Карательный патриотизм

Оценить
Политики, имеющие солидные капиталы в иностранных банках и дорогую недвижимость за рубежом, считают, что любая критика депутатов, правительства, президента есть признак ненависти к Родине

Поговорим о патриотизме: сейчас это популярная тема. Из статьи в статью кочуют хлесткие фразы, которыми авторы стремятся подтвердить свою точку зрения и посрамить оппонентов. Самая, наверное, популярная – «Патриотизм – последнее прибежище негодяев». Хотя если быть точными, «негодяя» – «Patriotism is the last refuge of a scoundrel». Звучит, конечно, убедительно, только фраза-то вырвана из исторического контекста, на самом же деле она относится к конкретному явлению. В Англии конца восемнадцатого века существовала практика отправлять осужденных на корабли королевского военно-морского флота. Политический деятель Самуэль Джонсон, выступая против этого, и произнес слова, которыми в наше время клеймят защитников квасного, как правило, патриотизма. Нет, уж если искать пророков, то в своем отечестве.

Сорок тыщ одних эпиграфов

И никто кроме мрачного гения русской словесности Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина точнее не сказал о нашем, конечно же, времени: «На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались». И он же: «Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях – пирог с казенной начинкою».

Думается, что на патриотическую тему отметился афоризмом любой мало-мальски значительный литератор или политик нашей страны. Даже полузабытое школьное образование позволяет вспомнить десятки цитат.

Много писал о любви к Родине Михаил Юрьевич Лермонтов, недаром его слова из стихотворения «Бородино» цитировал на каком-то митинге тогда еще кандидат в президенты Путин. Но не все строки Лермонтова совпадают с нынешней официальной линией. Например:

«Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья».

А за чтение других знаменитых строк – «Прощай, немытая Россия, // Страна рабов, страна господ» – похоже, скоро будут вызывать в центр «Э». Автора, к сожалению правоохранителей, уже не вызовешь, а вот с чтецом вполне можно поговорить об экстремизме.

В общем:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить».

Олимпийское

Главным поводом для проявления патриотизма должна была стать сочинская Олимпиада. Но не всё получается. И дело не только в том, что пока Россия в олимпийском зачете находится там же, где и наши экономика, здравоохранение, медицина и так далее. Объективно предпосылок для десятков золотых медалей никаких и не было. Правда, удалось настроить наивную публику на нужную волну. В результате можно было наблюдать такую картину, на лыжном, например, стадионе. Гонка закончилась. Счастливые норвежцы и прочие шведы радуются победе, а публика, словно не видя этого, с радостными лицами скандирует «Россия! Россия!» Правда, по приказу аниматоров. Впрочем, такую картину можно наблюдать не только в спорте: поговорить о своих успехах мы всегда горазды, независимо от того, имеются успехи в наличии или обошлось без викторий.

Есть и еще один важный аспект, который не учли люди, ответственные за патриотические чувства. Мы живем в XXI веке. Здесь в большей части мира границы, к ужасу депутата Яровой, практически исчезают. Этот процесс не мог не затронуть спорт. И вот уже украинка Алена Савченко вместе с Робертом Шелковы приносит бронзовую медаль в парном катании Германии. Другая гражданка незалежной Украины, Татьяна Волосожар, становится олимпийским чемпионом в том же катании под российским флагом. Господа записные патриоты, вам от этого факта российская победа не кажется несколько неполноценной? А как вы отнеслись к победе российского мастера шорт-трека Виктора Ана? Ведь еще два с небольшим года назад этого спортсмена звали Ан Хён Су, и будучи представителем Республики Корея, он стал троекратным олимпийским чемпионом. Потом что-то не заладилось – травмы, потерял место в сборной своей страны и решил стать россиянином. Русский язык российский чемпион Олимпиады обещает в скором времени выучить. Так это наша победа или как?

Пример в другую сторону. Даже два примера. Биатлонистка Анастасия Кузьмина, выступающая за Словакию и ставшая в Сочи олимпийской чемпионкой. У нее, кстати, второе олимпийское золото за карьеру – и оба за Словакию. Из России Кузьмина уехала по семейным обстоятельствам. Что делать в такой ситуации? Кричать на манер комментатора Губерниева что-то киплинговское, типа мы с ней одной крови, и заявлять о победе советской школы биатлона? Вот – нет ответа. Или другой случай – чемпион игр в экзотическом хаф-пайпе Юрий Подладчиков из Швейцарии. Понятно, его родители, оба ученые-математики, уехали из страны еще в девяностые, но сам Юрий до 2010 года выступал за Россию. Что-то его заставило сменить флаг, что?

