«А у нас сосед соседа бил вчера велосипедом!»
Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав поручила министерству внутренних дел разработать законопроект, прописывающий наказание для семейных дебоширов. Ведомство уже приступило к работе над документом.
«Предметом правового регулирования законопроекта является расширение признаков объективной стороны состава административного правонарушения, квалифицируемого как мелкое хулиганство», – комментируют представители МВД. Поправки будут внесены в Кодекс об административных правонарушениях.
Мелким хулиганством предлагается считать различные события, происходящие «на почве семейно-бытовых конфликтов», но прежде всего закон будет направлен на защиту детей. Не исключено, что воспитательное воздействие отцовским ремнем тоже будет считаться мелким хулиганством.
Конечно, существует опасение, что под карающую длань закона могут попасть родители, накричавшие на ребенка из-за невыученных уроков. Не станут ли «мелкими хулиганами» измотанные работой и хозяйством мамочки, разбившие в сердцах тарелку или даже случайно уронившие кастрюлю на пол? Или доведенные до отчаяния женщины, у которых терпение лопнуло, и они решили дать отпор домашнему тирану с помощью предмета кухонной утвари. А также граждане, «играющие на флейте и трубе», что тоже нарушает «спокойствие в жилых помещениях», и владельцы невоспитанного пса (кота), лай (мяукание) которого раздражает соседей.
По замыслу авторов законопроекта, впервые уличенные в домашнем скандале правонарушители могут отделаться предупреждением.
Сейчас по статье «мелкое хулиганство» предусмотрено наложение штрафа от 500 до 1000 рублей или административный арест на 15 суток.
Спокойствие по-саратовски
Федеральное законодательство регулирует тишину в ночное время. С 23 часов до 7 часов утра уровень шума не должен превышать 40 децибел. Саратовские законодатели расширили эти рамки. Отныне никто не может нарушить покой наших земляков с 21 часа до 9 утра. Для посягнувших на тишину установлена административная ответственность, посерьезнее, чем за «мелкое хулиганство»: для физических лиц штраф от 1 до 2 тысяч рублей, для должностных лиц – от 2 до 5 тысяч, для юридических лиц – от 15 до 30 тысяч.
Не первая попытка
Законопроект об установлении административной ответственности за «семейно-бытовое дебоширство» уже вносился в Госдуму в 2005 году. Впервые уличенные в домашнем скандале правонарушители могли отделаться предупреждением. За повторные случаи буянов хотели штрафовать на сумму от 100 до 600 рублей. И только регулярных нарушителей покоя домочадцев предлагалось сажать в КПЗ на 15 суток. Но закон не был принят.
Ольга Алимова, депутат Государственной Думы (КПРФ), член комитета по вопросам семьи, женщин и детей:
ЗАБИРАТЬ ДЕБОШИРОВ ИЗ СЕМЬИ
При подготовке законопроекта о семейных дебоширах наш комитет будет соисполнителем. Главным исполнителем будет комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Закон против домашней тирании, безусловно, нужен.
Ко мне на приемах достаточно часто обращаются женщины, которых обижают мужья. Управы на них, как правило, нет. Зачастую взрослые сыновья, ведущие маргинальный образ жизни, бьют престарелых родителей, пытаются отобрать пенсию на выпивку, стараются выгнать из дома. Участковые полиции не особенно охотно занимаются такими делами.
По отношению к таким гражданам увеличивать штрафы не совсем правильно, ведь это в основном малоимущие семьи. Из-за штрафов только лишний раз пострадают дети и жены.
Я за то, чтобы дебоширов забирали из семьи. На 15 суток, месяц или на более долгий срок.
Но людей подобного толка такими мерами вряд ли остановишь. Пока жена будет дозваниваться в полицию, пока стражи порядка окажутся на месте, хулиган может прибить и супругу, и детей.
Что касается ужесточения мер за наказание детей. Подросток закурил, напился, включил громко музыку, что мешает соседям. Родители шлепнули, дали по губам за бранное слово в их адрес. Если ребенка шлепнули, потрепали за ухо, это не значит, что родителей надо немедленно определять в тюрьму. Вот если серьезное избиение ребенка – синяки, сотрясение мозга, например, – это повод для привлечения к ответственности.
