«Океан в конце дороги»
Британец Нил Гейман, переехавший в Америку, быстро занял достойное место среди фантастов Нового Света (о нем с похвалой отзывается живой классик жанра Стивен Кинг). Наши издатели, с одной стороны, не скрывают принадлежности Геймана к цеху фантастов, но, с другой стороны, на обложках и в аннотациях всякая жанровая привязка отсутствует. Как нет ее у «магических реалистов» Латинской Америки, например.
Новая книга писателя называется «Океан в конце дороги» (М., «АСТ», 2013), и к традиционному фэнтези ее можно отнести лишь с большой натяжкой – если уж сравнивать, так с теми же Маркесом и Борхесом, поскольку люди и события гигантских, вневременных, масштабов аккуратно вписаны в конкретный национальный контекст. На автора, без сомнения, повлиял ранний Рэй Брэдбери, времен романа «Чувствую, что зло грядет», однако столь же очевидно, что в главном Гейман вполне самостоятелен. Мистический ужас вырастает из, казалось бы, совсем не страшных примет и деталей, он накапливается и растет, и однажды читатель понимает: обычные люди уже не могут этому ужасу противостоять.
Вы спросите, кем же являются три женщины из семейства Хэмпстоков (бабушка, дочка, внучка), обитающие на ферме в Сассексе? Это люди или, может быть, боги, или древние Стражи, которые с начала времен оберегают наш мир от тех, кто хотел бы в него проникнуть, а проникнув, перекроить? А сама ферма, необъятная во всех измерениях, – это что? Сразу скажем, что конкретных ответов на эти вопросы в романе нет и не будет.
Дело в том, что главный герой – семилетний мальчишка с соседской фермы – не мыслит в столь глобальных категориях, однако добро от зла он отличить умеет. И видит, что пробравшаяся таки в их мир нечисть – несомненное зло, которое вскоре притянет еще большее зло, а то будет угрожать всей планете. Поэтому спасти мир могут только Хэмстоки. Они, кажется, всемогущи, но бывают случаи, когда даже их силы не хватает...