Не выносят тело...
Неделю назад, 21 января, исполнилось 90 лет со дня смерти Владимира Ленина. Дата стала поводом, чтобы снова поднять вопрос о захоронении тела советского вождя. Одним из последних слов Владимира Лукина на посту уполномоченного по правам человека в России было заявление о том, что вопрос о переносе тела Владимира Ленина из Мавзолея и ликвидации некрополя на Красной площади может быть решён в обозримом будущем. По его мнению, потребуется подождать 5–10 лет, когда обстановка «станет еще более здоровой» и людям будет не очень существенно, где покоятся герои вековой давности. А Владимир Жириновский призвал вынести не только тело Владимира Ленина из Мавзолея, но и освободить Красную площадь от других могил. Перезахоронить, считает лидер ЛДПР, можно в Мытищах, на мемориальном кладбище.
Большинство наших опрошенных считают, что Ленин – символ эпохи, а страницу из истории не так просто вырвать, да и не стоит.
Георгий Фролов, член Общественной палаты Саратовской области, председатель областного комитета ветеранов войны и военной службы, главный редактор «Книги памяти»:
ВИДЕЛИ, ЧТО ТВОРИТСЯ НА УКРАИНЕ? У НИХ НЕТ НИ ЛЮБИМЫХ, НИ УВАЖАЕМЫХ ЛИДЕРОВ
Ленин сделал всё, что мог, он перевернул весь мир. Это часть нашей святой истории. И историю надо уважать, а не извращать. Опохабить, изуродовать – это у нас запросто. Сказать, что Мавзолей Ленина нужно снести, мог только Жириновский – человек, уже заявивший однажды, что мы победили в Великой Отечественной войне, из-за того что были пьяными.
Мы победили в Великой Отечественной войне потому, что были преданы социализму и коммунизму. Мы победили, потому что были сильными, мужественными – нас воспитала такими партия. Что тут плохого? Я очень рад, когда президент Путин говорит о том, что нужно брать всё лучшее из советской эпохи. Было такое воспитание, что человек за родину готов был закрывать грудью амбразуру, таранить самолеты... Видели, что творится сейчас на Украине? У них нет ни любимых, ни уважаемых лидеров.
Не трогайте Ленина!
Вероника Строкова, студентка Кубанского государственного университета:
ВРЯД ЛИ В СПИСКЕ МОСКОВСКИХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ ОН БЫЛ БЫ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ
Я в Москве не была еще ни разу толком. Проездами-пробегами – это да, и неоднократно, но с чувством, с толком, с расстановкой изучить матушку-столицу еще не довелось. Посему Мавзолей не посетила и положа руку на сердце признаюсь: вряд ли в списке московских достопримечательностей он был бы на первом месте (сомневаюсь даже, что вошел бы в горячую десятку).
Выбирая между частью нашей истории и варварским обычаем, я склоняюсь к первому. Что бы мы, потомки коммунизма и лихих 90-х, ни говорили и как бы ни осуждали политику Ленина, он является страницей нашего исторического учебника. И вычеркнуть его «одной левой» из этого учебника не удастся.
Но в то же время то, что лежит в Мавзолее, не относится к истории непосредственно. В Мавзолее что лежит? Тело! Тело человека, который умер энное количество лет назад. А Ленин всё же вошел в историю страны как политический деятель. Историю мало интересует его рост и вес; интимная сторона жизни, что странно, тоже не вызывает жгучего интереса. Как политический деятель, Владимир Ильич оставил множество научных трудов, которые спокойно хранятся в госархивах. Следовательно, похоронив Ленина, мы никак не повредим нашей истории. Кроме того, на содержание Мавзолея уходит немалое количество бюджетных денег, которые можно было бы потратить с большей пользой для людей.
Денис Жабкин, блогер:
БУДЕТ ПОТЕРЯНА ОЧЕРЕДНАЯ ТОЧКА ПРИТЯЖЕНИЯ ТУРИСТОВ
В Мавзолее удалось побывать в начале 90-х, когда уже не было километровой очереди. С первого класса школы я лишь мечтал об этом – такое было воспитание. До сих пор в памяти этот момент сохранился – как будто прикоснулся к истории. Тогда это многое значило.