Надо серьезно относиться к личности заявителя. Это могут быть соседи, конфликтующие по всяким мелким поводам. Или, допустим, жена, которая завела себе связь на стороне и хочет избавиться от надоевшего мужа, либо муж, желающий избавиться от жены по той же причине.
Тревожит также, что, учитывая избирательность нашей правовой системы, под раздачу могут попасть люди, которые впервые что-то сделали сгоряча. А тех, кто постоянно третирует свою семью, не всегда привлекают к ответственности. Полиция не проявляет особого внимания к семейным разборкам.
Татьяна Ерохина, заместитель председателя Саратовской областной думы, председатель комитета по социальной политике:
РЕШЕНИЕ О ПРИНЯТИИ ЗАКОНА, ПРИЗВАННОГО ВЗЯТЬ ПОД ЗАЩИТУ ДЕТЕЙ, СВОЕВРЕМЕННО
Действительно, в настоящее время МВД России готовятся поправки в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Они будут направлены на устранение имеющегося правового пробела, который на сегодняшний день затрудняет привлечение к административной ответственности за действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан не только в общественных местах, но и в жилых помещениях, в том числе совершаемые на почве семейно-бытовых конфликтов.
Поручение о подготовке подобного законопроекта было дано на заседании правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав под председательством заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец.
Саратовская областная дума примет активное участие в обсуждении его положений при поступлении законопроекта на рассмотрение из Государственной думы.
На сегодняшний же день могу сказать, что решение о принятии закона, призванного взять под защиту детей, своевременно. По статистике насилие в той или иной форме наблюдается почти в каждой четвертой российской семье, и, как правило, часто оно начинается с оскорблений и унижений. У сотрудников правоохранительных органов должна быть законная возможность своевременно защитить граждан, чьи права и интересы нарушаются.
Наталия Королькова, член общественной палаты области, руководитель Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья:
АГРЕССИЮ ЗАГНАЛИ В СЕМЬЮ
В настоящее время уровень безнравственности, бездуховности приводит к росту агрессии. Во многом это следствие алкоголизации населения. В последнее время приняты антитабачные и антиалкогольные законы. Но действие их распространяется на общественные места. Тем самым проблемы загоняются в семью. И усиливается опасность проявления агрессии именно в быту. Из таких семей зачастую изымаются дети. Если закон по противодействию агрессии в быту будет принят, то это будет способствовать улучшению ситуации в семьях.
Работающие в стране центры для женщин и детей, оказавшихся в кризисной ситуации, пока существуют на гранты. Возможно, принятие нового закона приведет к созданию собственных программ помощи лицам, страдающим от домашней тирании.
Этот законопроект – первая попытка изменить в лучшую сторону законодательство. Но работать этот закон будет только при соответствующем изменении в общественном сознании.
Конечно, есть опасения, что соседи, услышав шум за стеной, будут использовать закон для сведения счетов на почве неприязненных отношений. Но все равно законы, регламентирующие поведение в семье, нужны.
Конечно, методы воспитания у нас оставляют желать лучшего. Педагогические воздействия в виде плетки и шлепков недопустимы.
Нельзя терпеть сложившийся уровень агрессии в обществе, ведь сводки преступлений приводят в ужас.
Приведу пример. Накануне Нового года из одной семьи изъяли двоих детей. Женщина, придя в себя после возлияний, пришла ко мне на прием. Что-то человеческое, материнское в ней осталось. И рассказала душераздирающую историю. Ее сожитель вместе с приходящими к нему родственниками напаивали ее, потом избивали. Доставалось и двоим ребятишкам.
Если человека не научили в семье, как нужно относиться к жене и детям, это должно делать государство.
Но наложение штрафа только увеличивает страдание семьи. Воздействие на семейного хулигана должно осуществляться за счет государства. Их надо изолировать и привлекать к общественным работам.
Михаил Фишнер, бывший саратовец, житель города Ришон Ле Цион, Израиль:
У НАС С ЭТИМ СТРОГО
В Израиле детей не бьют. В школах есть социальны педагоги, они рассказывают детям про их права, разъясняют, что такое сексуальные домогательства. Всегда можно пожаловаться. С этим строго.
