Пионеры в своих не стреляли!
Трагедия, произошедшая 3 февраля, взбудоражила всю страну. Вооруженный ученик московской школы № 263 ворвался в здание, захватил в заложники собственных одноклассников, убил учителя географии и полицейского и ранил второго правоохранителя. Уже на следующий день Общественная палата Саратовской области собрала экстренное заседание с участием представительных лиц, чтобы обсудить проблемы безопасности в образовательных учреждениях.
Вначале присутствовавшие договорились, что не будут заниматься «перебрасыванием мячика», искать виновную структуру, а станут думать, что каждый может сделать. Но виновник – бездуховность капиталистического общества – всё же был найден.
Председатель палаты Александр Ландо начал с оценки качества охранной деятельности в школах: «Сидят на охране женщины, так сказать, не первой молодости, ничего в руках у них нет, кроме тревожной кнопки, и то не у всех». Он предложил подумать над тем, чтобы охрану в школах осуществляли работники полиции: «Если школа – объект государственный, то пусть и государство за это и отвечает».
Председатель комиссии палаты по безопасности, взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов и противодействию коррупции, президент группы охранных компаний «Гранит» Владимир Незнамов, напротив, считает, что «заводить разговор об усилении мер охраны – тупиковая ситуация. Рамки, которые есть на вокзале, никто не может позволить себе купить, да и не надо. Ставить в очередь учеников, портфели на ленту – это лишнее», – высказался он. С ним согласен заместитель председателя палаты Юрий Голуб, который считает, что не следует превращать школу в закрытый охраняемый объект.
Были заявлены законодательные инициативы в отношении хранения оружия. «Может быть, сделать специальное хранилище для ружей?! – предложил Владимир Незнамов. – За деньги, между сезонами охоты. Люди будут сдавать, государство будет на этом зарабатывать». «А в сезон – будут убивать», – добавили его коллеги, и между ними началась перепалка.
Другая поднятая проблема – уровень психологической работы со школьниками. Общественники заметили, что часто в случае сокращения кадров в школе первыми жертвами становятся школьные психологи. Министр образования Марина Епифанова нашла корень зла в системе оплаты труда: «Пропорции соотношения административно-вспомогательного аппарата и педагогов – 30 и 70 процентов. Как только мы будем что-то добавлять, тем самым на выходе будем уменьшать заработную плату учителей». На предложение дополнительно обучать педагогов азам психологии министр ответила, что каждый учитель получает необходимые психологические навыки работы с детьми.
Директор психологического центра «Позитив» Людмила Федкулина подняла газету – «Глас народа», орган общественной палаты. «Откройте страницу восьмую, и сразу увидите афишу. «Пришествие дьявола», «Вий», «Одержимые», «Несносный дед», «Я – Франкенштейн», «Теория хаоса» – вот что должны прочитать наши дети в этой газете, а потом пойти в кинотеатры». Замечание членам палаты не понравилось, но не помешало продолжить критиковать нелюбимые передачи из телевизора. «Надо обратиться в Госдуму для утверждения цензуры (что мы так боимся-то так этого слова!) – разумного ограничения на показ некоторых фильмов и передач», – заключил Незнамов. А вот с Интернетом, уверен он, уже ничего не поделаешь. «К тому же не все стрелялки толкают на применение оружия», – добавил он со ссылкой на исследования психологов.
В общем, идеологическая работа хромает, признали общественники. Они стали сокрушаться: «Мы пожинаем плоды того общества, в котором живем, капиталистического, в основе которого – максимальное извлечение прибыли. Ничего личного, только бизнес. Воспитанием детей никто не занимается. Если у тебя нет денег – ты лох, если ты не успешен – ты лузер».
На этой грустной ноте присутствующие вспомнили свое прекрасное пионерское детство. «Действительно, была пионерская организация имени Ленина. Что ее надо было отменять? Убрали бы название, а суть можно было бы сохранить», – подумал вслух Александр Ландо. «Надо жестко навязывать!» – призвали члены палаты. «С чего вы взяли, что у нас нет пионерских организаций? У нас в каждой школе существуют некие детские организации. В каждом районе есть», – опровергла общественников Марина Епифанова.
Общественники пришли к выводу, что детей нужно нагружать, чтобы они ни о чем постороннем не думали. Нагружать и контролировать. Юрист Николай Скворцов предложил вменить в обязанности классного руководителя регулярно отслеживать почту и страницы учеников в социальных сетях.
С подобной задачей неплохо справился бы куратор класса, считает министр образования: «Классные дамы, как были раньше». «Неплохо бы», – согласились общественники.
«Нас пугают каждый день!»
Чувствуют ли себя в безопасности школьники и их родители?
Виктория Ефремова, ученица 8 класса:
Я СЕБЯ ВПОЛНЕ ЧУВСТВУЮ В БЕЗОПАСНОСТИ, ШКОЛА ВСЁ ДЕЛАЕТ ДЛЯ ЭТОГО
Про случившееся я узнала по телевизору, из новостного выпуска. Думаю, виноват сам мальчик и его родители, которые хранили оружие дома, в доступном для ребёнка месте. Мне кажется, это просто единичный случай, не имеющий отношения к системе образования.