Юмористы из Интернета по поводу наших олимпийских достижений уже предложили Государственной думе разработать закон, запрещающий иностранным спортсменам победы на территории Российской Федерации. Думаю, особой главы в этом законе должны быть удостоены наши бывшие соотечественники. Им надо запретить побеждать под страхом возвращения в родные палестины.

Есть такая профессия – Родину любить

Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство». (Всё тот же Салтыков М. Е.)

Вот оно и прозвучало, это словосочетание, – Государственная дума. Без нее в разговоре о патриотизме никак нельзя. Ведь именно там работают на профессиональной основе за небольшие, в общем-то, деньги, всего 450 тысяч рублей в месяц, самые большие наши патриоты. При этом отмечена следующая закономерность: чем патриотичнее депутат, тем больше шансов, что за границами любезного отечества у него обучаются дети, имеются всякие домовладения – коттеджи, апартаменты, замки и так далее. Железняк, Пехтин, Мизулина, Роднина. С прославленной нашей чемпионкой прошлых лет и вовсе вышел неприятный казус.

Нет, речь не идет о том, что дочь Родниной Алена Миньковская удостоена номинации на медиапремию GLAAD Media Award, вручаемую ЛГБТ-движением США за вклад в развитие положительного отношения к геям. По-нашему, это пропаганда, запрещенная депутатами, в том числе и маменькой номинантки. Но мы о самой Родниной. Не так давно в своей твиттер-ленте она разместила коллаж вполне расистского содержания. Когда в Рунете поднялась волна возмущения, списала все на происки кого бы вы думали – правильно, Навального. И вдруг резко изменила позицию. Извинилась, но перед американцами. Из интервью Родниной «Би-би-си»:

«Вчера я написала, потому что понимаю, что многих американцев это очень расстроило. Поэтому я написала, что очень уважаю вашего президента [президента США Барака Обаму], но что случилось – то случилось, и поэтому я приношу свои извинения.

Би-би-си: Но почему вы сразу этого не написали?

ИР.: Потому что тогда если и была реакция, то это была реакция российских граждан. Сейчас же – реакция граждан Америки, поэтому я извинилась».

Ни убавить, ни прибавить.

Но бог с ней, с Родниной и ее своеобразным чувством ответственности перед двумя великими народами. В этом же интервью она говорит о том, что представляет свою страну. Мне почему-то кажется, что не только она, но практически все ее коллеги по нелегитимной Думе тоже так думают, что каждым своим словом и шагом они представляют страну. Больше того, мне все чаще и чаще кажется, что они, которые уверенно полагают, что они, другие представители «элиты», и есть страна, эти люди путают «Отечество» и «Ваше превосходительство». Стало быть, любая критика депутатов ли, правительства, президента есть признак ненависти к Родине. А любой успех нашей страны – это их успех. Впрочем, на эту тему а) много уже сказано, б) их не переубедишь. Можно, конечно, вспомнить сталинскую еще фразу, завершающуюся словами «...а Германия остается», но сейчас такие параллели очень опасны.

Порой любовь депутатов к своей стране принимает совсем уж клинические формы. Особенно это касается «народных избранников» от ЛДПР, они же соколы (или орлы?) Жириновского. Хотя я не исключаю, что это такой тонкий троллинг, ибо чем больше идиотизма в законопроекте, тем больше внимания общественности и прессы.

Вот депутат Михаил Дегтярев (он же, помнится, баллотировался на пост мэра Москвы и предлагал психиатрическое лечение Виктора Шендеровича) решил защитить Деда Мороза от враждебного нам Санта-Клауса. Для этого, считает Дегтярев, необходимо ввести ГОСТ на изображение Деда Мороза. Обязательным для русского символа Нового года должны стать красный нос, длинный кафтан и Снегурочка. Дизайн одежды спутницы Деда Мороза депутат еще не разработал. «Санта-Клаус подрывает культурный суверенитет и суверенитет духа», уверен однопартиец саратовца Антона Ищенко. Понятно, одновременно предлагается запретить всякое изображение Санта-Клауса на территории России.