Часы тишины установлены с 11 ночи до 6 утра. Если кого-то беспокоит шум в это или даже в другое время, можно пожаловаться в мэрию. У меня дома есть собака. В течение 10 лет ее жизни мне раза три или четыре приходили письма из мэрии. Соседи жаловались, что пес нарушает их покой в дневное время, примерно с 2 до 4 часов. Из мэрии мне писали: примите меры, иначе мы их примем. Какие именно меры примут работники мэрии, не разъясняли. Пару раз я отвечал, что меры принял. Купил собаке ошейник, который реагирует на лай импульсами тока. Один раз ответил, что это не моя собака.
Если соседи слышат шум за стеной, особенно если известно, что рядом проблемная семья, жалуются в мэрию. Оттуда приезжают специально обученные люди для улаживания ситуации. То есть сразу в полицию звонить не обязательно.
У нас даже жена может пожаловаться в мэрию на мужа, что он ее изнасиловал.
По информации регионального следственного управления, в период с 2010-го по 2013 год от действий (бездействия) родителей, родственников и их сожителей в Саратовской области погибли 36 детей.
Следственное управление призывает свидетелей и очевидцев жестокого обращения с несовершеннолетними, насилия в семье незамедлительно обращаться в правоохранительные органы.
Лариса Максина, начальник отдела комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Саратова:
НУЖНО СИЛЬНО ДОПЕЧЬ РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН ПОЖАЛОВАЛСЯ НА РОДИТЕЛЯ
– Насколько знаю, в законе в большей степени речь идет о дебоширах за закрытыми дверями, которые мешают соседям спать, и он рассчитан на защиту любого члена семьи. Мы же уже давно занимаемся в этом направлении, но наша работа ориентирована на детей. Отец постоянно пьяный, в квартире идут драки, дети плачут – полномочия нам позволяют войти в эту семью и разобраться, что там за ситуация.
– У нас ведь совсем другой менталитет, чем на Западе. Не станут ли отношения между родителями и детьми более официальными, прохладными?
– Думаю, что нет, потому что у родителей в нашей стране традиционно достаточно большой авторитет. Практика показывает, что защищать нужно детей, а не родителей. Нужно очень сильно допечь ребенка, чтобы он пожаловался на своего родителя. Для нас важно, чтобы ребенок мог за себя постоять, воспользовался телефоном доверия, который работает в городе. Звонят ведь дети – не скажу, что много, но звонят.
– И не случится, что ребенок почувствует свою власть и будет шантажировать своих родителей, делать ложные доносы?
– Я думаю, что перегибов не будет. Каждый случай подробно изучается, работает психолог. И как бы ни скрывали в семье и ни говорили, как всё у них замечательно, факты скажут за себя. Мы каждую неделю собираемся с министерством здравоохранения и получаем информацию по травмам детей. И когда родители объясняют, что ребенок просто упал или вылил случайно на себя кислоту, при этом у него ожоги, переломы и ушибы по всему телу, – ну не может такого быть! Специалисты это определят. Ситуации бывают совершенно разные. Недавно был случай: в лечебное учреждение поступил годовалый ребенок с синяком на лице. Выясняется, что папа замахнулся на мать, ребенок был у нее на руках, и кулак угодил прямо в лицо ребенку.
К сожалению, очень многие случаи не выходят дальше стен дома. Я думаю, что закон сделает более действенным механизм обращения пострадавших от домашнего насилия в органы защиты.
Ситуация в корне не поменяется
Ни один закон не усмирит домашнего тирана, считают участники опроса
Роман Козлов, студент:
КАК НЕ БЫЛО ДЕЛА ПОЛИЦИИ ДО СЕМЕЙНЫХ РАЗБОРОК, ТАК И НЕ БУДЕТ
На мой взгляд, как не было дела полиции до семейных разборок, так и не будет. Если пьяный муж дебоширит и лупит жену, скорость приезда полиции от закона не увеличится. Вроде и хорошо, что будет ужесточение для подобных кадров, но ситуация от этого нигде в корне не поменяется.
