Чем год пришедший нас расстроит?
Пояснение первое. Всяческие прогнозы на наступивший год давали многие, и мы не были исключением. Но на этот раз вам предлагается не туманный прогноз, а некое предупреждение о том, что реально будет в новом году. Это предупреждение основано на первых действиях Государственной думы, заявлениях разного рода и разного ранга руководителей.
Пояснение второе. Пусть простят меня лингвисты – ревнители чистоты русского языка, но из этого богомерзкого Интернета пролезли в нашу повседневную речь всякие противные словечки. Такие, например, как «хотелки» и «обещалки».
Занимаясь практической футурологией, а именно ей мы и занимаемся, без таких понятий не обойтись. Между ними есть разница. Поясню на примере. Когда главный по транспорту в Саратовской области говорит, что цены на билеты вырастут, это обещалка. Но когда он же заявляет о строительстве аэропорта, это чистой воды хотелка.
Пояснение третье, продолжающее второе. Обязательно надо иметь в виду, что в нашей стране плохие прогнозы сбываются со стопроцентной вероятностью, а хорошие – отнюдь нет.
Итак, поехали.
Смена власти
«Расширенное правительство» с участием губернаторов и руководителей крупных муниципалитетов будет собираться раз в две недели, чтобы обсуждать с президентом наиболее актуальные проблемы в стране, сообщает пока еще РИА «Новости».
Сам Путин подчеркнул: «В этом году обширная повестка дня, и нужно сконцентрироваться на основных направлениях, нужно сосредоточить на них внимание, финансовые, административные ресурсы. Мы договорились поэтому с председателем правительства о том, что будем собираться у меня где-то один раз в две недели и будем вместе обсуждать эти наиболее чувствительные и наиболее важные для всех нас вопросы».
Итак, кроме обычного правительства, правительства «открытого», у нас теперь еще есть и «расширенное». Возникает вопрос: может, это некий антикризисный орган? Необходимость есть. В циничной шутке из Интернета ситуация характеризуется так. «Про 2014 год для экономики РФ есть плохая новость, а есть хорошая. Плохая: 14-й будет сильно хуже 13-го. Хорошая: 14-й будет сильно лучше 15-го». Если без шуток, то уже и министр экономики Алексей Улюкаев признает, что у нас стагфляция. Это не очень уклюжее слово означает, что у нас стагнация на фоне инфляции, или, если хотите, наоборот, инфляция на фоне стагнации экономики.
Откуда возникают сомнения в эффективности новообразования? Судите сами: в расширенное правительство войдут губернаторы, это порядка 80 человек, мэры крупных городов, думаю, их будет не меньше ста, члены правительства – вместе с руководителями всяких агентств тоже под сотню. Плюс еще некоторые начальники администрации президента – набирается примерно триста или триста пятьдесят человек. Не пригласили, правда, депутатов Госдумы и сенаторов – очевидно, за ненадобностью, – но все равно народу соберется порядочно. Напоминает партийно-хозяйственный актив советских времен. А применительно к временам нашим – зачитывания послания президента.
Понятно, что ни о каких дискуссиях, спорах и так далее речи и быть не может. Выслушали собравшиеся больших начальников, покрутили сокрушенно головами, получив новые указания, и разъехались по городам и весям. Польза от этого курултая лично у меня вызывает сомнения. Может, вместо трех правительств нам нужно одно, но толковое?
Новое преступление террористов
Депутаты Государственной думы, негодяи зовут их еще обслуживающим персоналом «взбесившегося принтера», словно чувствовали, что их не позовут на такой праздник жизни, как заседание расширенного правительства. И решили компенсировать потерю активной работой. Народ замер в тревожном ожидании. И не зря. Даже такие бесстрашные люди, как волонтеры, волнуются, потому как в проекте закона о волонтерстве предлагается регламентировать всё и всех. И – это естественное дело – как можно больше всё сократить и запретить. Например, предлагается волонтерами считать только тех, кто ищет пропавших людей. А те, кто ездил в Крымск или на Дальний Восток, уже и не волонтеры вовсе, а так – бог весть кто.
