Указы есть, а денег на них нет
В минувшую среду на совещании у президента Владимира Путина Саратовскую область упомянули в числе отстающих. Вместе с нами в перечень попали Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Алтайский и Забайкальский края. У нас, оказывается, не хватает денег на исполнение указов президента Путина.
Никакой конкретики в разговоре Владимира Путина с председателем российской счетной палаты Татьяной Голиковой не было. В пустом выступлении Голиковой были только намеки. В основном на то, что отчетность поступает уж слишком вразнобой и не совпадает у разных ведомств. Как одну из причин Голикова предположила отсутствие единой методики. Невнятно было сказано и о том, что «к сожалению, в ряде случаев региональные программы плохо скоординированы с государственными программами, и иногда целевые значения, индикаторы региональных программ совсем не соответствуют тому, что принимается на федеральном уровне».
Татьяна Голикова побоялась прямо сказать президенту России о том, что денег на реализацию указов в регионах нет, а на муниципальные власти они вообще ложатся неподъемным бременем. Вместо этого без конкретных примеров, в очень общих выражениях было сказано, что работа с доходной частью консолидированных бюджетов в регионах сводится к мобилизации недоимки, но получается взыскивать ее лишь у единиц.
Общий объем недостатка средств на совещании у президента не прозвучал, хотя Голикова сказала, что ей он известен. Судя по крупицам выданной информации, цифры велики, и президента просто решили не расстраивать. Было четко сказано, что проблем с деньгами на выполнение его указов нет только у Москвы, Республики Коми, Ленинградской, Новосибирской, Сахалинской областей и Ненецкого автономного округа. Поднапрягшись, ситуацию могут достаточно легко выправить еще в шести регионах. «К сожалению, в отдельных регионах Российской Федерации (и это, видимо, распространится и на 2014-й, и последующие годы) имеются проблемы с низкой финансовой обеспеченностью реализации указов. Это такие регионы, как Республика Ингушетия, Саратовская область, Алтайский край, Кабардино-Балкарская Республика, Забайкальский край», – перечислила Голикова.
В Саратовской области уже две недели федеральный центр проверяет реальное положение с бюджетными финансами. Не исключено, что по результатам проверки будет принято одно из двух решений – либо оказать крупную дополнительную финансовую помощь, либо сменить команду управленцев. Кроме долговых обязательств, федеральный центр могут интересовать усилия региональной власти по оптимизации работы бюджетных учреждений. «Ранее регионы Российской Федерации вместе с отраслевыми ведомствами согласовывали «дорожные карты», которые включали не только мероприятия по повышению, но и мероприятия по структурным изменениям и оптимизации, экономия от которых должна была пойти на повышение заработной платы», – говорила Татьяна Голикова президенту.
Власти региона о неприятной ситуации предпочитают не распространяться. Наоборот, везде, где только можно, губернатор Валерий Радаев и члены его команды, как мантру, твердят заученные слова про то, что на указы деньги будут находиться в регионе в первую очередь. Стремление любой ценой выполнить задачи, поставленные президентом России перед своими выборами, завело Саратовскую область в лабиринт других невыполненных обещаний. Например, вся губернаторская команда хором клялась сокращать долги бюджета и уж во всяком случае не брать новых. На самом деле долг вырос за время работы губернатора Радаева значительно. И во многом благодаря упрямому желанию отличиться своими результатами перед президентом.