Переводим на народный с депутатского

Оценить
Народные избранники, заседая в своих комитетах областной думы, часто забывают, что избирателям бывает интересно, чем это они, избранники, там занимаются

И все-таки есть такое подозрение, что депутаты не очень сильно хотят, чтобы их понимали. А может быть, их не посещает мысль о том, что они подотчетны обществу, что это самое общество должно знать, что делают народные избранники для пользы людей. Сообщить об этом народу могут журналисты, которые старательно ходят на заседания думских комитетов и пытаются вникнуть в суть рассматриваемых законопроектов. Но иногда тщетно. Потому как пояснительные записки к документам зачастую не несут никакой информационной нагрузки. Докладывающие вопросы депутаты или представители правительства тоже особо не распространяются. В итоге приходится довольствоваться тем, что удается выведать в кулуарах. Что, согласитесь, неправильно.

Впрочем, есть и исключения. Это когда докладчик, не проглатывая слова, а то и целые предложения, раскладывает вопрос по косточкам.

Комитет по аграрным вопросам:

РОГА И КОПЫТА НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕ

Именно так, на честном слове, приходится восстанавливать скотомогильники. По большому счету вопрос о реализации долгосрочной целевой программы «Организация и обеспечение мест захоронения биологических отходов в скотомогильниках Саратовской области» был единственным на заседании комитета. Нет, депутаты быстро одобрили изменения в федеральный закон об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и выдали очередную почетную грамоту. Но большую часть заседания комитета речь шла о скотомогильниках.

Дело в том, что значительная часть скотомогильников в последние годы оказалась бесхозной. Поначалу восстановление, обустройство и содержание этих объектов хотели повесить на муниципалитеты. Понятно, без соответствующего финансирования. Муниципалитеты, мягко говоря, отказались.

Тогда была создана программа, о промежуточном этапе реализации которой на заседании комитета рассказывал заместитель руководителя управления ветеринарии Игорь Козлов. Как следовало из пояснительной записки и из слов Игоря Георгиевича, изначально на реализацию программы было пре­дусмотрено более 77 миллионов рублей. Потому финансирование сократили до 22,8 миллиона. Но и из этих денег пока выделено всего 6 миллионов. Таким образом, большая часть работ проводилась под честное слово заказчика, то есть управления ветеринарии.

Тем не менее в 34 районах области восстановлено 57 скотомогильников. Примерно по одному-два на район. Но есть исключения. В Воскресенском, Навобурасском, Калининском и Саратовском районах скотомогильников, пригодных к восстановлению, не оказалось. А в Балашовском, Советском и Питерском районах скотомогильники поторопилась взять на баланс муниципальная власть. Потому здесь восстановительные работы не проводились. Для тех районов, где скотомогильники отсутствуют, в рамках программы было закуплено10 стационарных утилизационных печей.

По большому счету вопросов у депутатов по обсуждаемой проблеме не было. Николай Семенец поинтересовался только, почему на заседании комитета нет руководителя управления Александра Частова. Выяснилось, что он неожиданно отправился в командировку с губернатором. Семенца ответ не удовлетворил. И он продолжил задавать неудобные вопросы. А именно Николай Яковлевич сообщил, что от представителей органов местного самоуправления поступают жалобы на управление ветеринарии. Муниципалы жалуются, что управление выставляет им жесткие требования, выполнение которых требует изрядных затрат, а средств на них у районов нет.

Николая Семенца поддержал председатель аграрного комитета Николай Кузнецов, который напомнил, что было решено разработать расценки на услуги ветеринарных служб. Чтобы муниципальные власти и население знали, сколько и за что надо платить. Игорь Козлов сказал, что вопрос решается. Кузнецов возразил, что вопрос может решаться и год, а это недопустимо, и предложил закончить разработку документа самое позднее до конца первого квартала. Вернувшись к проблеме скотомогильников, Николай Иванович поставил перед исполнительной властью очередную задачу, которую надо решить к следующему заседанию аграрного комитета. Надо определить, кто будет содержать скотомогильники, финансировать их работу. Потому как у муниципалитетов средств на это нет.

Комитет по социальной политике:

ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ ВЫГОВОР ДИРЕКТОРУ ДЕТДОМА

Повестка дня в 7 вопросов не предвещала затяжного заседания. Тем более что из этих семи вопросов три – согласование федеральных законопроектов, которые, как правило, много времени не занимают. Еще два вопроса – о награждении почетными грамотами – из тех, что тоже проходят стремительно.

Но депутат Анатолий Ципящук попросил внести в повестку дня заседания вопрос «Разное». Не сообщив при этом, о чем будет идти речь. Собственно, его об этом и не спрашивали. Так что, судя по всему, депутаты работали по заранее разработанному сценарию.

