«За беспощадную борьбу с контрреволюцией»
Имя Сергея Герасимовича Уралова, думаю, знакомо немногим. Между тем он принадлежал к числу активных организаторов и участников Октябрьского вооружённого восстания 1917 года в Петрограде, был соратником Ф. Э. Дзержинского, не раз встречался с В. И. Лениным, охранял лидера большевиков и выполнял его задания. Сведения энциклопедий о Сергее Уралове очень скупы. Существенно расширяют представление об этом человеке материалы фондов и научного архива Саратовского областного музея краеведения.
Биография Сергея Уралова, с одной стороны, типична для тех, кто связал свою жизнь с большевистской революцией. С другой, он в числе немногих высокопоставленных чекистов уцелел во время сталинских репрессий, а после смерти Сталина был награжден еще одной высшей чекистской наградой, что говорит о его весьма незаурядных способностях и особых, в том числе и не известных до сих пор, заслугах.
Настоящая фамилия Уралова – Кисляков. Он родился в поселке Миасский завод Троицкого уезда Оренбургской губернии 1 октября 1893 года в купеческой семье, в которой было восемь детей. Мать была домашней хозяйкой и умерла, когда Сергею было всего семь месяцев. Отец умер в 1918 году. Воспитываясь в многодетной малообеспеченной семье в небольшом рабочем посёлке, Уралов не случайно примкнул к лагерю деятелей, оппозиционных правительству.
Осенью 1912 года Сергей Кисляков поступил в Саратовское химико-техническое училище, которое окончил в 1917 году. На жизнь зарабатывал репетиторством и летними работами на заводах. В ноябре 1914 года он вступил в Саратовскую организацию РСДРП(б). Занимаясь подпольной пропагандой идей партии среди саратовских гимназистов и рабочих, взял себе псевдоним «Уралов», который за ним прочно закрепился.
К концу 1916 года Саратовскую организацию большевиков, главным штабом которой было просветительное общество «Маяк», разгромили с помощью заместителя председателя его правления эсера Платонова. Уралов был арестован и заключён в одиночную камеру Саратовской губернской тюрьмы. В первой половине февраля 1917 года его освободили. Узнав о грозившей ему ссылке в Сибирь, он бежал в Москву. Через два дня после его приезда туда свершилась Февральская революция. «Грудь вздохнула свободно, я целиком отдался революции», – писал о тех днях Уралов. Он участвовал в разоружении полиции, выступал на митингах и собраниях от имени Московского комитета РСДРП(б).
В середине марта Уралов вернулся в Саратов и до начала мая 1917 года был секретарём Саратовской городской партийной организации РСДРП(б) и секретарём редакции газеты «Социал-демократ», издаваемой саратовскими большевиками. Затем уехал в родной Миасс, а оттуда, скрываясь от преследования кадетов и черносотенцев, в Петербург, где принял участие в Октябрьском вооружённом восстании. «Нас тогда, в Октябре, жгла одна мысль: победить! Все силы, всего себя – победе!.. И Октябрь победил!... И не было границ нашей радости...» – писал он.
В октябре 1918 года Уралова, к тому времени успешно выполнившего ряд заданий Ленина, направляют на работу во Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности (ВЧК). С декабря 1918 года он являлся её инспектором для особых поручений, в 1919-м – начальником следственного и секретно-оперативного отделов. В ноябре 1919-го Уралов был командирован президиумом ВЧК в агитационно-пропагандистском поезде имени Ленина для организации и инструктирования губернских чрезвычайных комиссий в районах Поволжья, Урала и Сибири. Когда поезд дошёл до Челябинска, ему по телеграфу сообщили о новом назначении – полномочным представителем ВЧК по всей Сибири и председателем Омской губернской ЧК. «Работы было по горло, – вспоминал он. – Наступили бессонные ночи, тревожные дни. Достаточно сказать, что через мои руки прошли тысячи военнопленных офицеров».
В дальнейшем, как свидетельствуют все энциклопедии, Уралов находился на руководящей работе в Совнаркоме и различных наркоматах. А его воспоминания позволяют сделать вывод, что эта работа была связана с контролем, инспектированием и проведением «чисток». «За беспощадную борьбу с контрреволюцией награждён почётной грамотой и нагрудным знаком почётного чекиста», – лаконично писал он, будучи персональным пенсионером СССР, незадолго до смерти, последовавшей в 1969 году.
«Почетный знак чекиста» был учреждён в 1923 году. Кавалеру знака присваивалось звание почётного работника ВЧК-ГПУ и предоставлялось право на ношение оружия, входа во все здания ГПУ и ряд социальных льгот. Приказом КГБ при Совете министров СССР 6 декабря 1957 году был учрежден знак «Почетный сотрудник госбезопасности» для награждения «особо отличившихся» сотрудников органов КГБ. Известен пока единичный пример, когда этим знаком был награжден кавалер самого первого почетного знака ВЧК-ГПУ. Им стал полковник запаса Сергей Герасимович Уралов, получивший знак «Почетного сотрудника госбезопасности» № 2462.