«Ни к чему хорошему это не приведёт»

Оценить
Большинство управляющих компаний Саратова могут исчезнуть с рынка?

Законопроект о лицензировании компаний, управляющих многоквартирными домами, в конце января 2014 года был внесен в Государственную думу. Изначально для регулирования дел на этом рынке услуг предусматривались и лицензирование, и членство в саморегулирующих организациях. Но президент Владимир Путин еще в октябре прошлого года на встрече с представителями «Народного фронта» посоветовал ввести обязательное лицензирование УК. На днях о лицензировании заговорили и саратовские чиновники.

Депутат Саратовской городской думы и глава муниципального предприятия «Водосток» Александр Янклович на заседании постоянной комиссии про градостроительству, жилищно-коммунальному хозяйству, архитектуре, земельным ресурсам гордумы высказал предположение, что после принятия упомянутых законов 90 процентов управляющих компаний города не смогут пройти лицензирование и будут вынуждены уйти с рынка. Однако самого депутата такие перспективы, похоже, не очень печалят: «Идея здравая, давно пора очищать рынок».

«У нас огромное количество жалоб на управляющие компании, – пояснил в беседе с корреспондентом «Газеты недели» Янклович. – Люди не имеют ни техники, ни людей и берутся за управление домами». Тем не менее, как заметил собеседник, идея лицензирования хоть и хорошая, но регулирование деятельности управляющих компаний через саморегулируемые организации СРО может быть более подходящим вариантом, так как СРО несёт финансовую ответственность за своих участников, которые страхуют свою деятельность. С оптимизмом воспринял депутат Янклович и реальность уголовного преследования за подделку протоколов собрания жильцов, о котором говорил президент. Эту форму ответственности он назвал «сверхактуальной» и способной «остудить горячие головы».

По словам Янкловича, свыше половины многоквартирных домов города обслуживаются силами управляющих компаний. Жалобы в основном идут на их бездействие – как в отношении ремонта, так и в техническом обслуживании. Кроме того, единицы компаний отчитываются перед жильцами о том, куда были потрачены собранные с них средства. Но самый удачный выход депутат видит в организации ТСЖ. «Ни один бизнесмен не будет работать меньше чем за 20 процентов прибыли, – поясняет Янклович. – И эта прибыль закладывается в тариф». ТСЖ же, по его словам, работает не ради прибыли. Это организация жильцов в целях управления собственным домом.

Руководитель группы управляющих компаний «Феникс» Сергей Дёмин не согласен с тем, что после принятия закона о лицензировании с саратовского рынка уйдет 90 процентов компаний. Но он ничего не имеет против более жесткого регулирования на рынке УК. «Сейчас любой может создать управляющую компанию, – поясняет Дёмин. – Непрофессионалы управляют! А нужен профессиональный отбор». И именно через системы лицензирования хотя бы потому, что СРО – это организации, в которые могут «опять всех загнать».

Угроз для профессионалов после нововведений Демин не видит: «Нас городская администрация и сейчас контролирует постоянно. Совещания проходят, мы в них участвуем». Но, по мнению моего собеседника, государство получит жесткие рычаги контроля только в том случае, если установит понятные правила и цены. «Если процесс получения лицензий потребует от управляющих компаний вложения денежных средств, то в конечном итоге эти затраты всё равно лягут на плечи жильцов».

Лицензирование не может быть бесплатным, считает Александр Джашитов, член Общественной палаты Саратовской области и общественного совета государственной жилищной инспекции, автор 14 научно-методических пособий по территориальному общественному самоуправлению, общественной самодеятельности и ТСЖ. По его мнению, затраты на эту процедуру будут либо возмещаться из бюджета, либо компенсироваться за счёт самих управляющих компаний. То есть в любом случае будут оплачены из карманов граждан. Кроме того, жилинспекции, которые даже сейчас не справляются с потоком жалоб, просто физически не смогут потянуть ещё и лицензирование. Для этого нужно создавать отдельные структуры.