Ожидаются очередные перемены в законе о выборах. Как говорят, этот закон будут менять постоянно, чтобы обеспечить постоянную победу партии ЖиВ. На этот раз предложили вновь ввести графу «Против всех». (В чем настоящий смысл повторного введения – читайте на стр. 7.) Но есть и еще одна новелла (по-моему, специально для саратовцев): за незаконное удаление с избирательных участков наблюдателя или члена комиссии будут жестко наказывать. Штрафом. Вероятно, что до 10000 рублей. Господам, организующим выборам в нашем городке, надо готовиться лезть за бумажником: председатели ТИК могут и не захотеть платить из своих.
Но пока главным законопроектом текущего думского сезона является антитеррористический закон, внесенный представителями всех четырех фракций. Увы, но есть у нас такая традиция – после крупных терактов под предлогом борьбы с террористами принимать законы несколько иного направления. Так, после Беслана отменили выборы губернаторов. После Волгограда собираются ужесточить и ограничить денежные операции через телекоммуникационные сети. (См. подробнее)
Помимо этого, среди критериев террористической деятельности появляется «дестабилизация деятельности органов власти». И вот тут-то возникают многочисленные вопросы. Например, журналист Алексей Колобродов постоянно критикует МПК (министра-председателя комитета) Шинчука. МПК Шинчук – человек впечатлительный, терзаясь от моральных ран, нанесенных ему Колобродовым, может и забросить большую работу по укреплению дружбы между народами, которую он с переменным успехом ведет. Увлечется судами, писанием жалоб, вдохновением защищающих его интернет-комментаторов. А дружбу народов забудет. Будет ли это «дестабилизация деятельности»? Формально да. Так, выходит, Колобродов – террорист? Но с другой стороны, Шинчук не орган власти, а только член этого органа. Правительство области имеется в виду. Сложно всё. Очень сложно.
Другой пример. Как я понимаю, деятельность правительства области как органа власти должна быть направлена на рост благосостояния населения, улучшение всяческих экономических показателей вверенного этим господам региона. Но если не выходит, если долги растут, инвестиции куда-то пропадают, новые заводы то превращаются в долгострой, то и вовсе остаются на бумаге. Нет ли здесь признаков дестабилизации работы органов власти? Тогда кто эту работу дестабилизирует? Не те ли господа, которым она поручена?
И уж не пример ли нашего региона, с рекордной скоростью наращивающего долги, подвигнул минфин на предложение губернаторов за рост задолженности снимать с их постов? Правда, московским злопыхателям наш губернатор тут же дал достойный ответ:
«Мы готовы обсуждать точку зрения минфина. Но я считаю, что надо отталкиваться не от этого, а смотреть прежде всего на эффективность работы. (По эффективности работы мы, по данным министерства регионального развития, ухудшили показатели в пять раз. – Д. К.) Если в регионе есть проблема, то ее надо решать, а ни в коем случае не перекладывать ответственность с «верхнего» уровня на муниципальный и наоборот. Резервы для решения проблем есть всегда».
Мне в этих чеканных строках очень про резервы понравилось. Молодость вспомнилась. Я тогда в районной газете работал, а главный редактор учил меня: «Не надо писать «есть проблемы», надо «есть еще не использованные резервы». Речь, как помню, шла о животноводстве – у нас в районе в тот год коровы от бескормицы дохли. Такие вот резервы.
Кто же дестабилизирует работы органов власти в нашей области? Не те ли господа, которым она поручена?
Дети и деньги
Случилась у меня небольшая пикировка в Интернете с выдающимся депутатом нашей области Ольгой Баталиной. Я – со ссылкой на источники – написал, что Баталина предлагает увеличить налоги для семей с одним ребенком или вовсе бездетных. Баталина призвала меня не верить «измышлизмам комментаторов» и посоветовала обратиться к первоисточникам. Понятно, что этим источником истины был сайт партии, к которой принадлежит Ольга Юрьевна. Итак:
«Меры налоговой поддержки семей могут быть особенно эффективны в отношении семей со средним достатком. Схема налогового стимулирования семьи по формуле «чем больше детей, тем меньше налогов» действует во многих европейских странах, доказывает свою эффективность. Например, во Франции это так называемый семейный налоговый коэффициент. Он побуждает людей к формированию семьи, так как он существенно зависит от количества человек в семье, а также стимулирует рождение вторых и третьих детей. Следует пересмотреть существующий механизм налоговых вычетов и сделать его более эффективным для поддержки семей с детьми, оставляя заработанные средства по максимуму в семье. Налогов на бездетность быть не может, они аморальны по своей сути».
