Журналистский проект в помощь детям
Это крупнейшая благотворительная организация страны. Об открытии регионального бюро фонда в Саратове, об истории его возникновения, результатах и методах работы фонда говорилось на пресс-конференции, состоявшейся в минувшую пятницу.
Широкий спектр диагнозов
«Среди крупных фондов у нас самый широкий спектр диагнозов. Есть восемь основных программ, по которым мы работаем», – сообщил директор региональных проектов фонда Станислав Юшкин. В их числе онкология, пороки сердца, челюстно-лицевая хирургия, ДЦП (детский церебральный паралич), пороки периферийной нервной системы, сколиозы 3-й и 4-й степени, несовершенный остеогенез (врожденная ломкость костей), диабет.
Руководителем регионального представительства будет Елена Шилова, пресс-секретарь регионального минздрава. Именно ей предстоит вести поиск детей, нуждающихся в помощи, помогать их родителям в сборе необходимых документов, готовить публикации, вести мониторинг собираемых средств. Пожертвования саратовцев будут идти детям области. Головное отделение Русфонда готово выделить в этом году в качестве страховки примерно 30 млн рублей.
Кроме сбора денег на лечение детей, Русфонд будет вывозить саратовских врачей в клиники Германии, Англии и США, чтобы они осваивали передовые методики лечения. По словам Юшкина, одной из программ фонда предусмотрено создание банка доноров костного мозга. В России такого банка нет, поэтому доноров приходится искать в других странах. На материал для одной пересадки приходится тратить порядка 21 тыс. евро. Это огромные деньги. Кроме того, в Поволжье проживают разные народности, которым из-за генетических особенностей трудно найти доноров за рубежом.
Больше половины детей страдают хроническими заболеваниями
По словам замминистра здравоохранения области Елены Ермолаевой, в области 433 тысячи детей. У 60 процентов из них есть какие-либо хронические заболевания. Детей-инвалидов в Саратовской области более шести тысяч. С каждым годом растет объем высокотехнологичной медпомощи. В 2013 году ее получили две тысячи детей – как на территории нашей области, так и в других регионах страны. Это дорогостоящие операции на сердце, помощь онкологическим больным и детям с патологией опорно-двигательного аппарата.
Существуют ситуации, когда за счет бюджета требуемая помощь не может быть оказана в индивидуальном порядке. В области, по информации замминистра здравоохранения области Елены Ермолаевой, 147 детей с орфанными (редкими) заболеваниями. В год на медицинские препараты для них необходимо более 180 млн рублей. Конечно, государство выделяет средства, но не всегда их хватает. Бывают такие редкие лекарства, которые не зарегистрированы на территории России, но они могут помочь конкретному пациенту. В этом случае без помощи фонда не обойтись.
Распознать мошенников
При оказании благотворительной помощи необходимо доброе имя и осознание ответственности. Об этом сказал генеральный директор телеканала «ТНТ-Саратов» Антон Комаров. На телеканале уже есть благотворительный проект «Дети верят в чудо».
По словам Комарова, есть много примеров, когда собранные средства «шли не туда». Именно поэтому телеканал долго не соглашался на совместные проекты. Но когда поступило предложение от Русфонда, соглашение было подписано: «Мы давно знаем проект издательского дома «Коммерсантъ». У них отлажена сложная системная работа».
Сейчас фонд оплачивает только счета клиник и поставщиков лекарств. Родители не получают большие суммы на руки. Как показал опыт, так можно действительно исключить нецелевые траты. В 90-е годы деньги перечисляли родителям. Не все они, получив весомые средства, тратили их на лечение детей.
Главный способ поступления денег от граждан – СМС-пожертвования. Трудность Юшкин видит в том, что деньги идут на счет Русфонда примерно 2,5 месяца. В случае необходимости экстренной помощи фонд работает с клиниками по гарантийным письмам.
Часто в соцсетях появляются объявления о сборе средств на медицинскую помощь. Юшкин считает, что, как правило, собирают на реальные случаи. Однако благотворительность сейчас популярна, чем пользуются мошенники, собирающие деньги на другие цели. «Периодически их отлавливаем, делаем публикации». Варианты уловок разные: например, «берут» ребенка базы Русфонда, а на деле ребенок уже получил помощь, был прооперирован. Либо берут фотографию больного ребенка, меняют ему имя и переделывают историю болезни. Еще делают дубли благотворительных сайтов и объявлений с других сайтов и дают свои счета. Есть даже больные или родственники больных, которые просто живут на эти средства. Черные фандрайзинги вступают в договорные отношения с родителями больных детей, обещают им свой процент. В этом случае надо стараться проверять по другим источникам имена детей, истории болезней, контакты родителей.
