Город с новыми правилами

Оценить
Все всё понимали, но не всё говорили на заседании думы

За размещение схемы теплоснабжения Саратова на страницах газеты пришлось выложить из бюджета 600 тысяч рублей. Не напечатать в газете схему было нельзя – публикацию предписывает федеральный закон. Неисполнение его потянет за собой череду неприятностей, среди которых отказ в софинансировании реконструкции объектов теплоснабжения деньгами федерального бюджета. На 32-м, внеочередном заседании Саратовской городской думы в минувший четверг было много вот таких мелочей, о которых, получив ответ, не спорят.

С бюджетом 2014 года не разбежишься. Из трех вариантов возможных действий – два нереальные

Разговор о затратах на публикацию документов возник на заседании думы с подачи депутата Олега Комарова. Он, как всегда, придирчиво рассмотрев поправки в бюджет, вспомнил, что средства на содержание думы, в том числе на размещение официальных нормативных актов в прессе, аппарату думы уже предусмотрены.

– Что, недостаточно? – спросил. – Может быть, уже на более важные цели очередные 10 миллионов потратить?

– Недостаточно, – ответили депутату и предоставили документальные доказательства в виде нескольких газет, в которых опубликованы по 32 полосы документов.

Тем временем председатель комиссии по местному самоуправлению Елена Злобнова объясняла всем присутствующим в зале, что рост потребностей аппарата думы закономерен. Потому что изначально в бюджете расходы заложили меньше потребностей. Председатель думской комиссии по ЖКХ Дмитрий Кудинов, рассекретив в этом месте расходы на оплату появления на газетных страницах схемы теплоснабжения города, подтвердил, что «не представляется возможным заранее спрогнозировать затраты на публикации». Хотя маленький шажок к тому, чтобы их сократить, на данном заседании всё же сделали. Проголосовали за то, что объявления о публичных слушаниях и проекты правовых актов для них будут размещаться на официальном сайте администрации города и не всегда будут дублироваться в печатной прессе.

Рачительное отношение к бюджетным деньгам не первый год свойственно саратовской городской власти. Не потому что они такие скромные. Просто вышестоящие уровни власти с каждым годом всё более уменьшают муниципалитетам простор для бюджетного маневра. Обстоятельства заставляют городские власти становиться скаредными, подсчитывать каждую копейку.

В напряженную деятельность по экономии средств поверили уже, похоже, даже сомневающиеся. И. о. председателя комитета по финансам Александр Струков заверял в том, что риски увеличения бюджетного дефицита просчитаны и что средства на погашение растущего долга в бюджете предусмотрены в этом году в полном объеме.

Дефицит бюджета требует все новых и новых заимствований. Депутаты городской думы одобрили новый кредит в размере 70 миллионов рублей. Комитету по финансам приходится идти по минному полю, где расходятся друг с другом доходы и расходы, нельзя нарушать нормативы минфина, нужно реагировать на прокурорские предписания.

А комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта ждет 27,7 млн рублей за выполненные работы по содержанию автомобильных дорог и сооружений на них и 21,3 млн рублей – на оплату электроэнергии, потребляемой сетями городского наружного освещения. Комитету по ЖКХ нужны 15 млн рублей, чтобы расплатиться за выполненные работы по строительству двух модульных котельных в поселке Увек. Управлению по инженерной защите 12,3 млн рублей требуется на оплату работ по объектам капитального строительства (ВК-2, ВК-3, водоснабжение пос. Верхняя Стрелковка и Рокотовка).

Администрация Октябрьского района Саратова просит 1,5 млн рублей на реконструкцию средней школы № 82. 1,5 млн рублей вынь да положь на покупку сервера и программного обеспечения комитету по ЖКХ для реализации постановления правительства РФ, по которому органы местного самоуправления обязаны контролировать информацию о поставляемых коммунальных ресурсах. Тянуть с оплатой нельзя. Потому эти дополнительные расходы утвердили.

Глава города Олег Грищенко рост муниципального долга назвал объективной реальностью.

