Пудра для мозгов вызывает чесотку

Оценить
Пиар? Пропаганда? Идеология? Власти, похоже, сами не знают, как влиять на умы граждан России

Для тех, кто забыл или просто не застал далеких времен развитого социализма: в Советском Союзе большинство населения было ярыми патриотами своей страны. И все совершенно искренне верили, что лучшей страны нет и быть не может. Нет, были диссиденты, отщепенцы и прочие. То есть те, кто умел и хотел думать и анализировать, у кого был доступ к альтернативным источникам информации в виде подпольного «Голоса Америки», самиздатовским книжкам и прочим немассовым средствам информирования.

Но основная масса населения страны, даже во времена сталинских репрессий, хрущевской бедности и брежневского дефицита, была убеждена в том, что Советская страна – это лучшее, что есть на планете. Несмотря ни на что. Потому что необходимость этого «несмотря ни на что» старательно объясняли все немногочисленные, но очень массовые средства информации.

Если кто не помнит или не знает, тиражи всех трех-пяти, пусть семи, выходивших в СССР центральных газет зашкаливали за несколько миллионов. Газеты не только читали, статьи с идеологической составляющей конспектировали. В школах, вузах, на предприятиях как минимум раз в неделю проходили политинформации, на которых обсуждали и одобряли решения партии и правительства.

Короче, агитацией и пропагандой занимались очень основательно. Мозги народу старательно и вполне профессионально замусоривали коммунистической идеологией.

Потом наступили девяностые, потом нулевые, потом нынешние десятые.

Власть взяла ЕР-бюрократия. Которая принимает решения и требует их исполнения. Не считая нужным ничего никому объяснять.

От большого ума? Или от его отсутствия?

Когда-то очень давно, в конце девяностых, на одном из семинаров, организованных в рамках Клуба региональной журналистики, работу которого финансировал Михаил Ходорковский, я задала вопрос одному из спикеров. Спросила, как обстоят дела у правящей партии с идеологией. Тогда правящим, если мне не изменяет память, был «Наш дом Россия». В ответ получила весьма пренебрежительное: нам идеология не нужна. И где теперь «Наш дом»?

Это я всё к чему? К тому, что власть отчего-то не считает нужным объяснять населению необходимость тех или иных своих действий. Типа и так схавают, чего метать бисер перед... Сами знаете, перед кем.

И потом та же власть очень удивляется, отчего это народ недоволен.

И мне вот что очень интересно: они правда не понимают, что лучше подстелить соломки, чем потом залечивать синяки и шишки?

Простой пример. Майские указы президента Путина. Нет, все, кто более или менее в теме, понимает, что это чистой воды популизм. И претворение в жизнь этих указов изрядно ударит по региональным бюджетам – и без того предельно скудным. Но власть также понимает, что если она хочет остаться в своих кабинетах, указы надо претворять.

Что делает власть? Разрабатывает план реализации. Нормально? Вполне. И начинает претворять. Сокращать численность работающих, оптимизировать, извините, бюджетные учреждения.

Конечно, все мы прекрасно понимаем: власть не может сказать честно и откровенно, что указы – чистой воды профанация. Что ей кровь из носу, несмотря ни на что, идя по головам, вопреки здравому смыслу, во вред населению, но надо выполнить указы. Надо, и всё тут. Потому что она власть, а у нас вертикаль. И там, на самой верхотуре, президент с указами, а еще есть скрепы и прочие неприятные штуки. Но есть и очень приятные, которые весь негатив с лишком компенсируют. Потому будем выполнять.

Так вот, у меня вопрос. Почему эта самая власть не в состоянии придумать красивую байку о выполнении этих указов? Нет, одну общую песню о тотальном повышении зарплаты мы знаем. Но она работает только во властных кабинетах, потому как учителя и врачи знают, как и за счет чего увеличилась их зарплата.

А вот придумать более жизнеутверждающую сказку власть не в состоянии. Или просто не захотела? Или не знает, что это надо делать?

Простой пример

Вот, например, ситуация с закрытием детского дома № 2. Сейчас-то, конечно, власти утверждают, что ни о каком закрытии речь не идет, обвиняют директора, журналистов. То есть пытаются, причем крайне неумело, тушить разгоревшийся информационный пожар. Но не с пустого ж места взялась эта информация? Десять против одного, что детдом закроют.

Так почему власти не сработать на опережение? Провести беседу с директором, мол, мы тебя не обидим, выбирай себе теплое место. Потом поднатужиться и пристроить максимум ребятишек в приемные семьи. Затем выпустить цикл публикаций-сюжетов о том, как сложно живется сиротам в большом городе, после того как они выходят из детского дома, а вот в маленьких населенных пунктах куда как проще, там подножный корм, огороды, народ добросердечнее – помогут-подсобят. И так далее. Но ведь не стали утруждаться. Потому что так проще. Типа пошумят и успокоятся.

Что самое печальное, это верно. Пошумят и успокоятся. Но осадочек, как в том анекдоте, останется. Раз останется, два останется. А там и до Пугачева недалеко.

Пошумят и успокоятся

На самом деле успокоятся. Почему? Потому что пока указы касаются бюджетников, которые от власти зависят. Власть назначает директоров, директора дают или не дают нормально жить учителям. Учителя, которые хотят нормально жить, безропотно заседают в избирательных комиссиях и принимают участие в выборных подтасовках. Благодаря этому большие кресла занимает та власть, которая, в случае необходимости, без всякого угрызения совести сократит зарплату, а то и выгонит на улицу.

