Зона, её охранники и возмутители

Оценить
Уездные хроники в зеркале прессы – казенной и независимой

Нельзя сказать, что Марксовский район – край непуганых бюрократов, но в минувшем году редактор районной газеты носила номер перед подписанием в печать на утверждение в администрацию. И это шло чинно-благородно, входило, так сказать, в добрую традицию.

Знавала марксовская пресса и другие времена. И не только в конце 80-х и 90-х, когда в районной газете шли острые, с участием представителей власти споры сторонников и противников объединения города и района; дискуссия «за» и «против» восстановления немецкой автономии. Несмотря на давление и постоянные интриги, не смогла чиновная рать взять районку под каблук и год назад. Но тогда в редакции «Воложки» работали другие люди. Их «ушли». Теперь в муниципалитете господствует командное отношение к СМИ.

«Цензуру никто не отменял!»

Именно с такой фразы начал марксовский городской голова Юрий Мельничёнок очередное заседание горсовета:

«Областная газета – это интересно, но цензуру никто не отменял!»

Недавно местную чиновничью верхушку потревожила саратовская газета, которая решила регулярно освещать положение дел в Марксовском районе: уж больно муниципалитет занятный и во многом характерный.

Редакция запросила у глав районной представительной и исполнительной власти аккредитацию. Аппаратчики собрания района устроили целый церемониал с утверждением правил и прочими процедурами, от администрации ни ответа, ни привета. Представленный к аккредитации журналист пришел в городской парламент, куда и местные-то не заглядывают. Интересно гостю стало, чего ради парламентское большинство согнало троих своих коллег-справедливороссов в одну комиссию и ни в какие другие не включило. Узнать, почему, скажем, не пустили в члены комиссии по ЖКХ Любовь Чугунову, одну из самых активных в Марксе, так и не удалось: пересматривать составы комиссий на том заседании не стали. Зато сразу проявилось фирменное отношение сегодняшней марксовской власти к прессе.

В зал вошёл голова и с ходу грозно обратился к журналисту с явно непривычным для себя словом «аккредитация»: есть ли она, какое СМИ? На что получил естественный ответ, что аккредитация для присутствия здесь в принципе не нужна. Тогда простодушный голова так прямо и бухнул про цензуру. Которую никто не отменял. Вопреки Конституции, юбилей которой недавно так громко отмечался...

По правилам ФСИНа

Районные начальники не бросались публично столь смелыми заявлениями, как городской, но такое же дремучее отношение к прессе проявилось и у них.

В администрации Олега Тополя просьбу об аккредитации попросту похерили. Чиновники административно-командного склада любят, чтобы о них, как о покойниках, либо хорошо, либо ничего. Прибавки хорошего в районе от своего правления сам Тополь, похоже, не ожидает, потому и закрывается от неподконтрольной ему прессы.

В секретариате собрания под руководством районного идеолога Сергея Баранова прессу вознамерились «не пущать» более изощрённо, держать все появляющиеся в районном информационном поле действующие лица на коротком поводке. Что вполне откровенно проглядывает в «Правилах аккредитации журналистов средств массовой информации на освещение деятельности Собрания Марксовского муниципального района».

Из пяти разделов «Правил» лишь последний, самый краткий, говорит, для чего нужна аккредитация, – для регулярного снабжения журналистов информацией о работе организации. Все остальные разделы давят уловками, требованиями и угрозами санкций к редакции и журналисту.

Самое главное: «решение об аккредитации журналиста принимается Собранием Марксовского муниципального района».

К заявке на аккредитацию марксовские правила прилагают такой перечень документации, какого не требуют ни областное правительство, ни областная дума, – вплоть до копии Устава. Даже фотографий в Марксе полагается сдать три, а не две, как в Саратове (куда нужна третья?).