Очень быстро депутаты комитета проголосовали за внесение на думское заседание для принятия в двух чтениях изменений в законопроект о квотировании рабочих мест для инвалидов. Изменения в региональный закон вносятся для приведения его в соответствие федеральному, который расширяет круг исполнителей, обязанных квотировать рабочие места для инвалидов.

Собственно, предельно ясный документ, который бойко и четко доложила министр труда и занятости Наталья Соколова, не должен бы был вызвать вопросы. Но вопросы были. И начал их задавать председатель общественной палаты Александр Ландо, который почтил своим вниманием заседание комитета. Как немногим позже выяснилось, неспроста.

Итак, Александр Соломонович поинтересовался, как обстоят дела с трудоустройством инвалидов. Порядка 43 процентов их тех, кто обратился в службу занятости, получили работу, рапортовала Соколова. А есть ли работодатели, которые отказываются брать на работу людей этой категории, спрашивал Ландо. Есть, сетовала Соколова, но мы с ними разбираемся, в том числе с помощью прокуратуры.

На этом вопросы у неравнодушного общественника иссякли. Но только по этому пункту повестки дня.

За неимением самостоятельно разработанных законопроектов депутаты начали старательно контролировать работу исполнительной власти. И теперь не только аграрный комитет обсуждает ситуацию в той или иной отрасли. Депутаты социального комитета, понятно, озабочены развитием системы социального обслуживания населения.

Председатель комитета социального обслуживания населения Светлана Савочкина, практически не заглядывая в справочный материал, рассказала, что в 90 социальных учреждениях обслуживается пятая часть населения области. «Уровень удовлетворения спроса пожилых граждан и инвалидов на надомное обслуживание оставил 100 процентов, за 2013 год обслужено 46,5 тысяч человек».

Понятно, не прошла мимо подведомственных министерству учреждений оптимизация. Как написано в пояснительной записке, «в рамках реализации указов президента от 7 мая 2012 года №№ 596-602, № 606 утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Саратовской области», в соответствии с которым повышена заработная плата...»

Речь идет о социальных работниках и педагогах, которые помогают сиротам. Зарплата этих людей теперь составляет 10,354 и 12,073 тысячи рублей соответственно. То есть уровень средней по экономике зарплаты не достигнут, но к этому стремятся.

Как пояснила Светлана Савочкина, сокращения непосредственно социальных работников и педагогов не было, зарплату им повышали за счет сокращенного административно-хозяйственного аппарата.

Короче, по словам Савочкиной, в подведомственной ей отрасли всё нормально. Понятно, в размере выделяемых средств.

Переводим на народный с депутатскогоПоследовали вопросы. Николай Семенец интересовался, какова укомплектованность штатами учреждений социального обслуживания. Ответ: 95 процентов.

Депутат Алексей Мазепов пытался выяснить экономическую эффективность оптимизации учреждений соцобслуживания. Например, как используются освободившиеся площади. Выяснилось, что площади не освободились, а сократились руководители.

Александр Ландо поинтересовался, по каким параметрам поступают люди в дома престарелых. Выяснилось, что два главных условия – возраст и диагноз.

Но Александр Соломонович не останавливался. Он начал выяснять, почему детей, отправивших родителей в дом престарелых, не подвергают общественному порицанию, не взимают с них алименты. А также есть ли гарантия, что эти дома не загорятся. Савочкина терпеливо и квалифицированно отвечала. Тогда Александр Соломонович предложил переименовать дома для умственно отсталых детей. Увы, сказала Савочкина, мы живем в правовом поле, и пока по закону эти дома должны именоваться именно так и никак иначе.

В дискуссию включилась председатель социального комитета Татьяна Ерохина, которая поинтересовалась, будут ли, в свете реализации послания президента, использоваться внебюджетные источники финансирования для увеличения зарплаты социальных работников.

Наконец вопросы иссякли, и депутаты быстро пробежались по федеральным законам и почтенным грамотам.

И тут выяснилось, что в разделе «Разное» депутаты намерены обсудить ситуацию с детским домом № 2. Причем инициировавший вопрос депутат Ципящук, как истинный джентльмен, уступил роль заводилы депутату Ирине Титаренко.

Ирина Викторовна, краснея, заявила, что «неуместно решать проблемы за счет детей, и разглашать информацию о детях недопустимо. Директор детского дома пытается ввести общество в заблуждение. И я поддерживаю Юлию Леонидовну». Судя по всему, Ерофееву – уполномоченного по защите прав детей.

Николай Семенец спросил в предыдущего оратора, а закрывают ли детский дом. «Не ко мне», – отвечала Титаренко.

