Потерпите, всё наладится

Оценить
Жильцы требуют перемен, управляющие компании их обещают

В народе бытует мнение, что в управляющих жилищным фондом компаниях сплошь и рядом нечестные люди. Причем и чиновникам, полностью переложившим проблемы ЖКХ на плечи жильцов домов, и поставщикам услуг удобно поддерживать такую позицию. Всё справедливо: пользуешься жилищно-коммунальными услугами – будь добр, оплачивай их стоимость в полной мере. Мало кого волнует, что проблемы в жилищном фонде, в основной своей массе не новом, застарелые, продолжают наслаиваться и наматываться в клубок. И сидят в убогом помещении с обвалившимся потолком, санузлом, в который лучше вообще не заходить, четыре загруженных работой и жизнью женщины. Этакие четыре «монстра» управляющей компании – весь штат: руководитель ООО УК «Рубин», ведущий специалист, юрист и бухгалтер. Они, как на войне, принимают отовсюду удары, не в силах выполнить сразу все требования, пытаясь войти в положение каждого человека, уговаривают немного потерпеть, всё постепенно образуется...

«Ты пойми, что мы с тобой не враги»

Ведущий специалист Марина Жукова готова разобраться в любой проблеме жильцов
Ведущий специалист Марина Жукова готова
разобраться в любой проблеме жильцов

Нынешняя УК «Рубин» – это бывший жилищный участок управляющей компании «Жилкомплекс», до недавнего времени с большим количеством домов. 1 мая 2013 года одиннадцать из них и вошли в «Рубин». Это в основном старенькие пятиэтажки, построенные в период с 1963-го­ по 1981 год. Надо сказать, они в удовлетворительном состоянии...

Мою беседу с ведущим специалистом УК «Рубин» Мариной Жуковой все время прерывали посетители и звонки. Хотя жильцы и вносят показания счетчиков в платежки, всё же особо беспокойные перестраховываются и сообщают эти данные по телефону. «Хорошо, тетя Таня, записала», – Марина Анатольевна участливо общается с людьми, особенно с пожилыми, как с близкими, их она знает не один десяток лет. Нередко, вечерами, в выходные, Марине Жуковой жильцы звонят домой – она всегда на посту... В комнату заглянул почтальон, принес привет от Водоканала. В счете, который «Рубин» должен оплатить поставщику воды за месяц, указана сумма: 272 тыс. руб. с копейками.

– Возьмите любую платежку, – продолжает Марина Жукова. – Напротив каждой строки – «водоснабжение», «канализация», «отопление», «вывоз ТБО» – приличные суммы. Процент средств, которые перечисляются на расходы управляющей компании, совсем низкий. Люди спрашивают, куда мы отдаем деньги. Сейчас, зимой, мы занимаемся внутренним ремонтом систем водоотведения, отопления, канализации, аварийными работами. Допустим, кран стоит рублей 200, но их нужно, например, 15–20 штук. Набегает приличная сумма. Вчера провели в котельной какие-то работы, и нас не предупредили об этом. Сегодня звонят люди с жалобами. Мы бегаем с чердака в подвал и обратно, отлаживаем систему отопления. А наша работа не заметна. Уже 15 апреля, когда заканчивается отопительный сезон, мы начинаем подготовку к следующему сезону.

По словам Марины Жуковой, жильцы как будто выжидали создание новой управляющей компании, чтобы засыпать ее претензиями: люди хотят всё и сразу. Ведущий специалист «Рубина» уверена, что перемены к лучшему все-таки будут заметны уже весной, когда в подъездах начнут работать каменщики и маляры. Наверное, женщинам в управляющих компаниях проще, чем мужчинам, находить общий язык с людьми.

– Мы ведем переписку с некоторыми жильцами, но это заочное общение не приносит ощутимых результатов, – замечает Марина Анатольевна. – Недавно с Жуковского, 19, к нам пришла делегация, человек 20, со списком вопросов. Мы все разобрали по пунктам, и жильцы отказались от намерения писать куда-то на нас жалобы. Когда мы объясняем причины, почему сейчас не можем покрасить подъезд, люди с пониманием соглашаются с услышанными доводами. В нашей работе надо быть психологом. У нас здесь своеобразная территория общения пенсионеров. Мы уже знаем все подробности про них и их родственников. Бывает, приходят пожилые нездоровые люди. Мы узнаем телефоны их близких, звоним им, разбираемся в определенной жизненной ситуации.

