Глушь мы в сравнении с Пензой
Национальная деревня на Соколовой горе у нас есть. А вот «айтишной» нет и пока не планируется. А в Пензенской области скоро будет. Тамошний губернатор Василий Бочкарев сообщил о проекте «IT-деревни», который реализуют уже к ближайшему сентябрю.
В «деревне» – школе-колледже информационных технологий для старшеклассников – будут обучаться способные школьники из Пензенской области и других регионов РФ. Среди основных направлений обучения – информационные технологии и биотехнологии. Почему мы в Саратовской области о подобном даже мечтать не пробовали?
Начну с того, что в администрации Пензенской области с журналистами общаются почти без участия пресс-службы. «Я же не рассказываю вам какую-то служебную тайну», – ответил пензенский чиновник в ответ на мое недоумение, попросив, правда, не называть его имени в газете. Знал бы этот пензенский источник, что в правительстве Саратовской области без одобрения пресс-службы и без письменного запроса чиновники даже дыхнуть в телефонную трубку боятся.
По словам чиновника пензенского министерства образования, «IT-деревня», несмотря на названные губернатором смелые сроки реализации, на данный момент существует только в проектах – и то пока ещё даже не утверждённых. Разумеется, не известна и сумма планируемых на неё затрат. Есть несколько вариантов исполнения данной задумки, один из которых – организация в регионе отдельного высокотехнологичного кластера. В этом случае созданное учебное заведение будет налаживать взаимодействие с местными работодателями, чтобы понимать, какие специализированные знания пригодятся его будущим выпускникам в работе на территории родной области. Как надеются пензяки, это будет препятствовать оттоку молодого человеческого потенциала в другие регионы.
Идею создания такого образовательного учреждения в Саратовской области мои собеседники воспринимали критически. По словам декана международного факультета прикладных информационных технологий СГТУ Ольги Долининой, если рассматривать «IT-деревню» как некую школу или колледж для одаренных детей, то в СГТУ уже создана детская компьютерная школа для старшеклассников и учеников младших классов. «И вуз для них становится дальнейшей площадкой для совершенствования. То есть в нашем университете такая многоуровневая система подготовки специалистов в области IT давно создана, и я не вижу смысла выносить это в особый проект и отделять от высшего учебного заведения», – пояснила Долинина. По мнению специалиста, смысл будет иметь только создание
«IT-деревни» в виде некоего варианта «мини-силиконовой долины» (как это реализовано в Татарстане), где будут организованы необходимые условия производства высокотехнологичной продукции.
«Сама по себе идея создания профильных школ для одаренных детей уже была опробована и показала неплохие результаты, в том числе и в нашей области: например, физико-математическая школа № 13 (ныне лицей № 1), лицей нелинейных процессов и так далее, – объясняет доцент кафедры биотехнических и медицинских аппаратов и систем СГТУ Геннадий Нечаев. – Однако создание профильных школ должно опираться на комплекс условий. В первую очередь создание таких школ должно согласовываться с потребностями и перспективами промышленного производства. Другой момент, который необходимо учитывать, – это создание технической базы, обеспечивающий необходимый уровень подготовки высококвалифицированных кадров. И третье – привлечение к преподаванию и обучению детей ведущих специалистов по данному направлению. Только такой подход к созданию профильных школ будет оправдан и даст ожидаемые результаты. Но насколько целесообразно использование формы закрытых учебных заведений, нужно еще подумать».