На вопрос Семенца взялась отвечать представитель министерства, которая сообщила, что «на сегодняшний день нет документов, и не было проекта о закрытии детского дома». И еще рассказала, что в прошлом году в области было более тысячи детей-сирот, а сегодня их 938. То есть процесс идет в нужном направлении.

Затем выступил Александр Ландо, который тоже возмущался поведением директора, не разобравшимися гражданами и поверхностными средствами массовой информации. Вслед за Ландо выступила детская защитница, которая эмоционально повторила все уже высказанные сентенции.

Короче, как следовало из выступлений чиновников, общественников и депутатов, во всем виноваты и не они вовсе, а это самое население и подначивающие общество, не вникнувшие в суть проблем СМИ.

Комитет по экономической политике, собственности и земельным отношениям:

ПОСЛАЛИ. В ПРОГРАММУ, ГДЕ НАС НЕТ

Традиционно заседания этого комитета сильно не затягиваются. В этот раз тоже уложились в сжатые сроки.

Статья 5.2 закона «О земле» утратила силу после принятия федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Федеральный закон устанавливает, что договор аренды земельных участков сельхозназначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до 49 лет. А для сенокошения и выпаса скота – на срок до трех лет. Региональный закон устанавливал минимальный срок аренды в пять лет.

Закрывшаяся в прошлом году газета «Неделя области» стала причиной вносимых изменений в закон «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Саратовской области». Из полномочий региональной думы исключили вопросы, связанные с учреждением, деятельностью, реорганизацией, ликвидацией печатного средства массовой информации.

Эти пункты повестки, как, впрочем, и все остальные, вопросов у депутатов не вызвали.

Зато народные избранники слегка порезвились, когда председатель комитета Алексей Мазепов рассказал о реакции федеральных властей на обращение областной думы о спасении реки Волги.

В региональное заксобрание пришел ответ, в котором сообщалось, что на федеральном уровне принята водная стратегия, в рамках которой и будут спасать Волгу. И чтобы регион нашел возможность поучаствовать в этой стратегии. Но, как выяснили депутаты, в федеральном документе речь идет о верховьях Волги или ее дельте. То есть поучаствовать в федеральной программе у Саратовской области нет никакой возможности. Депутаты комитета решили попробовать объяснить старшим коллегам, что они имели в виду проблемы средней Волги.

Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики:

К РАССМОТРЕНИЮ БЕЗ ОБСУЖДЕНИЯ

Есть подозрение, что председатель комитета Сергей Нестеров еще до конца не разобрался в проблемах, которыми занимается его комитет. Потому он старательно читал план ведения заседания и сильно в разъяснения предлагаемых к обсуждению документов не пускался.

Но началось заседание с изменений в повестке дня, из которой по предложению Сергея Нестерова было исключено два вопроса с одинаковым названием – «изменения в закон об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг». Александр Стрелюхин удивился, почему такое случилось, потому как вопросы очень важные. Нестеров сказал, что необходимо заключение от правительства, а его еще нет, потому законопроект рассмотрят позже.

Изменения в единственный законопроект, рекомендованный к принятию на грядущем думском заседании в двух чтениях, Нестеров охарактеризовал, как, собственно, и было написано в пояснительной записке: направлены на устранение недостатков. И еще было много рабочих групп. На самом деле законопроект весьма актуален для населения. Изменения вносятся в закон о порядке перемещения задержанных транспортных средств. То есть об увезенных на штрафные стоянки автомобилях. Судя по всему, в думу поступило множество нареканий о том, что нельзя узнать, где находится эвакуированная машина и как ее получить обратно. Потому после этих самых многочисленных рабочих групп в законе появились несколько абзацев об информировании населения. Более того, теперь на штрафстоянках должно быть «наличие исправной техники для круглосуточной оплаты работы исполнителя...», «наличие технических средств для изготовления копий документов на бумажных носителях».

Остальные шесть вопросов повестки дня вносятся на думское заседание для принятия к рассмотрению. Это изменения в закон о предоставлении жилых помещений, изменения в закон о региональном операторе, изменения в порядок утверждения кратко­срочных планов реализации областной программы капитального ремонта и другие.

Об изменениях в закон о предоставлении жилья рассказал первый заместитель министра строительства Юрий Земсков. Правительство предлагает выделять ветеранам боевых действий субвенцию на приобретение жилья, так как найти положенное законом жилье площадью 18 квадратных метров практически невозможно. Далее после осмотра предлагаемой к заселению квартиры и согласия на ее заселение нуждающийся должен еще раз собрать весь необходимый пакет документов. Так как с момента постановки на учет и до получения жилья ситуация может измениться.

