Из жизни дворянского общества

Оценить
Вчера, стало быть, был праздник российской печати. Единственный день в году, когда власть делает вид, что любит журналистов, а те в ответ тоже ей улыбаются. Даже праздник какой-то был, почему-то в аграрном университете.

Вчера, стало быть, был праздник российской печати. Единственный день в году, когда власть делает вид, что любит журналистов, а те в ответ тоже ей улыбаются. Даже праздник какой-то был, почему-то в аграрном университете. Но и в такой светлый праздник нашлись журналисты, которых власть не любит – даже в День печати. Потому как именно 13 января стало известно, что главному редактору интернет-газеты «Четвертая власть» Вадиму Рогожину вручили уведомление о подозрении в совершении им преступления по статье части 2 статьи 128.1 «Клевета». Уже второе уведомление, ведь в середине ноября прошлого года ГУ МВД по Саратовской области возбудило против Рогожина уголовное дело по заявлению вице-губернатора Дениса Фадеева.

Очень многие говорят, что после сочинской Олимпиады в России наступят такие политические холода, что все инакомыслящие вымерзнут или сбегут в теплые края. Наша область, которая по некоторым направлениям впереди России всей (фальсификация выборов и т. д.), и тут стартовала раньше всех. Наверное, решили не ждать Олимпиады, достаточно эстафеты олимпийского огня. Которую, кстати, провели в лучших саратовских традициях: «карусели», завешивание бордюров голубой отчего-то тканью и рапорты о единодушном счастье народном.

Многие считают, что дело выеденного яйца не стоит. Да, в статье «Предводители инвалидов смысла» Рогожин назвал вице-губернатора Фадеева «пажом». Конечно же, никакой он не паж. Пажи, как правило, юны, Фадеев же приближается к возрасту зрелости и – по всей видимости – мудрости. Пажи стройны, а Фадеев вполне солидный мужчина, как и подобает вице-губернатору. Получается, если и есть что предъявить Рогожину, так это неточное сравнение. За это вроде бы не судят. Но в уведомлении ГУ МВД, которое, несомненно, написано серьезными людьми, сказано иное. «...Имея умысел, направленный на распространение в отношении Фадеева заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство последнего, осознавая общественную опасность и противоправность своих действий и предвидя для Фадеева неблагоприятные последствия в виде негативного отношения к нему граждан, распространил на сайте «Четвертой власти» статью «Предводители инвалидов смысла».

Что интересно, депутат Государственной думы Николай Панков совсем иначе отнесся к этому спору: «Как правило, чтобы вести речь о клевете, потерпевший должен стать жертвой несправедливого обвинения в совершении уголовных преступлений или в неэтичном поведении. В любом случае должны присутствовать именно порочащие и не соответствующие действительности сведения. В случае с рассматриваемой статьей, к содержанию которой у Дениса Фадеева возникли претензии, следует говорить, на мой взгляд, скорее, о нелестных сравнениях, но никак не о распространении порочащей и ложной информации». Но Панков в той статье назван графом, может, это и вызвало такое снисходительное его отношение.

Латентно обиделся Владимир Писарюк – это такой областной депутат. Ему в рогожинской статье не досталось никакого титула, и вообще упомянут он был единожды. Но он сурово предупредил распоясавшегося писателя: «Где грань, если сегодня написали про вице-губернатора или депутата, а завтра будут писать про любого гражданина? Соответственно, для этого и есть закон». Обратили внимание, как Писарюк провел границу между собой и другими великими с одной стороны и людьми остальными, «любыми», с другой. И впрямь, разве можно равнять?

Последней принесла свою вязанку дров в собираемый костер глава Балашовского района Галина Щербакова. Она тоже считает, что «Четвертая власть» ее оклеветала. В частности, в одной из статей о ней было сказано: «Щербакова превратилась в глазах балашовцев в персонаж, достойный руки русского писателя-сатирика». С «русским писателем-сатириком» мы обычно ассоциируем Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Но вот беда – в его романах не так много женских персонажей. Разве что в «Помпадурах и помпадуршах». Но есть и положительные, например Настасья Ивановна из «Смерти Пазухина». Она, конечно, не без недостатков, но всё же, всё же... Может, журналист ее и подразумевал? К слову, Щербакову журналист называет «владычицей балашовской». Насколько я понимаю, на эти слова Щербакова не обиделась.

Впрочем, всё это фантазии. Реальность гораздо суровей. Как принято в таких делах, статьи Рогожина направят на лингвистическую экспертизу. О том, насколько объективна наша экспертиза из СГУ, много писал другой журналист – Александр Крутов. Суммирую: нисколько она не объективна. Да и потом, у нас в области исход практически любого суда «власть против СМИ» не вызывает сомнений. Шире возьмем: если встречаются в суде обычные «любые» люди и сильные мира сего, тоже всё ясно. Вот недавно бывший зять главного федерального инспектора Марины Алешиной делил через суд имущество со своей бывшей женой. Получил в итоге молодой человек три года лишения свободы и будет знать, с кем тягаться.

Сам Вадим Рогожин тоже не питает особых иллюзий и отлично видит подоплеку своих дел: «Эти два дела окончательно сформировали у меня уверенность, что областная власть избрала уголовное преследование по мнимой клевете как средство политических репрессий в отношении меня. В дальнейшем, если этот метод будет удачно апробирован, его начнут использовать как в отношении «Четвертой власти», так и в отношении других независимых СМИ, жестко критикующих власть».

Так что с прошедшим праздником, коллеги. Как говорится в таких случаях, сушите сухари!

P. S. По заявлению Щербаковой расследования не будет. Зато заявление о клевете в ОМ на себя любимого подал Борис Шинчук.