Конечно, трудно удержаться от замечания, что в качестве образца взята Франция, которая, по словам Баталиной и ее единомышленников, практически погублена содомитами. Но ладно, суть важнее. А суть в том, что у медали есть вторая сторона. Точно так же, как и у Луны. У спутника Земли вторая сторона – темная. Вот и в нашем случае – аналогичная картина. То есть, с одной стороны, предполагается снизить налоговые нагрузки для небогатых семей с несколькими детьми, но с богатенькими и малодетными могут поступить иначе. А именно – им налоги повысить.
Такая мера «эффективно может работать в отношении семей, которые имеют жилищные условия и достаточный доход, но не принимают решения о рождении вторых и третьих детей, а посвящают себя другим целям и задачам», – сообщила депутат на круглом столе, посвященном вопросам демографии.
Возможно, в этом есть определенная социальная справедливость. Если, конечно, можно говорить о справедливости применительно к нашей стране. Надо учесть и предупреждение Баталиной всякого рода алармистам: идея пока лишь обсуждается, и о конкретных цифрах и методах говорить сейчас рано.
Но не спешите радоваться, что уберегли свои денежки. Тут есть еще желающие. Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов предложил штрафовать родителей, которые запретят своим детям проходить тестирование на употребление наркотиков. Еще главный защитник детей хочет ввести в кодекс административных нарушений соответствующую статью. Забавно, что об этом Астахов говорил на встрече с начальником Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктором Ивановым. Забавность в том, что генерал Иванов против тестирования школьников на наркотики и считает эту процедуру показухой. Главный борец с наркотиками и главный защитник детей словно поменялись ролями. Гораздо логичнее было бы, если бы генерал настаивал на проведении тестирования, а детский омбудсмен был бы решительно против.
Макияж для дяди Степы
Теперь о разных разностях. Почти восемь триллионов рублей планирует потратить МВД России в ближайшие семь лет на борьбу с преступностью и обеспечение общественной безопасности. Такая сумма заложена в проекте постановления правительства РФ «Об утверждении госпрограммы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», рассчитанного на 2014–2020 годы. Одна из подпрограмм предусматривает выделение более 2,8 трлн рублей на «создание системы конструктивного сотрудничества со СМИ и партнерских отношений с гражданским обществом, обеспечивающей необходимые условия для формирования позитивного облика сотрудника органов внутренних дел РФ и повышения доверия к органам внутренних дел со стороны населения». Теперь считаем: 2,8 триллиона на семь лет – это 400 миллиардов в год. Больше чем в пять раз превышает бюджет нашей многострадальной области. Если бы у нас были такие деньги, мы бы и с нынешним правительством смогли достойную жизнь наладить. Хотя кто знает... На что же пойдут эти реально огромные деньги? Подозреваю, что каналу НТВ на совершенно безумные сериалы о полиции, публикацию фотографий подтянутых и стройных инспекторов ГИБДД, пустых интервью всяких полицейский начальников и прочую ерунду. Нет, пиар, понятно, важен и нужен, но только когда он не становится самоцелью, заменяя всё остальное. Может, на эти деньги научить полицейских соблюдать российские законы?
Федеральная налоговая служба намерена перевести граждан на самоначисление имущественных налогов. Налогоплательщики будут обязаны самостоятельно сообщать инспекторам об имеющихся у них квартирах, машинах и земельных участках. Только пока непонятно, как всё это будет происходить. Что-то мне подсказывает, что без всякого Интернета – явочным порядком. Пришел в налоговую инспекцию, выстоял очередь, а потом тебе говорят, что на шестой странице в пятой строчке у вас лишняя запятая, и «идите, товарищ, в другой раз придете». Налоговики – знаю по личному опыту – испытывают определенное удовольствие, когда в коридорах инспекции стоят длинные очереди. Еще интуиция твердит мне, что походы в инспекцию станут ежегодными: мало ли что вы купили или продали «за истекший период». И будете ходить каждый год, как инвалиды в советские времена ходили ежегодно – доказывали, что не отросла ампутированная нога. Одно утешает, что новый порядок должен заработать с 2015 года.
Но вот что определенно будет, так это очередное повышение цен на проезд в общественном транспорте в нашем городе. Билет в автобусе будет стоить 15 рублей, в маршрутке – 18.
Это лишь малая толика того, что может произойти с нами в этом году. Можете сказать, что хороших новостей маловато. Отвечу: так ведь жизнь такая.