«Дом со Сфинксом»
Всякий раз, когда я бываю поблизости, непременно стараюсь пройти мимо особняка Скворцова, называемого в народе «дом с головой сфинкса». Вот уже около ста лет (точный год постройки особняка неизвестен) саратовцам чудится в нем что-то магическое и таинственное. И во многом это благодаря каменному лику, венчающему здание.
Когда-то особняк принадлежал гласному Саратовской городской думы, члену дирекции музыкального общества, присяжному поверенному Александру Ивановичу Скворцову. В этом доме якобы останавливался А. Ф. Керенский, когда приезжал в Саратов. По одной из городских легенд, у каменного лица «сфинкса» просматривались очевидные черты сходства с женой хозяина дома Верой Петровной. А вот каким остался в веках «портрет» самого Скворцова: «Буржуй до корня волос, с ярко выраженными буржуазными позывами к жизни, эстет с сильным уклоном к изящным искусствам, к всевозможным «радостям жизни», страстный любитель пожуировать, всегда одевавшийся по последнему крику моды...»
Скворцов был «одержим недугом республиканизма», но, по мнению коллег, даже его политические увлечения являлись не более как данью моде. Он любил афишировать свои революционные настроения. У себя на квартире он устраивал конспиративные собрания рабочих, концерты в помощь революционерам, появлялся на концертах музыкального общества с красной гвоздикой в петлице. В годы Гражданской войны Скворцов оказался в стане белых. По иронии судьбы под Астраханью он попал в плен к красным. Он мастерски сумел сыграть англичанина-коммивояжера, но в то время, когда «иностранца» уже хотели отпустить, Скворцов «погорел» на найденной у него записной книжке с записями на русском языке. Александр Скворцов был расстрелян представителями той самой власти, установлению которой в свое время он так активно содействовал.
Говорят, что жилище человека несёт на себе отпечаток личности хозяина. Дом Александра Ивановича бросок, необычен для провинциального поволжского города. На него невозможно не обратить внимания. Весь элегантно-лаконичный облик здания, от кирпичной облицовки молочного цвета до стройных рядов больших окон, – воплощение торжества аристократизма и безупречного вкуса автора (к сожалению, он до сих пор не установлен). Здесь нет ничего лишнего; даже изящный декор и украшения в виде «головы сфинкса» (египетской маски) и барельефных изображений нахохлившихся птиц с печально опущенными клювами не делают дом чересчур вычурным и помпезным.
В советское время особняк Скворцова был превращен в многоквартирный дом. С ним связано имя известного в городе врача-окулиста, почетного гражданина Саратова Ольги Александровны Гордеевой. Здесь она прожила много лет. В квартире на втором этаже располагалась и её замечательная коллекция, которую она формировала несколько десятилетий. Собрание включало часы, мебель, зеркала необыкновенной красоты. Но основу коллекции составляли фарфоровые изделия XVIII–XX вв. Среди них были произведения Императорского фарфорового завода, продукция частных российских предпринимателей, западноевропейских заводов. В 1970 году, по завещанию Ольги Александровны, часть её уникальной коллекции – свыше 500 предметов декоративно-прикладного искусства – перешла в музей им. А. Н. Радищева. Уже в следующем году в музее прошла выставка произведений из собрания Гордеевой. Проводись подобные выставки в 1994-м и 2001-м гг. В настоящее время многие предметы из этой коллекции входят в постоянную экспозицию Радищевского музея.
Шли годы. Дом Скворцова ветшал, терял былой лоск и респектабельность. Постепенно забылась фамилия его первого владельца. В восьмидесятые годы, когда планировалось возведение пристройки к зданию издательства «Коммунист», над ним нависла реальная угроза. Заодно чуть не снесли особняк Бореля, в котором сейчас располагается городской ЗАГС. Если бы не вмешательство общества охраны памятников, мы могли безвозвратно потерять два архитектурных шедевра нашего города.
В 1990-е годы здание на углу улиц Григорьева и Некрасова капитально оторемонтировали, и дому Скворцова была дана вторая жизнь.