«Правила» любопытны ещё некоторыми ляпами. И не только такими, как «Подача заявки не в установленные для аккредитации сроки влечет отказа в аккредитации», где из-за топорной переделки наспех торчат ослиные уши противоположного смысла. Но и вот таким символичным по сути: «Журналист лишается аккредитации в случаях... принятия решения... об отстранении от освещения деятельности ФСИН...» (Так вот в чьё досье пойдёт третья фотокарточка!)

Понятно, по бюрократическому обычаю составители марксовских правил, не мудрствуя лукаво, переписали их с каких-то, уже кем-то давно составленных. Но примечательно, откуда взяли образец – из системы колоний и тюрем. Заместитель главы района Сергей Баранов подписал, получается, правила поведения прессы на зоне... Информационной зоне Марксовского района, которую местные администраторы желали бы видеть свободной от свободы слова.

Информация не терпит пустоты

Откровенная подкаблучность муниципальной печати вызывает насмешливое неприятие у городской общественности. Всё минувшее лето в областном медийном пространстве шла массированная критика нового тогда главы районной администрации Андреева, попадая и на страницы федеральных изданий. И только местная газета не проронила ни слова, сообщив лишь о смене глав, когда Андреев ушёл в отставку.

Денис Калков
Денис Калков

Об информационных пустотах муниципальной газеты сказал в своей программе на местном интернет-телерадиоканале директор центра правовой поддержки «СоКа» Денис Калков. В сентябре Дениса избрали депутатом горсовета, тогда он и начал вести свою программу. Формат интернет-телерадиоканала ещё редкость для России, по всей стране едва найдётся пара подобных СМИ, местный предприниматель позаимствовал идею новинки из Италии. Технически весьма перспективное, по содержанию медийное изобретение на уездном уровне поначалу выглядело пустовато, канал наполняли музыкально-развлекательными передачами. Программа «Калкоff Life» придала ей общественное звучание, расширила аудиторию.

В каждом выпуске автор поднимает актуальные для марксовцев темы, которые другие местные медиа обходят стороной.

По району бродит косой десяток сект. И ни одна из властей не скажет марксовскому обывателю, а все ли эти «церкви» законны, не предостережёт от моральных, психических, а то и вполне материальных угроз, которые иные из них несут человеку. Не реагируют право­охранительные органы, не замечает новых проповедников администрация, молчит районная газета, где, очевидно, все власти и должны бы давать оценку гуляющим по муниципалитету сектантам. А у марксовца-инвалида ушла в секту жена, с которой прожили всю жизнь. Он прошёл все местные инстанции, чтобы понять, законно ли увели её «пастыри», и вернуть супругу в семью. Но нигде ничего толком ему не сказали и не помогли.

Только Денис Калков в своей телепрограмме вместе с расстроенным мужчиной попытался разобраться в ситуации и поставил перед властями вопрос об очередном информационном провале, который они обязаны заполнять.

После выхода программы в Маркс выписали из Саратова религиоведа. Он показал в узком кругу фильм о деятельности сект в мире, отчёт с мероприятия напечатала районная газета. Анализ ситуации в Марксе так пока никто и не провёл.

В прошедшем году исполнилось двадцать лет всемирно известной детской цирковой студии «Арт-алле», действующей в Марксе. Рассказывая о ней и показывая её создателя Сергея Соловьёва, камера программы не могла обойти монументальные руины в самом центре города. Это давно заброшенный недострой цирка. Студия Соловьёвых настолько перспективна, что вызвала и появление циркового отделения в здешнем училище искусств, и стройку циркового здания. Средства на строительство исчезли, как в фокусе Копперфильда, а чтобы завершить объект, не находится смельчаков ни в области, ни тем более в районе.

Кроме Интернета, программа транслируется в режиме реального времен по кабельному телеканалу, у которого более десяти тысяч абонентов. Во время передачи работает телефон прямой связи со студией, зрители могут задать вопрос гостю программы и ведущему и тут же получить ответ. Калкову звонят уже не только из города, но и из сёл района. По одному из недавних обращений программа провела целое расследование.