К идее захоронения Ленина отношусь крайне отрицательно. Мавзолей – это шикарная международная достопримечательность. Символ ушедшей эпохи, ушедшей страны. Если тело предадут земле, то будет потеряна очередная точка притяжения туристов. С момента распада СССР прошло не так много времени и потому сейчас это не кажется столь значимым. А лет через 50, я уверен, это будет уникальный памятник, часть музея истории СССР и социализма-коммунизма. В этом вижу большой потенциал для привлекательности страны.
Любим мы историю свою уничтожать. В Германии, например, есть и концлагеря бывшие – сохранили, чтобы экскурсии водить и показывать, как было ужасно. В Берлине том же целый комплекс Берлинской стены и экспозиции в разных частях города – как история и назидание потомкам.
А у нас всё лишь бы закопать, разрушить, памятники уничтожить, улицы переименовать. В общем, ведут себя не хуже тех же коммунистов, которые памятники царям рушили и улицы переименовывали.
Родион Петров, магистрант Южного федерального университета:
ЕСЛИ КАЖДОЕ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ БУДЕТ СВОДИТЬ СЧЕТЫ С ПРЕДЫДУЩИМ, НИЧЕГО ХОРОШЕГО ИЗ ЭТОГО НЕ ВЫЙДЕТ
Я помню длинную очередь в Мавзолей, то, как мы медленно прошли мимо Ленина, не останавливаясь. Мне было лет десять, облик вождя мне тогда не запомнился, но посещение Мавзолея произвело на меня впечатление и надолго врезалось в память.
Усыпальницы исторических деятелей – символы эпохи. Таковы пирамида Хеопса, гробница Мавсола, Тадж-Махал... Таков и Мавзолей Ленина. Ансамбль на Красной площади с Мавзолеем и некрополем у Кремлевской стены внесен, как и египетские пирамиды, в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Президент Российской академии наук Юрий Осипов сказал как-то: «Так просто выжигать историю недопустимо... Если каждое новое поколение будет сводить счеты с предыдущим, ничего хорошего из этого не выйдет». Это так. Облик Ленина, его Мавзолей нужно оставить для истории, ведь сохранить его для потомков распорядилась наша история, которую нельзя забывать.
Вадим Снаркович, председатель саратовской региональной молодежной организации «Синегория»:
ЕСТЬ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ НЕ УКЛАДЫВАЮТСЯ В ХРИСТИАНСКУЮ МОРАЛЬ
Буквально три недели назад я был в Москве и посетил Мавзолей. Меня поразило то, как много людей пошли туда: не только большое количество иностранцев, но и молодежи, учеников разных классов. Подрастающему поколению, которое сегодня мало знает о революции, о Гражданской войне, о периоде становления советского государства, Мавзолей помогает прикоснуться к истории нашего государства. Ведь единый учебник истории только формируется, и трудно сказать, в каком свете в нем будет преподнесена личность Ленина.
Кроме того, мне не раз приходилось слышать от своих знакомых: «Был в Москве. В Мавзолей, к сожалению, не попал». Так вот слова «к сожалению» еще раз подчеркивают, что интерес общества к этой личности продолжает сохраняться. Наши исторические странички, которые до сих пор интересны, надо сохранять, ведь у нас осталось не так много символов ушедшей эпохи.
Если идти по тому пути, что нужно всё делать по-христиански: очень много есть вещей, которые, к сожалению, в эту мораль не укладываются, потому что совсем недавно страна жила по другой морали. В Саратове есть стадион «Динамо», на месте которого раньше стоял православный храм, были захоронены священнослужители. И что теперь, стадион сносить, чтобы восстановить храм?
