Всего два раза в год
На календаре январь. Россияне медленно, но верно отходят от недельного застолья, свыкаются с мыслью, что до ближайших длинных выходных еще несколько месяцев. А у студентов началась сессия.
Пора, когда 24 часов в сутки не хватает, когда сон кажется непозволительной роскошью, а все остальные проблемы и жизненные неурядицы меркнут на фоне сопромата, матана и философии. Рассказы о том, как умудрился списать на экзамене у преподавателя, у которого это сделать невозможно, или о том, как весь курс экономики выучил за одну ночь, дорогого стоят.
В такое тяжелое время я оказался в стенах технического университета.
Не время веселиться
Уже на площади, что перед главным корпусом университета, мне попадались навстречу люди, по лицам которых было видно, что им не до веселья. Встречались, конечно, и такие, которые смеялись, рассказывали какие-то веселые истории. Но таких было мало. Видимо, большинство студентов все-таки от сессии до сессии жили весело и беззаботно, надеясь на чудо. Теперь настало время и погрустить. Веселились те, которые в течение семестра радовали преподавателей своим присутствием и работой на семинарских и практических занятиях.
В холле первого этажа учебного корпуса царила атмосфера напряженности. Вокруг меня было много студентов, которые в спешке сдавали и получали свою одежду в гардеробе, о чем-то разговаривали по телефону. Один молодой человек, видно, настолько торопился, что не удосужился предъявить вахтерше на входе студенческий билет. Но миновать стража общественного порядка ему не удалось. Студенту пришлось остановиться и искать в сумке документ. Пока шли напряженные поиски, он недовольно бормотал себе под нос: «Не понимают, что ли, что тороплюсь? Не до предъявления сейчас». За молодым человеком образовалась небольшая очередь из желающих оказаться на территории храма науки. Университет оказался самым популярным учреждением – чтобы попасть в него, люди готовы отстоять в очереди. Вахтершу очередь не смутила. Правила для всех одинаковы. И одинаковы в любое время.
Семейное образование
В коридорах альма-матер, так же как и в холле, было полно студентов. Только все они были разбиты на группы, в каждой из которых человек по десять. Все они что-то оживленно обсуждали, переписывали конспекты или перелистывали кипы листов формата А4. Такого ажиотажа в обыкновенный учебный день не увидишь.
Во время сессии к студентам дневного отделения прибавляются еще заочники. Для них это время, трудное вдвойне. Помимо того что в эти дни они сдают экзамены, так они еще и вынуждены посещать лекции. В этом есть и плюсы. Например, преподаватель, видя, что студент-заочник не блещет знаниями по его предмету, не будет задавать вопрос «Чем ты весь семестр занимался?», потому что ответ очевиден. Работал! А вот студенту-очнику найти ответ на этот вопрос сложнее. При условии если не ходил на пары, не сдал ни одной лабораторной работы и ни разу не ответил на семинарском занятии.
Возле одного из кабинетов стояло человек десять студентов. Они ждали, пока придет преподаватель и начнется экзамен. Все в этой группе были разного возраста. От 20 и до чуть ли не 40 лет. Заочники. Как я понял из их беседы, допуском к экзамену был реферат. Студенты делились впечатлениями о том, как они его писали. Большинство из них действовали тривиально – обратились за помощью ко Всемирной паутине. Один всё же выделился нестандартным подходом. «А мне реферат жена писала. Спасибо ей! Я бы тоже написал, конечно же, но работа», – рассказал счастливый муж.
«Халява, приди!»
Девушки, стоявшие по соседству, бурно обсуждали приметы, которые помогают сдать экзамен на отлично. «Мне говорили, что надо на все экзамены ходить в одной и той же одежде, а за ночь перед экзаменом нельзя голову мыть», – поделилась своими знаниями одна.
«Глупая примета. Если прийти на экзамен с немытой головой и в грязной одежде, то навряд ли это препод оценит. Ты хоть всё вызубри!» – усомнилась другая.
Прозвучало еще несколько рекомендаций, что нужно сделать, чтобы выйти из аудитории, в которой принимают экзамен, счастливой и свободной. Это и класть монету в пять рублей под пятку, и кричать в открытое окно «Халява, приди!», и класть учебники с конспектами под подушку. Кстати, как я узнал от девушек, показывать кому-либо зачетку во время сессии тоже противопоказано.
Первая в жизни
Больше всего зимней сессии боятся первокурсники. Для них она первая в жизни. Со мной своими впечатлениями поделилась студентка первого курса технического университета Женя: «Очень страшно было. Хорошо, что всё позади. Я ночами напролет учила, делала шпаргалки, а в итоге даже не пользовалась ими. Я первый экзамен сдала на четверку и сильно расстроилась. Хотела на отлично сдать. Обидно, но ничего не поделаешь уже».
Стемнело. Пора домой
Так как порог политеха я переступил ближе к вечеру, буквально через пару часов моего путешествия по коридорам за окном начало темнеть. Впрочем, студентов меньше не становилось.
Я вышел и направился на автобусную остановку. В маршрутке сидевшие напротив меня молодые люди обсуждали всё ту же тему.
«Я думал, что сессия легкая будет. Весь семестр надеялся на то, что по многим предметам автоматы получу. Не сбылись надежды. Если бы знал, что всё так будет, на протяжении семестра бы больше старался. А теперь...» – пожаловался своему соседу горе-студент.
Другой поделился с товарищем не менее трогательной историей: «Я хотел поначалу сессию на отлично сдать. Хотел повышенную стипендию получать. Но первый экзамен на четыре сдал, потом еще один на четыре. Сегодня мне вообще не повезло – преподаватель тройку поставил. Я думал, буду убиваться, расстраиваться. Ничего подобного! Впереди еще два экзамена, и мне теперь абсолютно всё равно, на какую оценку я их сдам. Стипендии не будет! На тройку как-нибудь сдам!»
В другом конце маршрутки сидел еще один студент. Правда, ехал он не в компании друга. Одиночество ему скрашивал мобильный телефон. Он полпути с кем-то разговаривал, рассказывал о сессии, хотя успешной ее можно назвать с трудом. Но тут всё зависит от поставленных целей. Для кого-то трояк на экзамене предел мечтаний, а кому-то и красного диплома мало. Мой попутчик относился к первой категории. Вот что он говорил своему невидимому собеседнику: «Всё! Я сессию закрыл сегодня! Можешь меня поздравить! Можно вздохнуть свободно, погулять нормально. Я все экзамены на тройки еле-еле сдал. Теперь об этом кошмаре не вспомню до лета!»
Где мои годы студенческие?
После экскурсии по техническому университету у меня в душе осталось противоречивое чувство. Увиденное и услышанное мной в политехе не шло ни в какое сравнение с воспоминаниями о собственной студенческой жизни. Я ведь тоже когда-то был студентом, экзамены и зачеты сдавались с переменным успехом, но гораздо чаще с уклоном в положительную сторону. Но я не помню, чтобы сессия вызывала у меня такой ужас и напряжение!