Оказывать степному населению коммунальные услуги уже порядочное время назад вроде бы взялся один предприниматель. Прорех у него хватает во всех видах обслуживания, пожаловались сельчане, а уж вывоз мусора идёт вообще через пень-колоду, зато счета выставляет, будто регулярно убирает, и на всех зарегистрированных, а не фактически проживающих. Калков проехал по сёлам, встретился с жителями, предложил прокомментировать их претензии самого предпринимателя и зама главы администрации по ЖКХ. Программа решила держать тему под контролем.

Нельзя плясать в грязи

Весьма критично прокомментировал «Калкоff Life» благостный отчёт администрации Тополя о социально-экономическом состоянии района. Похвальбу размахом торговли за счёт агрессии сетевых фирм, дающих сущий мизер доходов местному бюджету, мнимое согласие в уездном социуме по договору власти с бутафорскими общественными формированиями, простой районного бассейна, в ремонт которого вложили миллионы, формальную же поддержку малого бизнеса, потуги скрыть рост безработицы, развал производства... Администрация нахмурилась свысока на телеканал: что это там, кто это посмел задеть их, великих? Однако никакого трепета высокое неудовольствие не вызвало, «Калкоff Life» продолжает спорить с чиновным диктатом.

У Калкова жизненная установка на общественную активность. В день двадцатилетия Конституции он договорился провести ещё с двумя депутатами открытый урок в четвёртой марксовской школе. У тех двоих, как бывает, вдруг нашлись более важные неотложные дела, а Денис беседовал со старшеклассниками дольше часа, и они слушали депутата-юриста. Дискуссия шла о формировании гражданской позиции, что называется, с младых ногтей – возраста его собеседников и даже младше.

Ребята вначале скептически оценили возможность своего участия в принятии властью решений об их жизни: молодёжный совет в городе существует формально, не собирался с весны. Но когда Денис рассказал им, как полтора десятка лет назад ученическая организация «Роза ветров» здесь, в четвёртой, повела за собой общественную жизнь, добилась, что с её толковыми инициативами стала считаться не только школьная, но и районная администрация, юные оппоненты задумались.

Тогда Денис Калков шёл в лидерах «Розы ветров», сегодня он участник регионального объединения муниципальных парламентариев «Молодой депутат» и один из самых дельных членов горсовета. Из-за междоусобной схватки предыдущего главы районной администрации Андреева и его противников в Марксовской гордуме образовался внешне довольно пёстрый политический состав. В неё прошло заметное число представителей оппозиционной партии, члены нынешней направляющей и руководящей конкурировали между собой не на партийной, а на клановой основе – антиандреевцы избирались как независимые. Самое важное в результате, наверное, то, что большинство депутатов исходит теперь не из партийных, а из жизненных интересов города. Что проявилось в решении самого важного на данный момент вопроса – принятии бюджета на предстоящий год.

Районная администрация при предыдущем созыве горсовета привыкла полновластно распоряжаться городской казной в консолидированном бюджете муниципалитета. Также привычно спустили городу проект бюджета и на сей раз – проштампуйте, мол, и дело с концом. Но большинство депутатов решительно пожелали разобраться в плане расходования средств. Почему расходы на примитивный парк захотели вдруг поднять в десять раз, с шестисот тысяч до шести миллионов (наметили удобную статью для распила?), а из двадцати предложенных депутатами насущных программ оставили пять?

Райадминистрация пыталась надавить на непослушный горсовет, спекулировала на отношении к статье «Культура», затраты на которую повысила вдвое, переложив целиком с района на город. Но получила твёрдый отпор. Нельзя плясать в грязи, ответили депутаты, культура – это не только песни и танцы, а чистота и благоустроенность прежде всего. В итоге напряжённого анализа потребностей и финансовых возможностей города к пяти первоначально позволенным сверху муниципальным программам его развития добавили ещё тринадцать. Денис Калков рассказал телезрителям подробности бюджетной коллизии между горсоветом и администрацией и пообещал в новом году контролировать в своей передаче исполнение конкретных пунктов намеченных советом планов.