175-летняя муза

Оценить
Саратов отметил юбилей появления фотографии

«175 лет фотографии» – так называется выставка в Саратовском областном доме работников искусств, которая открылась в среду, 29 января. Официальным днем рождения фотографии считается 9 января 1839 года. Тогда на заседании Парижской академии наук было объявлено об изобретении художника Луи Жака Манде Дагера, который открыл способ получения и закрепления прочного изображения на серебряной пластинке.

Щёлк, щёлк, щёлк... В этот день количество фотографов на квадратный метр превышало все возможные пределы. Гул разговоров, обсуждений работ коллег, постоянные щелчки камер, благо без вспышки, и, конечно же, буйство красок невероятного количества снимков, висящих на стенах. Более пятидесяти саратовских фотографов поучаствовали в формировании экспозиции.

Советник министра культуры Саратовской области Илья Кияненко отметил, что организатор мероприятия председатель регионального отделения Союза фотохудожников России Геннадий Савкин «не был бы Савкиным, если бы не выполнил главную свою миссию – открытие в январе выставки, посвященной 175-летию фотографии. В Год культуры эта выставка – первый блин, который, к счастью, оказался далеко не комом. (...) В разных жанрах работают наши художники: Саратов всегда славился своими мастерами фотодела. Я от всей души хочу поздравить вас с этой выставкой». Кияненко пообещал, что чуть позже будет издан буклет фотовыставки.

После него слово держал Савкин. Геннадий Николаевич красиво начал свою речь: «175 лет назад на священной горе Олимп появилась новая муза, которая имела имя Фотография. Этой музе мы все поклоняемся, она чудесная, повела за собой целую группу людей, которые, быть может, боялись заниматься живописью. Но фотография дала возможность выражать свои мысли, видеть мир по-новому и делиться этой радостью, наполняющей душу». Как подчеркнул Савкин, Саратов пока единственный город в России, который откликнулся на эту дату.

Прозаик и фотохудожник Валерий Бакуткин вспомнил слова своего учителя про то, что один замечательный снимок может получиться у любого человека один раз в жизни. Вопрос в том, сможет ли он получить такой же хороший снимок во второй раз? «Второй раз – это уже работа души, а не просто стечение обстоятельств». Что касается непосредственно выставки, то она показалась Бакуткину очень позитивной, в чем он видит ее несомненное достоинство.

Еще один известный фотограф, Александр Мирошниченко, был более сдержан в оценках: «Были сомнения: неужели мы не соберем выставку, сколько авторов будет, сколько работ? А они разные – от самого высокого качества до посредственных. Но это обычное явление: все не могут быть гениальными. И всё же выставка удалась».

На выставке, действительно, представлено хоть и не всё, что есть в современной фотографии, но во всяком случае очень многое. Даже звездам Интернета – кошкам, или, как модно ныне говорить, котэ – досталась своя порция снимков от Алисы Савкиной. Алексей Гуськов отметился необычайно эмоциональными снимками игры актеров театра драмы в спектакле «Антигона». Умный и усталый взгляд Креона, как и еле сдерживаемая готовность к самопожертвованию, читающаяся на лице Антигоны, несмотря на приглушенные тона фотографии, говорят сами за себя – это та чаша, которая вот-вот переполнится. Совсем рядом – панорамы Саратова. Например, «Гора Соколовая» Михаила Глыжева, которая на самом деле захватывает куда большее пространство, включая набережную. А вот рядом романтические снимки Андрея Суворова: «...по любви» с нарисованным на асфальте большим сердцем от какого-то молодого человека. В паре шагов – фотопортреты Геннадия Савкина. По центру – «Режиссер Юрий Петрович Киселёв». Еще дальше, словно на контрасте, поп-арт от Александры Бобылёвой.

Есть еще много работ, бросающихся в глаза. Например, сразу привлекшая внимание многих серия пейзажей Александра Борисова, особенно «Брюлловский рассвет», который лично мне, скорее, напомнил Куинджи. Вот уж где светопись (напомню, слово «фотография» именно так и переводится) правит бал: пред­утреннее небо, алый рассвет, всходящее солнце над водой, почти черные, на контрасте, деревья. Издали фотография выглядит как картина, подходишь к ней и замечаешь: а вот и мазки. Однако впечатление обманчиво – это действительно фотография. Всего одним пейзажем, но чрезвычайно насыщенным по настроению отметился Тихий Куст. А Виталий Кошкин любит животных: вот бегущий в «Атаку» кабан, а над ним трогательный «Семейный портрет» оленей. Рядом – заброшенные здания Саратовской губернии, запечатленные Николаем Шадриным.

Фотограф рассказал нашему изданию о принципах отбора снимков: «Изначально я намеревался выставить работы, не вошедшие в «Исчезающие доминанты». Уже после открытия моей персоналки у меня были еще три поездки, результатами которых стали работы, тематически схожие. Поэтому я и выбрал наиболее яркий и оригинальный из снятых мной в этих поездках сюжетов – останки величественной усадьбы Голицына. У меня из серии убрали одну работу, у некоторых убрали даже три из пяти. Я лично без претензий на этот счет – разве что жаль, что на пятой работе у меня был вид усадьбы снаружи, а на всех оставшихся только внутри».

Такой вышла выставка. Отзывы о ней самые различные, как сугубо положительные, так и отрицательные, и все, в общем-то, касаются одного и того же – разноплановости. Кто-то уверен, что общий обзор саратовской фотографии так и должен выглядеть, некоторые же посчитали, что вышел винегрет. Решать вам.