Страх и ненависть в столице
Есть такой старый хороший японский фильм 1958-го года – «Легенда о Нараяме». Он повествует о том, как в средневековой Японии дети относили своих стариков-родителей умирать на гору Нараяма. Обычай жестокий, но с точки зрения людей того времени необходимый: ртов много, кормить всех нечем, а родители, которым исполнилось 70 лет, уже не в состоянии работать. С первым снегом старший сын возьмет старика на плечи, отнесет на гору, но вернется один, чтобы через какое-то время с ним поступили так же и его дети. Со временем этот обычай ушел, но не исчезла проблема восприятия старых родителей как обузы. На этот и некоторые другие вопросы попытался ответить театр драмы в спектакле с необычайно коротким названием «Ба».
«Ба» поставлен санкт-петербургской командой во главе с режиссером Сергеем Щипициным по одноименной пьесе Юлии Тупикиной, которая была написана в прошлом году и стала победителем международного конкурса Евразия-2013.
История такая: в Москве живут Оля (Дарья Родимова) и Лёша (Григорий Алексеев) – представители так называемого среднего класса. Оля работает в Останкино продюсером ток-шоу, судя по всему, чего-то в духе передач Малаховых. Ее гражданский муж руководит интернет-магазином, который занимается изготовлением печати на футболках. Живут неплохо в материальном плане. Это видно и по очень хорошо и правдоподобно обставленной квартире, воспроизводящей быт достаточно успешных людей: мягкие диваны, стеклянные столики на колесах, чтобы можно было привезти обед в комнату. Правда, в последнее время наступило некоторое напряжение в отношениях сожителей.
И без того хрупкий мир пока еще молодых людей (Алексею – 35, Оле в конце пьесы исполнится 30) полностью рушится с приездом Олиной бабушки – Марии Васильевны, или просто Ба (народная артистка России Людмила Гришина). Мало того что жительница сибирской глубинки не понимает и не хочет понимать реалии современной жизни, так к тому же она еще и активно вмешивается в личную жизнь наших героев. Поначалу кажется, что она несносная и даже глуповатая бабка, потом начинаешь понимать, что, может быть, Мария Васильевна, конечно, и не сахар, но в жизни и в психологии людей достаточно неплохо разбирается. Вскоре она внесет разлад в семейную жизнь внучки, но, как выяснится, оно и к лучшему: Оля найдет себе настоящего мужчину – скульптора Степана (Александр Каспаров).
Спектакль заявлен как комедия, но это только внешняя оболочка. Нет, посмеяться зрителю придется не раз и не два, в основном, конечно, благодаря уморительному персонажу Людмилы Гришиной, мастерски сыгравшей Ба. К ней мы еще вернемся, а пока поговорим о жанре. Комедией спектакль только кажется: все эти наивные провинциализмы Марии Васильевны, конечно, забавляют, но, наблюдая за спектаклем, сразу начинаешь отмечать зарождающуюся драму.
Стоит ли удивляться, что самым главным камнем преткновения в отношениях отцов и детей является не настоящее Оли, непонятное для бабушки, а их общее прошлое. Вернее, то, что их связывает, то есть пропущенное среднее звено: сначала невестка бабушки и мама Оли Вера (надо заметить, что в самой пьесе она не является действующим лицом, в то время как в спектакле сама читает собственное письмо дочери) и сын Марии Васильевны, отец Оли Сергей. Своего эмоционального пика спектакль достигает в конце первого действия, когда Оля, в конец разъяренная бабушкиными рассказами, начинает ей высказывать всё, что она думает и про родину, и про ее жителей, и про саму бабушку, сдавшую собственного сына в сумасшедший дом, из-за того что он был диссидентом.
Вот здесь кроется вторая важная тема – противостояние старого мира и нового. Мария Васильевна – не просто провинциалка, а глубокий «совок» по мировосприятию, не удивлюсь, если яростная сталинистка, но мы этого не знаем. В то время как ее внучка хочет быть современной успешной женщиной («ну вот, нагулялась, теперь поживу буржуазно, тихо»), которой не нужны штампы в паспорте и дети, хотя настоящим чайлдфри является, конечно, не она, а Алексей. Кто из них прав? Да никто.
Оля и Алексей, конечно, представители среднего класса, но никак не «креативного», а прожигающего жизнь на тусовках, вечеринках, попойках. Мария Васильевна – это атавизм, оставшийся умом глубоко в прошлом, и нечего жалеть об этом. Только усилиями замечательной Гришиной бабушка в самом спектакле, в отличие от оригинальной пьесы, не вызывает не то что бы ненависти, а даже простого неприятия: весь спектакль ты только умиляешься ее деревенской наивности и порой глуповатым попыткам повлиять на внучку, что, впрочем, со временем удается сделать.
На самом деле в этом спектакле нет ни одного положительного героя, которому искренне симпатизируешь, разве что Степану. Но и он кажется несколько нереальным и слишком уж идеальным. Даже эпизодический персонаж Тихон (Игорь Игнатов), занимающийся йогой, выглядит более правдоподобно со своими заскоками. Правда, не совсем понятно, зачем он вообще вводится в спектакль, потому что намеченное противостояние его со Степаном за Олю в итоге никак не развивается, и Тихон незаметно сливается с интерьером.
По этой рецензии может сложиться мнение, что спектакль производит негативное впечатление. Ничуть. Несмотря на продолжительность в два с половиной часа с антрактом эта постановка удалась. И дело не только в упомянутой ранее замечательной игре Гришиной, но и в том, что «Ба» действительно сумела соединить комедию с драмой, прошлое с современностью.