– Нормативная потребность в объеме финансирования для исполнения полномочий муниципалитета составляет 18 миллиардов рублей. При этом собственные доходы, поступающие в местный бюджет в соответствии с действующим законодательством, составляют всего 6,4 миллиарда рублей, – не ленился комментировать Олег Васильевич в очередной раз разрыв факта финансирования со стоимостью нужд города. – Поэтому мы бюджет принимаем дефицитный и для покрытия дефицита осуществляем заимствование в банках, что вызывает рост кредитной массы. Берем больше, чем можем вернуть, и вот эта разница ежегодно увеличивает объем муниципального долга. Каков выход? Их несколько. Первый – радикальный, то есть принять бездефицитный бюджет, но при этом нам придется урезать финансирование практически по всем вопросам местного значения. Соответственно, ухудшится социально-экономическая ситуация в городе, последуют массовые обращения в судебные органы по неисполнению муниципалитетом своих полномочий. Второй вариант – замена кредитов коммерческих банков на бюджетные кредиты, что позволит сократить расходы на обслуживание долга на 400 миллионов рублей. И третий, о чем я уже неоднократно говорил, – внесение изменений в бюджетное законодательство, которые будут способствовать увеличению доходной части местного бюджета в разрезе собственных доходов.

Отсутствие видимого роста именно собственных доходов ставит городскую власть в уязвимое, обидное положение. Понимая, что приходится отказывать людям в необходимом, осознавая, что все усилия всё равно не дают финансовой возможности обустроить городскую среду так, как хотелось бы, городская власть попала в странную форму зависимости. Ей стыдно тратить на себя, если нет возможности потратить на город.

– Мы планируем расходы на содержание органов МСУ, исходя из минимальных потребностей, и даже не можем позволить себе провести масштабный ремонт зданий, потому что все время опасаемся, как бы о нас не подумали, что мы неправильно расходуем деньги. И не сказали бы, что эти деньги можно потратить эффективнее и с большей пользой для саратовцев – отремонтировать, например, в каком-нибудь жилом доме кровлю или подъезд, – рассуждал Олег Грищенко. – С одной стороны, это понятно, с другой – сравните, в каких условиях работают все областные, федеральные структуры и в каких условиях находится муниципалитет. Практически все другие структуры давно работают в хорошо отремонтированных, современных помещениях, а в администрацию города, не побоюсь этого слова, страшно зайти.

Масштабных ремонтных работ администрация вряд ли дождется и в 2014 году. Общий объем доходов зафиксировали на уровне

10 605 308 000 рублей. Общий объем расходов – 11 220 270 300 рублей. Дефицит – 614 962 300 рублей.

– Я, конечно, всё понимаю, – сказал перед голосованием депутат от коммунистов Денис Шумихин. – Но вопрос софинансирования жилья для молодых семей меня волнует...

– Очень грустно, когда всё понимаешь, да? – закончил разговор глава города. Потому что он тоже осознавал, что депутаты-коммунисты, несмотря на понимание, откажутся голосовать за бюджет, мотивируя это популистскими лозунгами. Так и случилось.

Депутаты показали характер прокурору

Был на заседании думы и еще один человек, который «всё понимал», но не удержался и сказал: «Категорически прошу все-таки изыскать средства...» В этот раз просьба заместителя городского прокурора Андрея Пригарова касалась финансирования программы по профилактике терроризма и экстремизма. Из-за недостатка средств в бюджете депутаты городской думы были вынуждены отказать правоохранительным органам в выделении ранее обещанных денег.

Город с новыми правилами

Докладчик напомнил, что программа была рассчитана на трехлетний срок – с 2012-го по 2014 год. И что закупленные на уже выделенные деньги видеокамеры, установленные по городу, помогали правоохранителям раскрывать преступления «буквально по цвету обуви». «Благодаря исполнению ваших решений мы лучше раскрывали преступления, – говорил он. – Обращаясь к вам сегодня, рассчитываю, что вы примите решения, которые отразятся на жизни и здоровье ваших избирателей».

Удалось ли прокурору Пригарову достучаться до депутатов, пока непонятно. Депутатский корпус предпочел не обсуждать вслух категорически высказанную просьбу о выделении денег на расписанные правоохранителями меры по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Обсуждение итогов работы городской прокуратуры в 2013 году тоже вышло многословным, но не очень конструктивным. Похвалили прокуроров за хорошую структуру отчетной справки. Выразили благодарность за взаимодействие.

Прокурор Пригаров предпочитал сосредоточиться на системных сдвигах после настойчивых прокурорских предписаний для городской власти (например, оформление земли под зелеными насаждениями и городскими дорогами), а депутат Ванцов желал потрепать правоохранительное ведомство за рост преступности по всем направлениям и за попустительство незаконному предпринимательству, расцвет которого он связывал с «крышеванием», то есть покровительством высоких лиц. Не меньше Ванцова волновала и неэффективность действий прокуратуры по отношению к преступившим закон руководителям управляющих компаний в сфере ЖКХ. «Мои избиратели задают вопрос: где результат? Когда дождемся посадок?» – спрашивал Ванцов.