Интересный случай привела Елена Ермолаева. В обращении, размещенном через мусульманскую диаспору, папа писал, что у ребенка опухоль мозга, и собирал средства на лечение. Минздрав ничего не знал о заболевании, хотя такие случаи в ведомстве фиксируются. Папу нашли с помощью силовых структур. У ребенка, к счастью, опухоли не оказалось.
Страховка для регионов
Станислав Юшкин не раз подчеркивал, что Русфонд – журналистский проект. «За 17 лет, которые существует фонд, мы смогли создать такую технологию, которая позволяет оказывать исчерпывающую помощь всем героям наших публикаций».
Существует несколько площадок для сбора средств – это газета «Коммерсантъ», Первый канал, сайт Русфонда с посещаемостью 70–120 тыс. человек ежедневно. Публикуя просьбы о помощи в разных СМИ, в фонде уверены, что помощь будет оказана.
С 2011 года у фонда начали появляться региональные представительства: Татарстан, Самарская, Нижегородская и Свердловская области, всего девять субъектов. Наша область стала десятой.
Юшкин отметил, что у региональных отделений будет «страховка»: если денег, собранных на лечение ребенка в регионе, недостаточно, его историю болезни опубликуют в центральных СМИ.
Поскольку фонд журналистский, Русфонд заключил партнерские отношения с двумя саратовскими СМИ – телеканалом «ТНТ-Саратов» и интернет-ресурсом «СарБК».
Фонд вырос из отдела писем
История фонда началась в 1996 году. В отдел писем газеты «Коммерсантъ» обращались читатели. В газету, ориентированную на бизнес, люди писали в надежде, что кто-то из деловых людей откликнется. Просили купить швейную машинку, компьютер, а то и вовсе стадо коров. Обращения печатали. Удивительно, но стадо коров покупали.
Но чаще всего поступали и просьбы помочь детям в лечении. Не секрет, что в России не всегда можно получить нужную медицинскую помощь. Часто требуется оплата дорогостоящих операций за рубежом или покупка лекарств. Просьбы тоже стали публиковать в газете. Так и зародился Русфонд.
Сегодня Русфонд – крупнейшая фандрайзинговая структура, собирающая деньги на помощь больным детям, лидер среди аналогичных фондов. Как сообщил директор региональных проектов фонда Станислав Юшкин, в 2013 году фондом было собрано 1,412 млрд рублей. Медицинская помощь была оказана больным детям по всей стране – это более полутора тысяч детей с 67 диагнозами. В их числе девять маленьких пациентов из Саратовской области: поддержка им была оказана на 4,312 млн рублей.
Два года назад у Русфонда появился совместный проект с Первым каналом. Чтобы помочь детям, телезрители делают СМС-пожертвования со словом «добро», номер 5541. В результате этой кооперации число благотворителей выросло с двух до 10 млн человек. При сборе средств в регионах используется слово «дети», номер тот же – 5541. Стоимость сообщения – 75 рублей, его можно отправлять с номеров всех действующих в области мобильных операторов.
Раз в месяц публикуется история минимум четырех детей, сообщил Юшкин. За этот месяц нужно суметь собрать необходимую сумму. Это получается. Налажено взаимодействие не только с родителями, но и с врачами. После проверки, действительно ли государство не может оказать помощь, собираются средства.
Большая часть средств поступает в фонд через СМС-пожертвования. В этом случае нельзя сообщить, для кого эти деньги. То есть сбор средств обезличенный. В фонде считают, что два дня после выхода сюжета или публикации средства поступают на конкретного ребенка. У благотворителя есть возможность вернуть свои средства в течение двух недель. Такой случай был всего один: на лечение мальчика поступило больше денег, чем нужно. Гражданин Австрии затребовал свои кровные назад.
Понятно, что болеют не только обычные дети, но и сироты. После принятия «закона Димы Яковлева» Русфонд обратился к вице-премьеру правительства Ольге Голодец с предложением оплатить лечение за рубежом для тех больных сирот, которым отказали в усыновлении иностранцами. Ответ от чиновницы, как заявил Юшкин, до сих пор не получен.