Для огромного количества людей Ленин по-прежнему является лидером. Я думаю, что ради памяти тех людей, которые жили по заветам Ленина и под знаменем Сталина и Ленина шли в бой, пока еще некоторое время не нужно принимать решение о захоронении его тела. А тогда, когда вырастет новое поколение, можно и похоронить лидера со всеми почестями.
Дмитрий Маркин, корреспондент газеты «Репортер», поэт, музыкант:
ОСТАВИЛИ ИМ РУЧКУ С БУМАГОЙ – ВЕСЕЛИСЬ, МУЖИЧИНА! И МУЖИЧИНЫ ВЕСЕЛЯТСЯ
В последнее время у меня всё чаще складывается впечатление, что в верхних эшелонах власти работать крайне скучно. Это как если бы ребенка заперли на несколько дней в комнате и оставили ему из всех развлечений только мячик. А этим оставили ручку с бумагой – веселись, мужичина! И мужичины веселятся, придумывая всё новые и новые инициативы, которые не интересны никому, включая, подозреваю, и их авторов.
Стоит ли похоронить Ленина? Я еще не такой старый, чтобы ссылаться на жизненный опыт, однако, сколько себя помню, вопрос этот время от времени поднимался. И никогда на него не было однозначного ответа. Если подходить по-христиански, то похоронить надо. Если по-человечески, то тоже надо, потому как, говорят, Ильич сам завещал похоронить его рядом с матерью. Да и вообще, не следует самый центр страны превращать в морг. С другой стороны, есть такая штука, назовем ее «прикоснуться к истории». Я не был в Мавзолее, но если бы пошел, то именно из этого соображения – побыть рядом даже не то что со свидетелем истории, а с одним из ее творцов (со знаком «плюс» или «минус» – это отдельный разговор). Впечатлений, полагаю, хватило бы надолго.
Я не знаю, чего им не хватает, этим серьезным с виду людям «сверху». Более того, у меня такое ощущение, что они в какой-то другой стране живут. Про это и шутки в народе есть уже – насчет «мкадья» и «замкадья». Потому что иначе невозможно объяснить, почему в момент, когда в стране нет нормальных дорог (простите за банальность), определить ребенка в желаемый детсад и школу могут себе позволить только обеспеченные родители, да и вообще, как сказал мой одноклассник, ныне проживающий в Великобритании, «очень страшно отпускать ребенка гулять и думать, кто его первый обидит – преступники или полиция». В этот момент лучшие, надо полагать, умы отечества озабочены вопросом, хоронить или не хоронить человека, умершего 90 лет назад.
Хороните, черт с вами. Может, на следующий же день враз заживем по-другому, по вашей-то логике.
Опрос показал...
61,8% интернет-пользователей поддерживают идею о переносе тела вождя мирового пролетариата Владимира Ленина из Мавзолея. Против выступают 33,9%, а 4,3% воздержались. Об этом свидетельствуют результаты онлайн-опроса, проведенного информагентством «Regnum». Опрос проводился с 21-го по 26 января 2014 года. Проголосовал 21 731 человек.
Полсотни мавзолеев
Строительство мавзолеев и бальзамирование национальных вождей – традиция, получившая распространение в социалистических странах. Помимо Мавзолея Ленина, есть еще четыре других: усыпальницы Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в Пхеньяне, Иосипа Броз Тито в Белграде и Хо Ши Мина в Ханое.
На просторах бывшего Советского Союза находятся мавзолеи героев России – полководца Отечественной войны 1812 года Михаила Богдановича Барклая де Толли в эстонской деревне Йыегевесте и врача Николая Ивановича Пирогова под Винницей, Украина.
Всего насчитывается около пяти десятков мавзолеев по всему миру. По большей части они представляют собой погребальное сооружение с гробницей умершего. Гораздо меньше существует мавзолеев тех деятелей, тела которых были подвергнуты бальзамированию. В число самых известных из них входят, помимо перечисленных, Мавзолей Ататюрка в Анкаре, Чойбалсана в Улан-Баторе, Антонио Агостиньо Нето в Луанде (Ангола).