Сами видите, законопроект без запрета чего-либо для нынешней думы невозможен.

Любовь к отеческим гробам

Любой разговор о патриотизме непременно сведется к истории страны. Ибо, будем говорить честно, современная Россия дает мало поводов для гордости. Гордиться тем, что мы больше других продаем нефти и газа? Знаете, это будет странно, если вы, конечно, не Миллер и не Сечин.

Вот история – это да, сплошные чудо-богатыри – от Ильи Муромца до наших дней. И ратные чудо-подвиги свершают, и на мирной ниве всё хорошо. Ибо, как учит нас нынешний министр культуры, он же и доктор исторических наук Владимир Мединский: «Если вы любите свою родину, свой народ, то история, которую вы будете писать, будет всегда позитивна». (Из книги «Война: мифы СССР, 1939–1945».) То есть историк-патриот сможет доказать позитивное начало крепостного права, показать Цусиму как нашу победу, разъяснить, что катастрофа лета 1941 года пошла только на пользу Советскому Союзу. Думаете, такой истории не будет? Напишут, можете не сомневаться. А потом будут защищать от всех посягательств и поползновений.

12 февраля глава комитета Государственной думы по международным делам Алексей Пушков (в прошлом ведущий одиозной телепередачи) предложил законодательно защитить российскую историю: «Следует задуматься о том, чтобы принять законодательство, которое будет защищать нашу историю и нашу точку зрения на исторические события, поскольку желающих исказить их очень много и за рубежом, и, к сожалению, внутри самой России».

Под «нашей точкой зрения» Пушков, без всякого сомнения, имеет в виду точку зрения свою и своих товарищей. Понятно какую: «история всегда будет позитивна». Тут и приснопамятная Яровая тоже пыталась, но ее законопроекты отдавали таким пещерным запретительством, что даже наша Дума предпочла их не обсуждать. Яровая, в частности, предлагала наказывать за критику действий союзников в годы Второй мировой войны.

Главной линией обороны охранители, без сомнения, считают Великую Отечественную войну. Что-то я не слышал призывы защищать освоение целины или эпоху покорения космоса. Война для нынешней власти – самая главная, самая важная духовная скрепа. С одной стороны, это действительно верно, память о войне – это единственное, что нас объединяет. Другое не найдено, а любителей гордиться годами стабильности и вставания с колен что-то не сыскать. Даже среди тех, кто, собственно, руководил этим процессом.

Как будут защищать историю, этого Пушков пока не сказал. Но догадаться можно. Хотя бы по отвратительной ситуации с удушением телеканала «Дождь». Или вот председатель саратовского отделения Союза журналистов Лидия Златогорская в интервью информационному агентству «Свободные новости» на вопрос «Вы считаете, что за оскорбление патриотических чувств нужно сажать людей в тюрьму?» с поразительной провинциальной наивностью отвечает: «Я бы сажала. Это моя гражданская позиция. Потому что язык нужно держать за зубами, если у тебя нет фактов и доказательств. И ты даже не должен сомнение высказывать публично, если нет фактов. Это, между прочим, уголовно наказуемо. Уже есть статья о клевете. Это уголовная статья. Я против нее, конечно, но что касается этой категории людей, я бы вполне распространила ее на нарушителей».

Резюме: «Мы вас, гады, научим Родину любить!»

Вместо P. S.

В самом начале марта покончил с собой контр-адмирал Вячеслав Апанасенко. Он был болен раком, а родные не могли обеспечить его болеутоляющими средствами. Адмирал застрелился, не в силах видеть мучения своих родных, о чем и написал в предсмертной записке. Точно такую же историю наша семья пережила несколько лет назад: человеку, страдавшему от рака мозга, в качестве болеутоляющего врачи выписывали анальгин.

Апанасенко был экспертом по баллистическим ракетам подводных лодок и до увольнения в запас возглавлял управление ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ.

Я не буду задавать лобовых вопросов (их уже задали несчетное число раз): «Как любить страну, где к людям такое отношение?» Или: «Может, вместо проведения олимпиад взять да и наладить наконец российское здравоохранение?»

Просто хочу написать: погиб человек, который наверняка сделал для России гораздо больше, чем перечисленные в тексте демагоги. Он один – больше, чем все они вместе взятые. И могут ли они учить нас, как нам любить нашу страну? Они, понятно, уверены, что могут. Я категорически не согласен.