Пора «отвязаться» от мира
Цены на бензин в России к концу года вырастут ещё на 10 процентов. Такой прогноз делают эксперты Союза нефтепромышленников России. В среднем цена поднимется на два-три рубля, но уже и прошлогодний рост стоимости топлива сказался на уровне его потребления.
Эксперты отмечают, что россияне не только меньше стали покупать новые авто, но и реже использовать уже имеющиеся. А соответственно, и бензин приобретается в значительно меньших количествах. Чтобы избежать надвигающегося кризиса в экономике России, правительству страны необходимо срочно предпринимать какие-то меры. От введения социальных норм на бензин или организации социальных заправок до изменения существующей системы налогообложения.
Не дослушали и раскритиковали
Предложение президента Российского союза нефтегазопромышленников Геннадия Шмаля о социальных нормах на бензин было подхвачено журналистами и растиражировано в самых разных СМИ. Мол, соцнорма должна составлять 200 литров бензина в месяц на каждого водителя. Внутри нормы бензин можно продавать вдвое дешевле нынешней рыночной цены, то есть по 15 рублей за литр. Всё, что сверх нормы, брать по значительно более высоким ценам. Может быть, в два, а то и в три раза дороже. Нормирование отпуска бензина и льготы, как писали газеты со ссылкой на президента Союза нефтегазопромышленников, позволят россиянам «не заметить» значительного удорожания топлива.
По поводу этой инициативы уже начали высказываться эксперты разного уровня и компетенции. Аналитики пытались с ходу определить, эффективны ли предлагаемые меры, в чём их сильные и слабые стороны. Населению предлагается оценить гипотетическую выгоду социальных норм на топливо для себя или же сделать вывод об их полной несостоятельности. И минусы соцнорм на бензин тут же были обнаружены и обнародованы. Такие решения, мол, повлекут за собой ряд последствий, и кто пострадает больше, ещё не известно. Точно не нефтяники, считают эксперты-скептики. Ситуация по большому счёту никак не изменится.
«Средняя цена бензина всё равно будет расти, и даже если потребитель будет покупать его по низкой цене, стоимость транспортных услуг подскочит. То есть мы, потребители, так или иначе компенсируем низкую цену за литр бензина. Да ещё при этом будем довольны тем, что заправляемся со скидкой. Хотя в одном месте выиграем, а в другом потеряем», – говорят народные аналитики.
Такой же критике подверглось и предложение Геннадия Шмаля перепрофилировать часть автозаправок для продажи топлива незащищенным категориям граждан. Глава российского Союза нефтегазопромышленников посчитал, что из 25 тысяч заправок можно выделить пару тысяч, чтобы продавать топливо малоимущим, или же ввести на них отпуск бензина по талонам. Эксперты, не согласные с таким предложением, вспомнили, что в России попытки ввести «народный бензин» уже были. И успехом они не увенчались. Мол, при таком высоком уровне коррупции, как в России, создание социальных заправок приведёт к серьёзным злоупотреблениям. Лучшей формой поддержки малоимущих граждан в данном случае эти эксперты считают государственные субсидии, которые даются по чётким критериям.
Губительная связка – кормушка для бюджета
Однако позднее выяснилось, что суть предложения Союза нефтегазопромышленников и его президента заключается вовсе не в социальных нормах на топливо. И даже не в талонах на бензин или льготных заправках. Напротив, эксперты Союза считают все эти меры не самыми лучшими. Более того, они уверены, что такие шаги приведут к дефициту топлива на внутреннем рынке и социальной напряжённости. «Соцнормы» могут быть полезны как временная мера, как способ успокоить население на очень короткое время. Чтобы решить проблему, нужны другие, более эффективные шаги.
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев отметил, что существующее положение вещей с ценами на бензин в России главным образом связано с механизмом налогообложения нефтяной отрасли, введённой в 2005 году. Смысл его в ежемесячном пересмотре ставок налога на добычу полезных ископаемых и таможенных пошлин в зависимости от поведения цен на нефть на мировом рынке. Соответственно, цены на нефть и на бензин на внутреннем рынке тоже меняются. Если нефть на мировом рынке растёт, то растёт и налог на добычу полезных ископаемых. Соответственно, цена на бензин тоже поднимается, независимо от доходов нефтяных компаний. По словам Танкаева, нефтяные компании ровным счётом ничего не получают от роста внутренних цен на бензин. Получает только правительство страны (бюджет). Для того чтобы ситуация изменилась, эксперты Союза нефтегазопромышленников России предлагают отрезать внутренний рынок бензина от внешнего рынка нефти и отрегулировать цены на топливо так, чтобы они стимулировали экономику страны.
Официального мнения федеральных чиновников на тему изменения системы налогообложения нефтяной отрасли пока публике не представлено. И уверенности в том, что правительство РФ захочет обсуждать эту тему, равно как и отказаться от бензинового источника бюджетных доходов, нет.
«Предложение представляется логичным»
В саратовском областном министерстве промышленности и энергетики с этим предложением Союза нефтегазопромышленников России согласны. В комментарии «Газете недели» министр Сергей Лисовский обратил внимание на тот факт, что обеспокоенность президента Союза Геннадия Шмаля ростом цен на бензин оправданна:
«Имеющийся в последние годы рост стоимости бензина сказывается на потреблении в совершенно разных отраслях – от автоперевозок до рынка автомобилей. По мнению Геннадия Шмаля, правительству России уже сегодня необходимо предпринимать срочные меры, для того чтобы изменить эту тенденцию, вплоть до временного введения «соцнорм». Хотя основное предложение Союза нефтегазопромышленников России в том, чтобы изменить механизм налогообложения, когда внутренние цены на бензин привязаны к мировым ценам на нефть. Они предлагают на государственном уровне регулировать стоимость топлива. Учитывая, что значительную часть в стоимости бензина составляют акцизы, которые устанавливает государство, предложение нефтегазопромышленников о регулировании цен на топливо государством представляется логичным».