будут стараться пересесть на маршрутки. Правда, в них не действуют льготные социальные проездные. Получается, в маршрутках будет увеличиваться процент платежеспособных пассажиров.
– А в автобусах и троллейбусах останутся одни льготники?
– В случае совпадения маршрутов – да. Впрочем, если произойдет резкий сдвиг, то, вероятно, на маршрутки поднимут цены, обосновывая это дороговизной их содержания. С учетом того что автобусы и маршрутки принадлежат одним и тем же перевозчикам, они в случае чего могут скорректировать графики.
– Согласно данным городского комитета дорожного хозяйства, в Саратове примерно 616 тысяч квадратных метров тротуара требуют ремонта – примерно 26,8 процента от общей площади. В то же время чиновники обещают отремонтировать 26 тысяч квадратных метров, при этом где именно, пока не понятно. Мне кажется, что и здесь не чувствуется внятной стратегии ведения хозяйства.
– В прошлом году планы ремонта дорог и тротуаров неоднократно менялись. К концу года список был изменён почти полностью. Это доказывает отсутствие долгосрочных планов и приоритетов. Вот и в этот раз ещё не решили, где будут ремонтировать тротуары. По моему мнению, это должно быть расписано даже не на год, а на несколько лет вперед.
– Вернемся к теме блогерства. Вы по-прежнему считаете, что власть и широкие массы обращают внимание прежде всего на то, что появляется в СМИ, и в меньшей степени на блогеров?
– Сейчас за ЖЖ следят, конечно, не только продвинутые пользователи Интернета и молодежь. Например, меня читают и люди, которые работали ранее в правительстве Саратовской области, и те, кому за шестьдесят. Кроме того, власть тоже читает блог. Скажем, я получал приглашение на рабочее совещание по поводу трамваев в Саратове именно потому, что мы много и упорно критиковали власть в решениях с рельсовым транспортом. Наконец, на меня время от времени может сослаться какое-то информационное агентство или паблики соцсети «ВКонтакте». Тем или иным способом то, что мы пишем, доходит до власти: у администрации аналитический отдел вычитывает все упоминания. Не зря же и у главы города Олега Грищенко есть блог в ЖЖ, там даже на комментарии кто-то от его лица отвечает.
– Вам ни разу не предлагали что-то не писать или подредактировать уже сказанное?
– Такого ни разу не было. Единственное, что, возможно, было сделано с намеком, – это как раз то приглашение на совещание: посмотрите, мы, мол, не уничтожаем трамвай, а хотим его развивать. Частично результат был достигнут, поскольку количество постов о том, как власти уничтожают трамвай и троллейбус, уменьшилось. Поговорив, пообщавшись, ты начинаешь лучше понимать действия комитета транспорта. Там ведь тоже есть как противники, так и сторонники.
– Каким вам видится нынешний Саратов? Человек, который впервые посмотрит ваш блог, увидит тусклый, серый, безлюдный город, каким он кажется на фотографиях с Крекинга. Колыбель Саратова – Волжский район – тоже не радует: стройка в районе музея Федина, занавешенные афишами гастролеров дома на Лермонтова, Чернышевского и Соляной.
– Город представляется разнообразным. Есть, конечно, и депрессивные районы типа того же Крекинга, где всегда немного народа, дома стоят в полуаварийном состоянии, до центра ехать долго. Но в центре города много купеческих красивых домов, представляющих наше богатство, много исторических и красивых мест типа горпарка или «Липок».
Крекинг, честно говоря, я увидел таким унылым. Но и это интересно: ведь мало кто туда доедет, если не живет или не работает там. Надо показывать разнообразие города, ведь многие не выходят за пределы своего района. Но у нас много и светлого, у нас город, в котором тоже ценят искусство и красоту, умеют ее показать, выделить: тот же проспект Кирова, парки, если они не заброшенные. На самом деле за последние три года многие скверы и парки привели в порядок: регулярно высаживаются цветы, деревья обрезаны, поставлены лавочки и урны. Город преобразуется. Просто не всегда это видишь, обращая внимание на отрицательные моменты, а позитивное воспринимаешь как должное. Часто люди читают мои посты, ища не очень красивое и хорошее.
Например, я написал о каком-то районе или улице, которые меня зацепили, а человек прочитал и пишет в комментариях: «Жаль, что вам не понравился наш дом или улица. Да, в Саратове всё так плохо и есть». А я не сказал ни одного плохого слова! Мне, наоборот, всё понравилось. Например, тот же район Крекинга: гигантские дворы, тишина. А один из домов – просто произведение искусства! Если бы его в свое время подремонтировали, он был бы одним из самых интересных домов района.