И вперед, по шпалам!..

Оценить
Сокращение числа пригородных электричек вполне может докатиться и до Саратовской области

В январе 2014 года ОАО «РЖД» сократило в регионах России 144 пригородных электрички. До конца марта планирует сократить ещё более 150.

Этот процесс не нов: в 2012–2013 годах в России отменили свыше трёхсот электричек. Монополист снял с себя ответственность за происходящее сокращение и винит региональные власти. Они, дескать, не спешат заключать с пригородными пассажирскими компаниями (ППК) договоры на обслуживание.

300 миллиардов регионального долга

Перевозчикам в лице ППК никак не удаётся получить от региональных бюджетов полную компенсацию за разницу между номинальной стоимостью железнодорожных билетов и реальными затратами транспортников. Как сообщали СМИ в декабре прошлого года со ссылкой на РЖД, «выпадающие доходы» оплачивают на 100% только в 13 (по более свежим данным, в 12) субъектах России. В восьми субъектах РФ оплачивается около 85%, в 11 – 50–85%, в 31 – менее 50%, в восьми – менее 10%. При этом прибыль, по данным на конец 2013 года, удалось получить предприятиям только в пяти субъектах РФ.

По словам главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина, по состоянию на начало текущего года долг регионов достиг 30 миллиардов рублей. Кардинального изменения ситуации не наблюдается и в 2014 году. Согласно информации РЖД, в бюджетах регионов на эти цели заложено только 7,5 млрд рублей – в 2,5 раза меньше требуемой суммы. Монополист пошёл на жёсткие меры: с 2014 года ППК будут оказывать услуги перевозок в каждом конкретном регионе только с учетом сумм, которые сможет оплатить бюджет. Долгосрочный контракт на 2014 год заключили пока лишь 22 субъекта Федерации, остальные регионы предпочитают заключать договоры на месяц или на квартал. По предварительной информации, не подписали никаких контрактов 25 субъектов.

«С болью в сердце...»

По словам начальника центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максима Шнейдера, приведённым в газете «Гудок», об имеющихся потребностях в финансировании пригородного сообщения дотационные регионы могут заявить в федеральный минфин. «Однако за три последних года, несмотря на все просьбы и разъяснения железнодорожников, большинство губернаторов этого не сделали», – сообщается в размещённой на сайте ППК статье. «Каждый отменённый поезд мы воспринимаем с болью в сердце», – приводит газета слова Шнейдера.

«В связи с необеспечением компенсации»

Как сообщили редакции в территориальном управлении Приволжской железной дороги, на территории Саратовской области железнодорожными перевозками занимаются три компании – ОАО «ППК «Черноземье», ООО «Межрегиональная пассажирская компания» и ОАО «Саратовская ППК». Основной объём перевозок приходится на последнюю, акционерами которой являются ОАО «РЖД» (51%) и правительство региона в лице областного комитета транспорта (49%).

Положение дел с компенсациями у нас обстоит, как выяснилось, не самым лучшим образом. «Субсидии на возмещение выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов, предусмотренные в бюджете Саратовской области, не позволяют в полном объеме компенсировать реальные потребности общества, что влечет за собой убыточность», – сетуют представители «Саратовской ППК». По информации компании, за «разницу в тарифе» в 2013 году они фактически получили компенсацию в размере 75,4 млн рублей, что составило всего 16,6% от общей суммы понесенных компанией затрат. Часть затрат (42,3% или 192,6 млн рублей) компания покрыла за счёт собственных доходов от перевозки пассажиров в пригородном сообщении. 41,1% расходов так и остались непокрытыми. Всего же убытки ППК, связанные с недофинансированием из облбюджета, в 2011–2013 годах составили почти 450 млн рублей.

«В связи с необеспечением полной компенсации выпадающих доходов от перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения со стороны Саратовской области за период с 2011-го по 2013 год на полигоне ОАО «Саратовская ППК» отменено курсирование 2 971 пригородного поезда», – сообщает компания.

«Конкретная сумма не предусмотрена»

В 2011 году изменения коснулись 19 маршрутов, из которых полностью были отменены шесть, и по тринадцати сократилась протяжённость курсирования. В 2012 году изменения коснулись 20 маршрутов: полностью отменены 15, сокращена протяжённость по пяти маршрутам. Если в 2011 году по полигону компании проследовало 15 624 пригородных поезда, то в 2012 году – уже 15 430 (отменено курсирование 194 поездов), а в 2013-м и вовсе только 12 653 (отменено курсирование 2 777 поездов).

Саратовская область входит в число тех регионов, где контракты на перевозки на 2014 год предпочитают заключать частями. Как пояснили в «Саратовской ППК», 23 декабря 2013 года между компанией, комитетом транспорта Саратовской области и ГБУ «Управление пассажирских перевозок» был заключен договор о предоставлении субсидий на первый квартал 2014 года. «Конкретная сумма возмещения выпадающих доходов в указанном договоре не предусмотрена», – пояснили перевозчики. Однако «с учётом действующих нормативных и ненормативных правовых актов Саратовской области» определена ориентировочная годовая сумма компенсации – 73,4 млн рублей. Но это составит только 25,5% от реальной годовой потребности, которая составляет 287,4 млн рублей.

Как сообщил «Газете недели» генеральный директор «Саратовского ППК» Александр Перепелков, конкретных планов по сокращению количества пригородных поездов в Саратовской области в связи со сложившимся «недосубсидированием» пока нет, но оно вполне возможно.

Сокращает количество электричек на территории нашего региона и ОАО «ППК «Черноземье», обслуживающее 7 субъектов РФ, в том числе Пензенскую и Саратовскую области. По информации компании, в 2012 году по причине недоплат из регионального бюджета были отменены электрички Ртищево – Благодатка – Ртищево, Сердобск – Ртищево, Ртищево – Ардым – Ртищево, Ртищево – Пенза – Ртищево (позже этот маршрут был восстановлен), в 2013 году – пригородные поезда Ртищево – Умет. В текущем году были отменены поезда Балашов – Поворино – Балашов и Пенза – Ртищево – Пенза. Согласно данным ППК, долг Саратовской области перед компанией превысил 174 млн рублей, и это не считая января текущего года.

Сайт «Черноземья» забит жалобами посетителей и бесконечными разъяснениями ППК о том, почему происходят сокращения. В объяснениях мало нового, речь всё о том же недофинансировании разницы между себестоимостью и тарифами. По словам представителей компании, в ноябре-декабре прошлого года ППК обращалась в органы власти субъектов РФ с предложением заключить договоры на полную компенсацию выпадающих расходов, но «к сожалению, договоры не были заключены, что повлекло за собой отмену курсирования пригородных поездов». Компания заявляет, что теперь у неё вообще «отсутствуют основания» для продолжения перевозок пассажиров на территории большинства обслуживаемых областей. «Однако, понимая социальную значимость пригородного железнодорожного транспорта в жизни населения, компания продолжает оказывать транспортные услуги, но ввиду отсутствия источников финансирования вынуждена проводить поэтапную отмену курсирования пригородных поездов и приводить размеры движения и составность поездов к согласованным объемам», – говорится на сайте.

У правительства Саратовской области договор с «Черноземьем» не заключён ни на квартал, ни на месяц. На вопрос о том, стоит ли в связи с этим ожидать в ближайшем будущем сокращения количества электричек, собеседник ответил без уверенности, что «решение вопроса находится в процессе». По сведениям представителя компании, сейчас к проблеме подключились федеральные органы.