Я не думаю, что подобное может произойти в моей школе. Здесь для возникновения конфликтных ситуаций нет никаких предпосылок. Ученики и родители не заостряют внимание только на одной успеваемости. А учителя в свою очередь достойно оценивают наши знания – не занижают, а иногда даже натягивают нам оценки. Я себя вполне чувствую в безопасности, школа всё делает для этого.
Анастасия Сагатова, ученица 8 класса:
У НАС ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ ШКОЛА: НЕСКОЛЬКО ОХРАННИКОВ НА ВХОДЕ, ДЕЖУРНЫЕ УЧИТЕЛЯ, КАМЕРЫ
Конечно, я слышала про убийство учителя в Москве. Это просто ужасно. Во всём случившемся виноват, конечно же, сам ученик. В какой-то степени виноваты и его родители, так как ребенок –это лицо своих родителей, продукт их воспитания. Есть ли у меня страх, что такое могло случиться и со мной? Знаете, нет. У нас очень хорошая школа: несколько охранников на входе, дежурные учителя, камеры. Дежурный на входе учитель нас даже за грязную сменную обувь и распущенные волосы каждое утро ругает. Так что с оружием вряд ли кто-то смог бы дальше вахты пройти.
Екатерина Макарова, мама школьника:
МЫ ПРОСТО УЖЕ УСТАЛИ И НЕ МОЖЕМ БОЯТЬСЯ. ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ, – БОЛЬШЕ УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЯ ДЕТЯМ
Разговаривала с сыном по поводу этого ужасного случая. Он ничего не слышал об этом и очень был удивлён случившимся. Я спросила его, боится ли, что в его школе это произойдёт, он ответил, что нет. При этом он сомневается, что охранник сможет предотвратить преступление. Кто виноват – ответить не может. Вообще, мне так показалось, что он воспринял эту информацию как что-то нереальное, неправдоподобное, что такое может происходить только в кино.
Моё мнение: все проблемы идут из семьи. Родители мало уделяют времени детям, вследствие чего дети выплескивают свою негативную энергию в интернетовских играх. По телевидению тоже сплошная пропаганда убийств. Нас пугают каждый день по радио, телевизору, в Интернете, поэтому люди уже относятся к смерти, пока их это не касается, как к шоу.
Поэтому в безопасности мы себя нигде не можем чувствовать. И, как ни страшно это звучит, страха тоже уже нет. Мы просто уже устали и не можем бояться. Единственное, что мы можем сделать, – больше уделять внимание детям. Слушать их, понимать и любить!
Вера Соловьева, ученица 7 класса сельской школы в Саратовской области:
ТАКОЕ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ ХОТЬ ГДЕ. ПРОСТО У МАЛЬЧИКА ПСИХИКА НАРУШЕНА
Я думаю, что и учитель, и ученик не правы. Они могли бы договориться между собой. Учитель мог бы провести с ним дополнительные занятия и подтянуть успеваемость по своему предмету, так как у мальчика только одна четвёрка. А ученик, если не согласен со своей оценкой, мог бы обсудить это с директором школы, попросить директора поговорить с преподавателем. Вместо этого он, не подумав о своём будущем, убил учителя. Он не учёл, что за убийство может понести уголовное наказание.
Не имеет значения, город или село, такое может произойти хоть где. Просто у мальчика психика нарушена. С ним никто не дружил, а он играл в игры-стрелялки. Вот всё из-за этого.
Михаил Иванов, ученик 8 класса:
ЕСТЬ СТРАХ, ЧТО ВСЁ СЛУЧИВШЕЕСЯ МОГЛО ПРОИЗОЙТИ В МОЕЙ ШКОЛЕ
Да, я знаю про случай в московской школе. Думаю, что виноват именно ученик. Виноват и в том, что убил учителя, и в том, что взял в заложники 29 учеников школы № 263. Это не случайность, а беда всего общества, всего мира: отсутствие духовности в воспитании, пропаганда насилия в кино. Никто не застрахован от случившегося. Есть страх, что всё случившееся могло произойти и в моей школе. Наша школа многонациональная, в моём классе учатся ребята восьми национальностей, и все друг к другу относятся дружелюбно. Но всё-таки вычислить таких психологических террористов невозможно.
Анастасия Белоусова, ученица 11 класса:
У НАС ВЗРОСЛЫЕ, УМНЫЕ РЕБЯТА, КОТОРЫЕ ЗАДУМЫВАЮТСЯ О СВОЕМ БУДУЩЕМ И О БЛАГОСОСТОЯНИИ ОБЩЕСТВА
Это просто дико, как так можно убить человека?! И всего лишь из-за какой-то неприязни к нему как к личности. При этом пострадал еще и полицейский, который хотел уберечь остальных людей. Я считаю, что за свое деяние он должен ответить перед законом. Он оставил две семьи без отцов. Представляю, как сейчас тяжело их женам и детям смириться с потерей близкого человека. Получается,что он сломал жизнь не только себе и своим родителям, но и пострадавшим.
В какой-то мере в этом виноваты и родители. Я не знаю, как они его воспитывали, но знаю точно, что хранить огнестрельное оружие в доме нельзя, это действительно опасно – мало ли.
Я думаю,что в нашей школе такой случай не произойдет. У нас очень строгая дисциплина, взрослые, умные ребята, которые задумываются о своём будущем и благосостоянии общества, в котором мы живем.