Хотя с чего бы нашим людям бояться законов, если они не исполняются? Если захотели решать проблему с «домашней тиранией», то решать её надо в комплексе, как и любую другую проблему общества. Участковый должен мониторить атмосферу в неблагополучных семьях, соседи быть неравнодушными и тому подобное. А этот закон, очевидно, как и куча других, так и останется очередными словами, записанными на бумаге. Вот и всё.
Екатерина Шарова-Береговая, дизайнер:
НАДО ИСКАТЬ ПРИЧИНУ ТАКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Я думаю, что поведение домашних тиранов не ограничит ни один закон. Разве думает о законе или о последующем наказании разъяренный муж, поколачивающий свою жену и детей? Да и жалоб на них не так много, ведь запуганные домашние, скорее всего, молчат, боятся его и огласки (соседи узнают, на работе осудят). Наверное, надо искать причину такого поведения, а не пытаться ужесточить меры наказания.
Алексей Григорьев, инженер:
ЗАКОН ПОЗВОЛИТ СТРАЖАМ ПОРЯДКА ДОБАВИТЬ ЛИШНИЙ ПУНКТИК В ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ
Не пойму, что тут нового?! Да, можно заявить на своего соседа или члена семьи, если он буянит. А раньше кто запрещал? То, что причиненное беспокойство будет расцениваться как мелкое хулиганство – да расценивайте как крупное хулиганство, разницы нет! Ничего не изменится. Ну, подаст заявление жена на своего мужа-алкоголика, а потом сразу же его заберет – то ли от жалости, то ли от страха, что, когда ее муженек отбудет наказание, ей снова не поздоровится. Или отнесет ее муж последние 500 рублей из дома, чтобы уплатить штраф за это самое «мелкое хулиганство». А если ребенок пожалуется на своих пьющих родителей, то их могут лишить родительских прав, а ребенка просто-напросто забрать в детдом, где жизнь ой как несладкая...
Нужно для начала ответить на вопрос, почему люди пьют, почему члены семьи живут с ними. Здесь сокрыты очень глубокие экономические, житейские проблемы. А этим законом хотят снова свести всё к узкой административной проволочке, которая всего-навсего позволит нашим стражам порядка добавить лишний пунктик в отчете о работе.
Алена Зайцева, студентка:
ЗАКОН НУЖЕН, НО ПРИМЕНЯТЬСЯ БУДЕТ РЕДКО
Ситуация первая. Редкая. Женщина-тиран женила на себе маменькиного сынка-слабака, она властная, грубая и недовольная жизнью. Срывает зло на нём, оскорбляет, унижает, в том числе бьёт. Не пойдёт такой мужичок привлекать жену к ответственности! Потому что это курам на смех. Ситуация вторая. Уже не редкая. Муж-тиран. Тут история ещё глубже.
Я думаю, что закон нужен, но случаи его реального применения будут редкими.
Особо о детях: хорошо, если будут знать свои права и не бояться их защищать. Ребёнок должен понимать, что может за себя постоять, ему такое понимание в жизни пригодится. А когда он сам станет родителем, то всегда будет помнить: если что не так, дети знают, куда обратиться.
И всё-таки тут не отдельными законами надо дело решать, а грамотной, продуманной, целенаправленной, действенной социальной политикой. Проекты, социальная реклама, создание благоприятных условий для семьи, дисциплины о семье и психологии мужчины и женщины на всех ступенях образования, пропаганда ценностей счастливой семьи, а не брака как самоцели, – вот к этому надо стремиться. Тогда и домашнее насилие станет редкостью.
Половина убийств совершена «в быту»
По информации из отчета об основных результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Саратовской области за 2012 год, в 2012 году на учете состояли 2583 семейных дебошира. В 2011 году таковых было 3283. (За год куда-то подевались целых 700 семейных смутьянов. Посадили? Умерли? – Прим. ред.) И еще 7651 хронический алкоголик (в 2011 году – 7189).
«В 2012 году к административной ответственности привлечено 1828 семейных дебоширов и 2480 хронических алкоголиков».
Из отчета о работе ОВД за 9 месяцев 2013 года следует, что «основную часть тяжких и особо тяжких преступлений составляют преступления, совершаемые в ходе распития спиртных напитков и на семейно-бытовой почве. Так, из 99 убийств и 338 фактов причинения тяжкого вреда здоровью (ПТВЗ) в состоянии алкогольного опьянения совершено соответственно 77 и 243 преступления. В быту совершено 57 убийств и 179 фактов ПТВЗ».
