Актер – не кумир молодежи

Оценить
Канал ОТР. «Культурный обмен с Сергеем Николаевичем», ежедневно вечером, кроме воскресенья

Телеканал ОТР (Общественное телевидение России), если кто забыл, предполагался как первый общественный телеканал в России. Но что из этого вышло, мы знаем: о возможности появления ОТР больше говорили до его воплощения в жизнь и первое время после того, как телеканал появился в эфире. С тех пор он никуда не пропал, но и разговоров о нем особо не ведется. Кто-то достаточно скептически относится к его вещанию, а вот я вполне уверен, что и на этом телеканале есть свои интересные передачи. Например, «Культурный обмен с Сергеем Николаевичем».

Программа выходит в эфир ежедневно, кроме воскресенья, это примерно получасовые вечерние выпуски. Время выхода варьируется – то в 18:30, то в 21:05, то в 21:30. Конкретно этот выпуск вышел в 21:30. Надо отдать должное каналу – культуру не запихнули куда подальше, а поставили на очень выигрышное время. Структура передачи очень простая: большую часть эфира ведущий Сергей Николаевич общается с каким-то именитым гостем, по пути освещая какие-то новинки в мире культуры.

Я решил посмотреть передачу от 22 января (среда). Почему? Потому что гостем программы стал Евгений Князев – ректор Театрального института имени Щукина, ведущий актер театра Вахтангова, народный артист России. Мне довелось видеть его вживую, на одном из эфиров «Маркизы», где знаменитый актер очень подробно и терпеливо отвечал на вопросы саратовцев, в основном поступающих в вузы абитуриентов, и, уверен, сумел еще больше влюбить в себя многих зрителей.

Ведущий с ходу задает нелегкий вопрос Князеву: Римас Туминас, нынешний художественный руководитель театра Вахтангова, продолжает традиции театра или пытается строить новую линию, делать самостоятельный режиссерский театр? Евгений Владимирович поначалу немного теряется, но потом отвечает, что все-таки чувствует ренессанс театра, так же, как когда-то переживали это вахтанговцы в 60–70-е, когда билет невозможно было достать, когда актеры являлись кумирами публики. «Кумирами публики мы сейчас не становимся, потому что это время ушло, – продолжает артист. – Но то, что в наш театр действительно трудно попасть, – это правда». Римаса Туминаса же Князев называет прямо одним из «последних могикан, который занимается исследованием человека, души человека, который ставит для человека, во имя человека и ради человека».

Не мог не затронуть Николаевич и вопрос репертуара, попросив прокомментировать ситуацию с постановками: если в советские времена театр ставил и современных драматургов, то сейчас он больше известен по классическим произведениям. Евгений Владимирович признаёт, что современные авторы были в театре, но, возможно, по той причине, что это было требованием эпохи и власти: «Если нужно было делать современную драматургию, то мы ее и делали. Из той драматургии мало что перешло в современную жизнь».

Сразу после этого показывают видеоролик о постановке в ростовском театре «18+» спектакля «Про баб», после чего Князев, словно продолжая отвечать на старый вопрос, признаётся: «Пусть цветут все цветы. Но когда я прихожу на современные постановки, мне становится не по себе... Это какая-то извращенность или убогость фантазии, психики человеческой. Человек – странное существо, он разный. Я вообще не против современной драматургии, я ищу ее и даже общаюсь с одним издательством, чтобы они извещали меня, какая выходит современная литература, которую можно перевести на язык театра».