Пригаров отвечал ему, что дела возбуждены и приговоры имеются. И эти приговоры не удовлетворяют прокуратуру. Она их обжалует и будет добиваться, чтобы виновные получили реальный срок. «Чтобы вы понимали, колоссальный объем документации. Десятки тысяч потерпевших», – оправдывался прокурор перед залом и обещал приложить максимальные усилия. Отвечая на ванцовский вопрос о коррупции, отрицать явления не стал. Обратил внимание, «что борьба с коррупцией, которая в последнее время носит массовый характер, она проникла во все сферы деятельности, безусловно, идет».

Глава города Олег Грищенко в ходе разговора депутатов с прокурором хранил молчание. Все ведь понимали, что в принципе городской уровень власти изначально был не обязан финансировать покупку видеокамер для правоохранителей. Два года выделяемые средства были как бы символом доброй воли, нацеленности на взаимодействие. В ответ городская прокуратура два года терзала городскую власть предписаниями о необходимости профинансировать выполнение закона о переселении всех людей из всех аварийных домов, которые закончились отставкой главы администрации Алексея Прокопенко. Но поведение депутатского собрания можно все-таки расценить как предложение прокуратуре начать конструктивные отношения на новых условиях.

Поправили как лучше. И как велит Градостроительный кодекс

Главным вопросом, ради которого и пришлось созывать в феврале внеочередное заседание Саратовской городской думы, стали на самом деле поправки в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». Уточнялись виды разрешенного использования земельных участков и объектов капстроительства, предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции зданий и сооружений, вносились изменения в карту градостроительного зонирования территории города, прописывались еще четче такие понятия, как «застройщик», «проектная документация», «разрешение на строительство», «разрешение на ввод в эксплуатацию», «система коммунальной инфраструктуры».

Город с новыми правилами

Депутаты также поправили свое решение «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», устранив законодательный пробел. В настоящее время владельцы построенных объектов коммунальной инфраструктуры не могут зарегистрировать свои права на них в Росреестре и законно передать инженерные коммуникации эксплуатирующей организации, так как не имеют прав на земельные участки, по которым проходят сети. Поправка позволит при прокладке инженерных сетей заключать краткосрочный (до 11 месяцев) договор аренды земельного участка, а затем регистрировать и передавать в эксплуатацию коммунальные объекты.

Докладывал по этим вопросам и. о. заместителя главы администрации Саратова по градостроительству и архитектуре Андрей Гнусин. Надо сказать, что должность, на которую его пытаются примерить, уже сделала Андрея Вячеславовича более уверенным в себе начальником. Депутаты Олег Комаров и Андрей Карасев попробовали поставить его под картечный обстрел вопросов и получили в ответ артиллерийский залп. Олегу Комарову дал понять, что тот мешает кислое с пресным, привязывая нынешние изменения к срокам согласований и разрешений на предоставление земельных участков. А Андрею Карасеву, озабоченному информацией о том, что «легкие города», Кумысную поляну, отнесли к другой территориальной зоне, разъяснил, что сделано это по заказу областного уровня власти. Еще Андрея Карасева волновала застройка жилыми домами территории судоремонтного завода.

– Часть промышленных зон, где работают люди на предприятиях, мы переводим в другую категорию. На каком основании? Построим там дома, перекроем выход к Волге? – вопрошал он.

– Это вопрос Генерального плана города, – ответил Андрей Гнусин. – Правила землепользования – это инструмент достижения стратегической цели. Мы когда в 2008 году утверждали план, говорили, что все вредные производства из центральной части Саратова должны быть вынесены. – Саратовский судоремонтный завод давно не работает. А в плане на этом месте вовсе не дома, а продолжение набережной до соединения с затонским пляжем. – Это решили еще в 2008 году. Да, сейчас 2014-й. Да, хотелось бы быстрее планы выполнять. Но такова жизнь. Только сейчас мы к этому подходим.

В три раза больше можно, в четыре – нельзя

Ряд технических вопросов касался и порядка формирования заработка работников детских садов и педагогов дополнительного образования. Например, ежемесячные 100 рублей на приобретение профессиональной литературы будут теперь выдаваться не по отдельной строчке, а в составе должностного оклада. А руководители детских садов и учреждений дополнительного образования не смогут теперь получать вознаграждение за труд выше трехкратного размера средней зарплаты педагогических работников. Вопрос о границах превышения неспроста потребовал урегулирования федеральным законом. К примеру, контрольно-счетная палата под руководством Натальи Масютиной установила в ходе проверочных мероприятий, что не все директора этих учреждений «видят берега» при формировании своих зарплат. У некоторых она превышала даже четырехкратный уровень.