Чем сигнал ВАЗа отзовётся
Российские автопроизводители отреагировали на снижение продаж отечественных авто. Спад российского авторынка, засвидетельствованный маркетинговыми исследованиями, спровоцировал сокращение сотрудников на АвтоВАЗе и переход на неполный рабочий день на УАЗе. На саратовском ЗАО «Резинотехника» в январе на 50 процентов уже снизились поставки автопроизводителям.
Не продаётся, то есть не окупается
Согласно маркетинговым исследованиям, в 2013 году россияне потратили на покупку новых автомобилей 69 млрд долларов. Около 6 миллиардов из них было потрачено на автомобили российских марок. Это на 12% меньше, чем в 2012 году. Снижение продаж машин отечественных брендов эксперты связывают с проходящим обновлением модельного ряда АвтоВАЗа и модернизацией мощностей предприятия. На иномарки, произведенные на российских мощностях, россияне потратили почти 35 миллиардов долларов, что на 12% больше, чем годом ранее. Ещё 28,5 миллиардов долларов на российском рынке было потрачено на покупку импортированных иномарок. Это на 15% меньше, чем в 2012 году.
Уже в середине января тольяттинский концерн АвтоВАЗ объявил о сокращении сотрудников ввиду необходимости оптимизации штата в связи с падением продаж. По офисным позициям на концерне высвобождается 2500 работников, по рабочим – 5000. Руководство автозавода и администрация Самарской области заверили, что сокращение будет производиться в первую очередь за счёт естественной убыли и перераспределения персонала между производствами. В частности, АвтоВАЗ закроет вакансии и прекратит набор нового персонала в текущем году. Некоторым сотрудникам, попавшим под сокращение, будут предложены другие рабочие места на заводе. Региональное правительство в свою очередь обещает предоставить сокращённым вакансии в других сферах деятельности. Например, говорят, что в особой экономической зоне «Тольятти» в ближайшие год-полтора будет востребовано от 3,5 до 5 тысяч новых сотрудников.
Кроме того, АвтоВАЗ предлагает сотрудникам, готовым уволиться по соглашению сторон, компенсацию в виде нескольких среднемесячных зарплат. Максимальный размер таких выплат, согласно российскому законодательству, – пять зарплат. На раздумья дали три месяца. Чем дольше сотрудник думает, тем меньше рискует получить. Те, кто уволятся в феврале, по обещаниям руководства концерна получат пять среднемесячных заработных плат, уволившиеся в марте – четыре, в апреле – три. Средняя зарплата на заводе составляет около 20 тысяч рублей. Какие меры будут предприниматься, если сотрудники не захотят принять предложение компании, пока не ясно.
На Ульяновском автозаводе тоже готовились к сокращениям. И тоже из-за снижения объёмов продаж на внутреннем рынке. О своём намерении оптимизировать численность персонала руководство сообщило ещё в конце прошлого года. (При этом с 3 февраля планировалось сократить сразу 1115 сотрудников, которые уже находятся в корпоративном отпуске.) Но к концу января руководство завода вдруг передумало идти на такие непопулярные меры. Вместо сокращения решено ввести неполный рабочий день.
И аукнется, и откликнется
В Саратовской области на нужды российского автопрома работает 17 предприятий. В том числе по заказам АвтоВАЗа и УАЗа. Каких последствий от сокращения производства на крупных автозаводах стоит ждать саратовским предприятиям, мы спросили министра промышленности и энергетики Саратовской области Сергея Лисовского.
Министр отметил, что в начале года оценить влияние новых факторов на перспективы саратовских заводов довольно сложно. Особенно если учесть, что на АвтоВАЗе сокращение сотрудников пока не состоялось.
Тем не менее некоторые промышленные предприятия Саратовской области, осуществляющие поставки комплектующих, уже ощутили снижение объёмов закупок по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Например, на ЗАО «Резинотехника» заметно снизились закупки в январе – на 50%, если сравнивать с январём прошлого года. В феврале по прогнозам объём закупок продукции Резинотехники будет на 30% ниже, чем в феврале 2013 года. Кроме того, АвтоВАЗ меняет схему оплаты поставленной продукции, увеличивая сроки расчёта до 60 дней.
«Однако на работу ОАО «Балаковорезинотехника», ключевого поставщика автоконцерна, пока сообщение о сокращении там численности персонала никак не повлияло. Объёмы закупок, заявленные в конце 2013 года, не пересматривались. По работе ООО «Роберт Бош Саратов» прогноз производства автокомпонентов положительный, тем более что поставляет продукцию предприятие не только на АвтоВАЗ, но и на предприятия России, Европы, США и Канады», – сообщил Сергей Лисовский.