Бумажный факел страшнее террориста
Саратовские силовики, выполняя указ властей относительно мер по борьбе с терроризмом в день эстафеты олимпийского огня, на всякий случай решили подстраховаться задержанием нескольких саратовских коммунистов, планировавших проведение митингов. Два судебных разбирательства пережил за прошлую неделю секретарь саратовского горкома КПРФ Александр Анидалов. Оба проиграл.
9 января в прессе появилась информация, что активисты КПРФ намерены организовать шествие в виде альтернативной эстафеты – с бумажным факелом и зажигалками. Прохожим планировалось раздавать листовки с информацией о беззакониях «Распилиады». Секретарь саратовского горкома КПРФ Александр Анидалов сообщил прессе, что шествие состоится в любом случае, даже если мероприятие не будет согласовано и придется пойти на конфликт с полицией. Предлогом для возможных задержаний коммунистов он назвал обеспечение антитеррористической безопасности.
В день эстафеты, 11 января, Анидалов с товарищами обсуждал проведение шествия в кафе в Мирном переулке. Затем он обнаружил, что у его машины стоят сотрудники правоохранительных органов. Мотивируя тем, что в машине может находиться бомба, запрещенные вещества или незаконная литература, полицейские настояли на обыске. В салоне автомобиля они обнаружили плакаты и листовки, которые отправили на экспертизу. Самого владельца доставили в отдел полиции, там он отказался давать показания и через два часа был отпущен. Затем он прибыл в обком партии, но когда направился домой, его задержали снова. По словам Анидалова, полицейские уточнили адрес близлежащего дома и сказали, что коммунисты якобы собираются проводить там незаконную акцию. Секретаря горкома отвезли в Заводской отдел полиции и продержали там до позднего вечера, пока не закончилась эстафета. Кроме него в этот день были задержаны еще пять членов КПРФ.
Возмущенные действиями полиции, 13 января, в понедельник, члены партии КПРФ вместе с анархо-коммунистами из движения «Автономное действие» все-таки провели запланированную акцию. Называлась она «Олимпийский пир во время чумы». Альтернативщики прошлись по проспекту, время от времени «поджигая» бутафорский факел бумажной зажигалкой легендарной фирмы «Zippo», с надписями на плакатах вроде «Распил, скоростной откат – сочинские виды спорта». Сопровождал это театрализованное действие начальник отдела взаимодействия с общественными объединениями горадминистрации Павел Грищенко. Он же отслеживал, чтобы шествие не превратилось в демонстрацию – с использованием звукоусиливающей аппаратуры и наглядной агитацией. Организаторы заявили, что все претензии к акции при необходимости будут разбираться в суде. Там и обсудили.
Вечером этого дня люди в погонах застали главу горкома КПРФ в футболке и без обуви в подъезде собственного дома и в таком виде доставили в отделение полиции. Причиной задержания указали именно «невозможность составления протокола», в то время как, по словам Анидалова, он неоднократно давал согласие на составление документа, приглашал войти в дом. «К тому же они напали на мою жену. «Запихивая» ее в квартиру, полицейские прищемили ей руку дверью», – продолжает он. Самому коммунисту заломили руки за спину и доставили во Фрунзенский отдел полиции № 6, а затем переправили в Октябрьский райотдел. При задержании коммунист получил травму ноги, и эти повреждения были зафиксированы в бюро судебно-медицинских экспертиз.
ГУ МВД позже обнародовало свой сценарий произошедшего задержания. «14.01.14 г. в 18:45 находившиеся в форменной одежде сотрудники отдела полиции № 6 в составе УМВД РФ по г. Саратову остановили выходящего из квартиры и одетого в верхнюю одежду по сезону (куртка, шапка) гр. Анидалова А. Ю. и предъявили ему свои служебные удостоверения. После чего предложили проследовать в ОВД для составления административного протокола. На данную просьбу А. Ю. Анидалов прореагировал неадекватно, оттолкнул полицейских и попытался скрыться за дверями собственной квартиры. При этом схватил головные уборы сотрудников полиции и бросил их на землю, также порвал зимнюю куртку участковому уполномоченному полиции. А. Ю. Анидалов громко кричал, намеренно бился ногами и руками по перилам, нанося себе телесные повреждения и говоря, что впоследствии в нанесении телесных повреждений он обвинит сотрудников полиции».