Вот сейчас, как говорят, студентам некоторых вузов не платят стипендию. Что делают студенты? Молчат. Потому что им еще сдавать сессию. А еще за экзамены и зачеты можно помитинговать у приемной депутата-коммуниста, порадоваться на митинге правящей партии. А потом окончить вуз и пойти молчать в школы и больницы.

Ладно, не только учителя, врачи и студенты, но, поверьте, основная масса населения радостно смотрит сериалы и новостные выпуски на госканалах. И эта самая основная часть уверена, что во всей стране всё вполне себе нормально. И что пусть будет так, как сейчас, «лишь бы не было войны». И власть этим пользуется. И весело пляшет на головах.

Но так уже было. Было в начале девяностых. Когда по телевизору было одно, а на улице – другое.

Но тогда не было местных телерадиокомпаний. И не было Интернета. Ладно, большинство населения заходит в Интернет не за информацией, а по вполне практической утилитарной нужде. Обменяться сплетнями с подругой в соцсетях, узнать о моде, о погоде, о последних сплетнях из жизни звезд. Тех, кто умеет складывать два и два и получать, как ни странно, четыре, немногим больше. Вот для них местная власть (на федеральном уровне с запудриванием мозгов всё порядке) должна придумывать жизнеутверждающие сказки.

Сложные примеры

Наши ЕР-функционеры очень старательно рассказывают о своей деятельности, массой идут по жизни многочисленные проекты партии – типа «детский сад в каждый дом» или «взгляд в будущее для людей с ослабленным зрением». О качестве этих проектов говорить не хочется, потому как и детские сады, и здравоохранение финансируются из бюджетов, а не из членских взносов ЕР-партийцев. И эти все проекты – это пропаганда. Не сильно умелая, кондовая. Какой смысл обсуждать послание президента спустя полтора месяца после его зачтения главой страны? Напомнить основные тезисы? Впрочем, чем богаты, то и получите...

А вот с идеологией нас не очень. Потому как идеология – это дело более тонкое, требующее приложения неких навыков, знаний, умений и, понятно, средств.

Для начала о средствах. Понятно, в бюджете денег нет и в ближайшие годы не предвидится. Но! Скажите, вы правда верите, что избирательные кампании депутатов проходят исключительно в рамках бюджетов, предписанных законом?

И еще рассказывали, что губернатор Ипатов, только-только вступивший в должность, очень удивился, узнав, что взносы черным кэшем, которые он, будучи руководителем атомки, регулярно платил своему предшественнику, вовсе не обязательны. И наладить сбор неучтенных средств не смог. А вот ДФ такой источник, по слухам, имел. И не жалел денег на проведение соцопросов, мозговых штурмов и прочих вещей, связанных с повышением узнаваемости, улучшением имиджа и прочих идеологических прибамбасов.

Короче, было бы желание и некоторые профессиональные навыки, а деньги найти можно. Причем абсолютно легальные деньги. Просто внебюджетные и очень-очень целевые.

Теперь о более сложном. О желании. Или понимании необходимости проведения своей внутренней политики, на... Пусть на формирование имиджа и так далее, то, что пишется в программе о сотрудничестве СМИ и власти. Отчего-то власть думает, что этот имидж поправляется хвалебными статьями о губернаторе, который посетил свиноферму или завод по производству труб. Но это совсем не так. Потому как народу трубы со свиньями и губернатор с трубами не интересны.

А что интересно народу? И это самый хороший вопрос. Ответить на который без специальной подготовки невозможно. То есть ответить на этот вопрос можно только в том случае, если знать, что людей волнует.

Опять же вспомним о выборах. Хороший кандидат, прежде чем идти в массы и разговаривать с людьми, выясняет болевые точки и предлагает пути решения проблем. Иногда пути утопические, но они позволяют хотя бы дать выход отрицательным эмоциям, недовольству людей.

Когда это наша власть пыталась выяснить, чем народ недоволен? Власть радостно сообщает, что она делает для народа. А вдруг народу это и не надо вовсе?

Вместо того чтобы провести социологические исследования, выяснить болевые точки для разных районов, разных групп населения и для этих районов и групп выпустить свой продукт, власть принимает решения сократить, разогнать. Называет это оптимизацией и ломает о коленку. С непредсказуемыми последствиями.

А теперь о том, кто должен заниматься идеологией. Теоретически в правительстве области есть целый вице-губернатор, который отвечает за внутреннюю политику. Но он мало что умеет. Во-первых, в силу молодости и отсутствия опыта, что простительно. Во-вторых, из-за непонятного апломба и нежелания учиться – он же вице-губернатор!

Есть еще и сам губернатор, которому в конечном итоге достаются все шишки за непрофессионализм подчиненных. Но он, губернатор, человек несвободный, и выгнать одних и взять других не может. Или не хочет, потому как считает, что и так сойдет.

В конечном итоге мы получаем недовольство. Внутреннее, не очень заметное и пока не очень сильное. Однако это только пока. Народонаселение, даже то, которое за то, что «лишь бы не было войны», недовольно. Но пока бурчит на скамейках у подъездов. Те, кто поактивнее, бурчат в соцсетях. Эти властям уже внушают опасение, и их пытаются нейтрализовать, приглушить. Но получают широкий резонанс уже не только в соцсетях. И начинается цепная реакция недовольства. Зачем?

Зачем это власти, у которой хватает забот и без волнения, пусть неявного, народных масс? Зачем это массам, у которых и так не жизнь, а сплошное выживание?

А может быть, власти надо поднатужиться и заняться не только пиаром и пропагандой, которые на самом деле у нее получаются ни к черту? Но и идеологией? Впрочем, это вопрос риторический...