186 лет на двоих

Оценить
В Саратове почтили память двух знаменитых деятелей культуры

186 лет – именно столько на двоих исполнилось бы Юрию Петровичу Киселёву и Льву Григорьевичу Горелику на минувшей неделе. Юбилей режиссера с помпой был отмечен в пятницу 14 февраля в ТЮЗе. В библиотеке для детей и юношества имени Пушкина была открыта выставка книг из личной библиотеки Юрия Петровича. А в музее-усадьбе Чернышевского можно было познакомиться с картинами «Из коллекции Льва Горелика».

Ему ничего не давалось просто

В библиотеке имени Пушкина 13 февраля на открытии выставки «Киселёв – читатель, актер, режиссер» перед студентами областного колледжа культуры выступила актриса ТЮЗа Татьяна Чупикова, ученица Киселёва. Она советовала всем почитать книгу воспоминаний Валерия Владимировича Прозорова «Обычай мудрости храня...: о ТЮЗе Киселёва», которая составлялась еще при жизни руководителя театра, но вышла в свет уже после его смерти. «Мне хочется рассказывать и рассказывать, но у нас мало времени и поэтому я посоветую вам просто почитать, – Татьяна Павловна переводит взгляд на одного из учащихся с первого ряда, – чтобы ты понял, как надо делать, как надо жить для того, чтобы было... Чтобы ты смог». Недавние школьники переглядываются – им странно, что кто-то из них внезапно оказался невольным собеседником актрисы, которая еще не раз подобным образом обратится к залу. Она и сама в конце концов, улыбаясь, объясняется: «Ну, уж извини, в диалог с тобой вошли... Но это касается всех».

Татьяна Павловна замечает, что ничего просто так не давалось Юрию Петровичу, никто с распростертыми объятиями его не ждал в Саратове, что еще сам Киселёв отмечал архисложную задачу – собрать труппу театра для детей и доказать, что ТЮЗ – это не второй сорт. «Он был очень строгий и умел держать дистанцию. Когда я была молоденькой, то при виде его со стенкой сливалась. Если Юрий Петрович приходил на репетицию, то это было всё... Такая ответственность! (...) Если он говорил «молодец», то это было божественно, можно было неделю летать. (...) Он мог сказать: или театр, или ребенок. Да, ребята... Пока не появилась Маша, а затем и внуки, тогда он стал эти вещи лучше понимать». Вообще Киселёв считал, что ТЮЗ – это один из важнейших театров: побывав там, юный зритель, когда вырастет, пойдет уже и на оперу, оперетту, в драматический театр.

Сама же выставка в библиотеке выглядела достаточно скромно: из большой коллекции (примерно 400 экземпляров), переданной дочерью режиссера Марией Киселёвой в 2009 году, лишь немногие книги оказались на трех стендах. Это и профессиональная литература о театре и его истории (например, «Рождение театра» Немировича-Данченко или «Записки режиссера» Таирова), и художественная литература (Чехов, Мольер, Расин и многие другие). В коллекции есть книги, подаренные знаменитыми друзьями, например Михаилом Казаковым, а есть и издания с автографом самого Юрия Петровича. Имеются и библиографические редкости.

Выставка закончилась сразу после презентации. Как сказал нам заместитель директора библиотеки Екатерина Качанова, в Пушкинском зале часть коллекции впоследствии будет представлена в витрине.

Веселый, любвеобильный – человек мира

На открытии выставки картин «Из коллекции Льва Горелика» 14 февраля настойчиво звучала мысль: хотя его и нет с нами, но он жив, мы отмечаем не годовщину со дня рождения, а день рождения. Оно и верно, Лев Григорьевич и скорбь не вяжутся друг с другом. Как сказал Роман Брант, художественный руководитель эстрадного театра для детей «Арт-Ревю», это «день очередного признания в любви нашему Лёвушке». Вспоминал Брант и любвеобильность Горелика: «Сидит он на кухне, за столом, вернее сказать, в кресле, и его молодые глаза улыбаются. Я пришел с женой. Познакомил, сидим. И этот плут, Лёвушка, я тебя люблю!.. Если бы вы видели, как сексуально он на нее смотрел и прощупывал глазами. Вот мужик, аплодируйте ему!»

Заслуженная актриса Татьяна Елисеева заметила, что нет, пожалуй, того типа представителя культуры, с которым не имел дело Горелик – «человек мира». И с актерами, и с художниками, и с музыкантами, и с писателями – со всеми он прекрасно ладил. А с ней он всегда заканчивал разговор словами «целую, как тогда». «А знаешь, почему он так говорил? – подхватил Брант, – Потому что женщина мучительно вспоминает, когда это было».

Журналист Валерий Ганский принес галстук, который Горелик подарил ему. Галстуки, к слову, Лев Григорьевич тоже коллекционировал, их у него было более тысячи. И, напротив, раздавал маленьких львов.

Художник Сергей Дворников признался, что когда он учился в школе и читал статьи о театре «Микро», то не мог себе представить, что некогда будет сидеть на кухне с Гореликом и пить с ним «рюмками кофе». Никогда ко Льву Григорьевичу он не приходил один – это была просьба самого «Лёвушки».

О самой выставке отмечу лишь, что широко представленная графика Чарышникова, рассматривающая то Гоголя, то Салтыкова-Щедрина с их произведениями, как, впрочем, и другие работы, не просто радует глаз, но и прекрасно показывает, что Лев Григорьевич знал толк не только в юморе и сатире.