«Ни к чему хорошему это не приведёт, – говорит Джашитов. – Это коррупция в чистом виде». «Крупные управляющие компании лицензирование пройдут со свистом», считает он, намекая, что в конечном итоге лицензии будут получаться не совсем честными способами. Что же до работающих не более чем с одним домом мелких УК, ЖСК и ТСЖ, то ожидаемые нововведения напрямую их вроде бы не касаются, однако, как уверен Джашитов, в будущем для них тоже что-нибудь «придумают» – аттестацию председателя или бухгалтера и так далее. В результате люди, чтобы избежать лишних проблем, будут больше склоняться к передаче управления домом какой-либо крупной компании. Тем более что найти среди жильцов желающего взять на себя ответственность председателя ЖСК или ТСЖ и сейчас трудно.

По словам Джашитова, граждане и так имеют вполне законное право по собственному желанию отказаться от услуг управляющей компании, просто зачастую им не пользуются. «А те, которые пользуются, получают серьёзное сопротивление, – объясняет он. – Вот их как раз и надо поддерживать».

Более того, в России уже существует постановление правительства, согласно которому управляющие компании обязаны ежегодно отчитываться перед жильцами и раскрывать по их требованию информацию о собственной деятельности, в том числе в плане расходов. За нарушение этого постановления в первый раз компания может получить серьёзный денежный штраф, во второй – лишиться права деятельности на три года. Однако на деле запросы граждан всё равно игнорируются, так как большинство УК ничего полезного для жильцов не делают, а деньги тем временем исчезают в неизвестном направлении. Чтобы наказать такую «необщительную» организацию, жильцам нужно обращаться в суд с соответствующими доказательствами, но чаще всего до суда эти дела не доводятся. По мнению собеседника, затея с лицензированием через какое-то время может быть тихо-мирно похоронена, как это уже произошло с соцнормами и в будущем произойдёт с ремонтными фондами.

Чаша весов клонится в сторону президента

О том, как навести порядок в работе УК, в Госдуме думают с весны 2013 года. Часть экспертов выступала за лицензирование, часть отстаивала дисциплину и ответственность в рамках саморегулируемых организаций (СРО). Однако предложения президента в нашей стране оспаривать не принято. И чаша весов начала клониться к лицензированию.

Справедливости ради стоит сказать, что процедуру лицензирования поддерживают и губернаторы некоторых регионов. Глава Новосибирской области Василий Юрченко, например, заявил на одном из недавних совещаний по теме ЖКХ, что механизм саморегулирования через СРО не показал себя эффективным ни в строительной, ни во многих других отраслях экономики. По словам Юрченко, если в других странах СРО отвечают за своих членов деньгами и имиджем, то в России этого не происходит.

По словам министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаила Меня, до 1 июля 2014 года должна быть завершена работа по принятию всех необходимых нормативно-правовых актов для лицензирования УК. Лицензированные компании будут обязаны иметь соответствующую материально-техническую базу, персонал и аттестованного руководителя. В течение года до получения лицензии УК должны работать без нарушений. Выдача лицензий (этим будут заниматься жилинспекции) и проведение экзаменов для директоров управляющих компаний начнутся уже с 1 сентября 2014 года, а с 1 мая 2015 года управлять многоквартирными домами без лицензии будет запрещено.

По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, данный закон позволит очистить рынок от расплодившихся проблемных компаний и нарушителей. Как полагают эксперты, результатом принятия закона о лицензировании станет исчезновение с рынка мелких управляющих компаний. От министра Меня известны и другие подробности пока ещё не принятого закона: за два нарушения в год управляющую компанию могут лишить права управлять конкретным домом, а если два нарушения в год будут иметь 15 процентов домов, обслуживаемых данной организацией, то суд сможет на три года аннулировать её лицензию, при этом руководитель компании будет занесён в черный список. Планируется завести два единых федеральных списка. В одном будут состоять допущенные к работе УК, в другом – дисквалифицированные. За некачественно оказанную услугу с компании в пользу жильцов будет взиматься штраф в размере 30% от стоимости услуги, а за неправильно произведённый расчёт – в размере 15% от выставленной гражданам суммы.