Без суда и следствия – еще не «должник»

В «живом» общении представители управляющих компаний тоже высказывают свои претензии. Не у всех жильцов установлены в квартирах приборы учета. Если гражданин сдает жилье нескольким квартирантам, то ему выгоднее платить по нормативам, при этом прописан в квартире только один человек. Есть разные типы неплательщиков. Среди них неблагополучные семьи, безработные, те, кто завяз в кредитах, просто занятые люди. У последних, как правило, накапливается долг за два-три месяца. А есть те, которые не платят годами. Ситуация с переходом в новую управляющую компанию, на первый взгляд, им выгодна. Они даже стремятся к этому и призывают других жильцов поддержать их, в то же время рискуя попасть в руки компаний-мошенников. Нарушители платежной дисциплины не думают о том, что об их долгах забывают лишь на некоторое время. У «Рубина» около 15 злостных неплательщиков. Управляющая компания и активные жильцы проводят с ними работу. И здесь важно не перейти очень тонкую грань.

– Нас обвиняют в том, что мы унижаем человека, называя его должником без решения суда, – рассказывает Марина Жукова. – Тем самым оскорбляем его и можем навредить его здоровью. А жильцы, с которыми мы не единожды пытались вести беседы, возмущаются: «Зачем вы вывесили на подъезде список должников с моей фамилией? Позорите меня. Вы что не можете поговорить со мной лично?» Эти граждане, как правило, когда вспоминают о своих правах, забывают о собственных обязанностях.

За небольшой срок существования «Рубин» уже накопил достаточно претензий к жильцам по поводу неоплаченных счетов. По этой причине сейчас компания оформляет документы для передачи в суд. Иначе привлечь к ответственности неплательщиков никак нельзя. Суммы их долгов «зависают» в воздухе. Путь через суд долгий, но сегодня только судебное постановление может как-то расшевелить ситуацию, что, к сожалению, не является синонимом выражению «вернуть все долги».

Люди не виноваты

Правовые вопросы разъяснит юрист Татьяна Львова
Правовые вопросы разъяснит юрист Татьяна Львова

Тем, кто не в состоянии сам содержать свое жилье, вряд ли поможет деприватизация, предусмотренная законодательством. Муниципалитет со своим дефицитным бюджетом не сможет взять на себя эти расходы. Получается, долги жильцов – проблемы исключительно управляющей компании, которая должна исправно платить по счетам поставщикам жилищно-коммунальных услуг.

– Жилищно-коммунальная сфера неотделима от экономики, – комментирует ситуацию юрист ООО УК «Рубин» Татьяна Львова. – Растут тарифы в ЖКХ, но зарплаты остаются на прежнем уровне. Население сидит в кредитах, в том числе ипотечных. Люди просто не сводят концы с концами. При таком государственном подходе мы никогда не приблизимся к Европе по уровню жизни. Управляющие компании ничего не решают, на наших специалистов можно накричать, но не от нас зависит повышение цен на услуги. У нас самих не поднималась зарплата с 2008 года. Раньше специалистам в ЖКХ давали жилье. Сейчас у нас, проработавших в этой области много лет, нет даже льгот на оплату ЖКУ.

– Несмотря на низкие оклады мы не нарадуемся: сейчас наконец-то у нас три постоянных слесаря, толковые и дисциплинированные специалисты, новый электрик. Правда, они не входят структуру управляющей компании, – подхватывает Марина Анатольевна. – Конечно, при несоответствии оплаты труда уровню жизни, несправедливости ситуации иногда их захлестывают эмоции. Тогда я просто прошу: «Ну, сходи, разберись в проблеме. Люди не виноваты».

Доверяют те, кто проверяет

У бухгалтера Людмилы Плешинковой все под контролем цифры, квартиры, люди
У бухгалтера Людмилы Плешинковой всё под контролем –
цифры, квартиры, люди

Старшие в домах, в основном пенсионеры, люди коммунистической закалки – надежная опора «Рубина». Они требовательны ко всем, в том числе и к самой управляющей компании, при этом помогают работать с населением, бороться с долгами, следят за порядком в домах. Подъезд, в котором проживает Светлана Петровская, образцово-показательный. Марина Жукова сетует на то, что бюджет управляющей компании даже не позволяет поощрить активистов.

В подвалах домов «Рубина» жильцы хранят заготовки на зиму. Поэтому управляющая компания уделяет подвалам особое внимание, они чистые и сухие. Правда, крупные бытовые отходы население почему-то стаскивает не к мусорным свалкам (откуда их забирает СпецАТХ), а в те же подвалы. И жалуются жильцы, что там скапливается хлам. Марина Жукова называет это иждивенчеством или бытовым хамством. Так что есть над чем работать и жильцам, и управляющей компании. Шаг за шагом ее специалисты продолжат благоустраивать дома. В ближайшее время они должны продумать, каким образом будут представлять населению документы, касающиеся раскрытия информации.

Жильцы близлежащих домов боятся неизвестности и быть обманутыми, оказаться в ситуации, когда населению одновременно приносят платежные извещения несколько управляющих компаний. Поэтому они, взвешивая все плюсы и минусы, хотят присоединиться к управляющей компании «Рубин», сотрудничать с людьми, которых знают.