На следующий день состоялось судебное разбирательство по делу о неповиновении законным требованиям сотрудников полиции. Адвокаты Александра Анидалова отметили, что для ознакомления с материалами дела было выделено всего 15 минут. «Хотелось бы уточнить, как именно можно оказывать активное сопротивление составлению протокола? Он ведь не вырывал ручку или бумагу у полицейских из рук, правда? Что мешало вам составить протокол в его отсутствие?» – задавали они вопрос стороне обвинения.
Выслушав всех свидетелей, Октябрьский суд постановил, что показания задержанного и его супруги нельзя считать достоверными, так как они противоречат общему объему доказательств, собранных сотрудниками полиции. Анидалову был назначен административный штраф в размере одной тысячи рублей.
16 января началось рассмотрение второго дела, касающееся нарушения порядка проведения митинга. Сторона защиты попросила о переносе слушания, и оно состоялось на день позже, 17 января. Председательствовал на процессе судья Александр Негласон, прославившийся на суде по делу Михаила Шаповалова и украинского слова в повелительном наклонении. Другой переходящий герой этой истории – начальник ОП № 6 Александр Язиков, который снова стал автором протокола о правонарушении. На этот раз Язиков усмотрел нарушение «формата мероприятия». «Раз уж шествие не началось спустя 10 минут от заявленного времени начала санкционированной акции, самого организатора (Бондаренко, секретарь Фрунзенского райкома КПРФ. – Прим. авт.) на месте не оказалось, но Анидалов в этот момент пользовался рупором, я посчитал, что он проводит митинг. Если не ошибаюсь, то Бондаренко появился на месте лишь в 17:15», – сказал Язиков. Начальник отдела взаимодействия с общественными объединениями горадминистрации Павел Грищенко подтвердил нарушение регламента мероприятия.
В свою очередь адвокаты подсудимого отметили, что политик-коммунист не был предупрежден о том, что проведенная КПРФ акция содержит противоправные действия, ни в момент проведения акции, ни по телефону. Адвокат Владимир Самсонов истребовал список сотрудников полиции, участвовавших в обеспечении охраны порядка во время шествия «по факту провоцирования нарушений общественного порядка со стороны правоохранителей», и расшифровку видеозаписей, предоставленных сотрудниками полиции в качестве основного доказательства вины Анидалова. «На видеозаписи зафиксировано, что сотрудники ОП № 6 – фашисты», – категорично выразил свое мнение защитник. Как позже пояснил адвокат, он имел в виду цитату участников шествия, которые кричали об этом.
Рассмотрение дела продолжилось в понедельник, 20 января. Суд признал Александра Анидалова виновным в административном правонарушении, предусмотренном частью 2 и 5 статьи 20.2 КоАП («Нарушение установленного порядка проведения митинга») и приговорил коммуниста к штрафу в размере 5 тысяч рублей. Коммунист обязан заплатить штраф в течение месяца, а обжаловать решение суда он может в течение 10 дней. Сам Александр Анидалов выразил негодование решением суда: если шествие было превращено в пикет, демонстрацию, собрание, в таком случае к ответственности должен быть привлечен неопределенный круг лиц. Он в очередной раз подчеркнул, что на месте событий никаких претензий со стороны полицейских ему высказано не было.
По той же статье обязан явиться во Фрунзенский районный суд Саратова 22 января организатор митинга коммунист Николай Бондаренко. Примечательно, что дело о нарушении закона о митингах в отношении Николая Бондаренко тоже будет рассматривать небезызвестный Александр Негласон.