 


[кстати сказать]

Леонид Писной:

НЕАКТИВНОСТЬ СОБСТВЕННИКОВ – ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА БАРДАКА В СФЕРЕ ЖКХ

Леонид ПиснойПо мнению депутата Саратовской областной думы, в последствиях ожидаемых нововведений существенную роль будут играть «правила игры» и «правила исполнения».

– Положительный эффект во многом определится схемой, которая будет использована. Каких-либо глобальных изменений и при лицензировании, и при саморегулировании в строительстве добиться не удалось, потому что государство вынуждено балансировать между монополизацией и недопуском недобросовестных исполнителей. Перегнуть палку – значит автоматически создать условия для невозможности получения разрешительных документов и монополизировать рынок. Отпустить палку – отказаться на практике от изменений. Сейчас надо набраться терпения, дождаться изменения в законодательстве, а потом быть достаточно общественно активным при контроле за этим процессом. Причём это касается всех – прежде всех собственников, которые у нас, к сожалению, неактивные. Может быть, это основная причина того бардака, который происходит в сфере ЖКХ, ну и депутатского корпуса, органов местного самоуправления.

Я считаю, что если вводить в том числе уголовную ответственность за безобразия в сфере ЖКХ, то её надо обязательно вводить за аффилированность органов МСУ или каких-либо других властных структур к предприятиям ЖКХ. За малейшее подтверждение аффилированности надо наказывать жесточайшим образом. Что касается штрафов за превышение при установке платежей – они нужны, это мотивация к справедливым расчетам. Что касается усиления ответственности за подделку протоколов собрания жильцов – здесь мнение двоякое. Конечно, те безобразия, которые сейчас происходят, в которых даже суды не могут разобраться, надо пресекать. Но доказать, собрание собственников легитимное или нет, очень-очень сложно. Боюсь, что данная норма может привести к рейдерским схемам. Потому что, будем честно говорить, случаи, когда контролирующие органы бездействуют по отношению к ряду компаний, наталкивают на мысль, что эти органы каким-то образом связаны с ними. При такой связи вполне возможны злоупотребления, когда даже легитимное собрание вдруг окажется нелегитимным со всеми вытекающими последствиями.

Уход управляющих компаний с рынка прогнозировать пока рано. Всё будет зависеть от правил игры, самое главное – от правил исполнения. Но думаю, что 90 процентов не получивших лицензию компаний – явно завышенная цифра, хотя бы потому, что одна из бед в Саратове – это то, что управляющие компании в большей своей части громадные. Имея большие объёмы, они сделают всё, чтобы пройти через требования лицензирования. Но даст ли это плюс, сказать сложно.

Между лицензированием и СРО я бы всё-таки выбрал СРО. В строительном комплексе лицензирование было абсолютно неэффективным, потому что доступ к получению лицензий был несложным. Саморегуляция по крайней мере даёт азы коллективной ответственности. Но дать гарантии, что среди СРО не будет однодневок для недобросовестных исполнителей, никто, наверное, не возьмётся. Потому что вполне может найтись определённое количество организаций, которые организуют своё СРО именно для того, чтобы продолжать безобразия дальше.

Стержнем жилищного законодательства является собственник, у которого есть всё – и право проведения собраний, и право контроля, и право принятия решения. И до той поры, пока собственники будут бездействовать, какого-либо эффекта при любом контроле со стороны государства ожидать не приходится. Если только не вернуться к прошлому и не сделать всю систему ЖКХ опять государственной или муниципальной, без участия частного капитала. Но я думаю, что к этому никто уже возвращаться не будет.