Комитет по государственному строительству и местному самоуправлению:

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ МИРОВЫХ СУДЕЙ

Ровно полчаса из отведенных на заседание 60 минут депутаты рассматривали кандидатуры мировых судей. Претендентам задавали самые разнообразные вопросы – начиная от «как вы будете добираться до места работы» (это в том случае, если кандидат на должность судьи живет в Саратове, а работать ему придется в Татищеве или Степном) и до «в каком районе был самый хороший начальник» (одна из претенденток работала в Волжском, Ленинском и Октябрьском районах). Лучший вопрос задала депутат Галина Комкова, которая поинтересовалась у будущего судьи Октябрьского района, увеличилось ли число рассматриваемых дел. Да, в два раза, ответила претендентка. Почему, попросила уточнить Комкова. Потому что растет правовая грамотность населения, ответила будущая судья. И через секунду добавила: и растет доверие к системе. Чем очень порадовала юриста Комкову.

Отпустив претендентов, депутаты перешли к рассмотрению законопроектов. Первым значился вопрос о внесении изменений в закон о создании должностей мировых судей. Дело в том, что в Саратове появился один дополнительный участок. Хотя необходимо 20. Но и одному все обрадовались.

Один из законопроектов в думу внесла областная прокуратура, которая, как ей и положено, озаботилась наличием коррупционных рисков в деятельности лесничих. Потому как эти люди «вправе пресекать нарушения лесного законодательств, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства» и так далее.

Дабы не допустить коррупции в областных лесах, прокуратура предлагает «ввести для работников областных государственных учреждений (...) в том числе и запрет на работу по совместительству, получения вознаграждений от физических и юридических лиц, а также быть учредителем (участником) юридического лица». Дабы не усложнять лесникам жизнь, предлагается ввести закон в силу с 1 сентября 2014 года. Чтобы люди успели уволиться, оформить те или иные документы.

Как рассказал заместитель прокурора области Олег Петров, этот документ не обязателен, но генпрокуратура рекомендовала законопроект для принятия. Саратовская область всегда была в передовиках законотворчества.

Комитет по культуре, общественным отношениям, спорту, делам молодежи и информационной политике:

СЕЛЬСКИЕ КЛУБЫ, РАЗУМНЫЕ Е НЕРАЗУМНЫЕ

Комитет с самым длинным названием и самым широким кругом интересов тоже взял на вооружение опыт старших товарищей из аграрного комитета и начал контролировать исполнительную власть. На заседании отчитывались министерство культуры и министерство информации и печати.

Нет, законопроекты тоже рассматривали, но скоренько, без обсуждений и лишних вопросов, потому как вопросы были техническими и традиционно приводили региональное законодательство в соответствие федеральному.

А вот на отчетах министерств задержались.

Министр культуры Светлана Краснощекова эмоционально рассказывала о жизни сельских клубов и районных домов культуры. На которые наконец-то начали обращать внимание, что правильно, потому как клубы и дома культуры – это чуть ли не единственные места, где люди в небольшой деревне или даже крупном селе могут собраться вместе. За последние семь лет, по словам Краснощековой, было выделено 668 млн рублей из областного бюджета, что позволило немного улучшить ситуацию, потому как не секрет, что культура всегда финансируется по остаточному принципу. В прошлом году депутаты решили выделить по пять миллионов рублей на каждый район исключительно на капитальный ремонт клубов и домов культуры, за что жители им благодарны. Но потребность в финансировании всё равно высока. По оценке министра, для решения всех проблем необходимо более миллиарда рублей.

Председатель комитета Владимир Писарюк поинтересовался, есть ли финансирование областных объектов культуры из федерального бюджета. Выяснилось, что сельским и районным очагам культуры попасть в федеральные программы крайне сложно, но «мы пытаемся попасть в каждую программу».

Не обошлось без вопроса о сгоревшем старом ТЮЗе. Светлана Краснощекова сообщила, что обещанные 300 миллионов уже заведены в область, идут конкурсные процедуры, но сгоревшее здание «очень тяжелое».

Депутат Галина Комкова спросила министра, правда ли, что в деревнях с населением менее 100 человек клубы будут закрываться. Министр ответила, что к каждому объекту культуры будет индивидуальный подход. Если в населенном пункте 50 жителей, а в двух километрах от него есть более крупное село и там есть клуб, то содержать штаты и помещение тут неразумно, объяснила Краснощекова и еще раз повторила, что в каждом случае будет индивидуальный подход и будут рассматриваться все факторы.

Затем слово попросил Иван Кузьмин, директор саратовского цирка и член общественной палаты, а когда-то министр культуры области. Иван Георгиевич говорил об опасной тенденции по закрытию клубов, о том, что в девяностые практически без денег областной власти удалось спасти почти все объекты культуры, а потом предложил рассмотреть вопрос о сохранности объектов культуры на парламентском часе.