[кстати сказать]
Тихий ужин в семейном кругу
Спору нет, иногда – правда, очень редко – в нашей стране принимают и разумные законы. И описываемая нами инициатива МВД, по всей видимости, правильна. Вон у меня соседка за стеной по утрам так воспитывает семилетнего сына, что от его криков стены плачут. Но есть два аспекта. Первый: мы живем в стране нелюбящих друг друга людей, где сосед соседу волк. И второе: существует такое понятие, как российское правоприменение. Ну, вы же знаете: закон что дышло, это еще наши предки придумали.
Поздний вечер. Все дома, все пришли с работы. Семья садится ужинать. И тут кто-то неосторожным движением роняет на пол чашку.
Бац!
Семейство в ужасе замирает.
– Господи, ну сколько же можно! Сейчас соседи снизу решат, что мы уронили шкаф с посудой, – в ужасе вскрикивает мать и жена.
– Тише, мама, тише! – шепотом урезонивают ее дети. – Уже девять, мы же нарушаем комендантский час.
– Сами помолчите! – вполголоса рявкает отец. – Я что, только на штрафы должен работать?!
Ужинали в абсолютной тишине.
Потом мать мыла посуду, стараясь не задеть ложкой о чашку. Мужики отправились смотреть футбол.
– Чего разлеглась? Пошла! Кыш!
Выгнанная с дивана кошка ответила возмущенным «Мяу!»
– Опять?! – мать с побледневшим от ужаса лицом влетела в зал. – Вы, что, забыли уже, как из-за этой кошки соседи наряд вызывали? Сам Полубабкин приезжал (начальник милиции общественной безопасности Саратова. – Прим. ред.). Помните, что в протоколе понаписали, что и пьяные все, и матом ругались?
– Им не привыкать такие протоколы писать, они еще на митингах натренировались, – буркнул в ответ сын.
И тут же получил отпор, но не от матери, а от сестры:
– Вот на митингах и кричи, – встряла она, оторвавшись от компьютера и сняв наушники, – а дома, будь добр, заткнись.
– Тихо, дети, тихо, не ровён час, – родители попытались успокоить своих отпрысков. Но сын не мог не отомстить за обиду.
– Будто никто не помнит, как на тебя соседи заяву писали, что твой системник гудит, а у них от этого люстра вибрирует.
Пытаясь прекратить разгорающуюся ссору, отец включил телевизор:
– Пошли, сынок, «Спартак» посмотрим. Звук можно и не включать, все равно комментаторы всякую хрень несут.
– Ты язык-то придержи! Слова подбирай, – жена не могла не вмешаться, – знаешь же, за слово матом – штраф!
Муж тут же получил преимущество и мастерски его использовал:
– А то мы не знаем! Помним-помним, как тут забыть, три штуки платили. «Вася, иди на кухню, хрен потри».
– Так ведь для закуски же просила, ее так и называют: хреновая закуска, – жена еще пыталась оправдаться.
Дочь не удержалась от язвительной реплики:
– Мама, ты опять на три тысячи наговорила.
– Ладно уж, сиди у своего компьютера, помолчи, а вы смотрите свой футбол.
Мужики на какое-то время уставились на экран. Там вратарь «Спартака» вынимал очередной мяч из своих ворот.
– Вот при Романцеве был «Спартак», а сейчас... – вздохнул отец.
– Ты бы еще Бескова вспомнил, – взвился сын. – В Валеру верим! Оле-оле-оле-оле, «Спартак» – чемпион!
На парня – шепотом – закричали все разом. Но было уже поздно.
– Доигрались, блин! – жена шумно (сохранять тишину уже не было смысла) раздвинула плотные шторы, закрывавшие окно. Во дворе красно-синим огнем переливалась «цветомузыка» полицейских машин. Раздавался прерывистый звук сирен. В дверь застучали чем-то тяжелым, похоже, прикладом автомата.
Тем временем «Спартак» пропустил еще один гол, но этого уже никто не заметил.