Последнее Рождество Санта-Клауса

Оценить
В Саратове кипят страсти вокруг еще не вполне вакантной должности областного уполномоченного по правам человека

Более чем за месяц до прекращения работы действующего уполномоченного Нины Лукашовой в регионе разразился скандал, связанный с борьбой за этот пост. Член ЛДПР, общественница Светлана Мартынова сообщила, что ее рекомендовал на должность председатель общественной палаты Александр Ландо, но тот утверждает, что ничего подобного не заявлял. Также появилась информация, что на этот пост будет претендовать Борис Шинчук. По вполне объяснимым причинам.

Уходящая натура

28 января 2014 года истекает срок полномочий нынешней областной омбудсвумен Нины Лукашовой. Впервые она была назначена на эту должность в 2004 году, а потом переназначена еще на пять лет в 2009-м. Нина Лукашова стала по счету вторым назначенцем после Александра Ландо с момента формирования института уполномоченных в регионе.

Оценивая итоги десятилетнего труда старшего советника юстиции Нины Лукашовой, эксперты часто говорят о том, что мало слышат о ее делах на посту уполномоченной – то ли вследствие информационной закрытости Нины Федоровны, то ли вследствие отсутствия этих самых дел.

Эколог, член региональной общественной палаты Ольга Пицунова призналась, что в последнее время мало замечает деятельность Лукашовой, указывая на причину: «Возможно, она мало популяризирует свою деятельность, мало работает со СМИ. Точно знаю, что она хорошо делает – организует встречи общественности с правоохранительными органами, из которых сама вышла».

Как проходят подобные встречи, рассказала нашему изданию председатель Союза солдатских матерей Лидия Свиридова:

«Одного из призывников в Балакове признали ограниченно годным к военной службе. С этой категорией годности в армию не призывают. Узнав об ошибке, мама призывника обратилась за помощью к Нине Федоровне Лукашовой. И Нина Федоровна, якобы в защиту прав призывника, направила его дело в областной военкомат. Потом эта мама обратилась к нам в Союз солдатских матерей, и мы начали дезавуацию действий Нины Федоровны Лукашовой».

Такое поведение Лукашовой председатель Союза солдатских матерей объясняет так: «Я далека от мысли, что она не знает закон, – это все-таки прокурорский работник, любой закон она должна знать как «Отче наш». Но думаю, что она в последнее время за изменениями законодательств не следила». Лидия Свиридова говорит, что подобные ситуации, когда после обращения к Лукашовой не происходило никаких действий либо права граждан еще более нарушались, были неоднократны: «Мы уже начали убеждать людей, что вообще не надо к Нине Федоровне обращаться! Она получает зарплату, и пусть себе получает».

Со Свиридовой солидарен лидер движения защиты прав потребителей «Щит потребителя» Александр Журбин: «Мне неоднократно приходилось обращаться к Нине Лукашовой, защищая права наших граждан, и никогда, как бы это мягче сказать, не удавалось найти с ней взаимопонимания».

Лаской властей в последнее время Нина Федоровна тоже не пользовалась. Так, в феврале уходящего года областные парламентарии после ее доклада в стенах областной думы упрекнули женщину в отсутствии конкретики в ее заявлениях. А на своей пресс-конференции незадолго до этого она сказала, что старается не говорить о количественных итогах своей работы – «боюсь сказануть, какая я успешная».

Пожалуй, только родные правоохранительные органы могли компетентно оценить ее работу. Председатель саратовского областного суда Василий Тарасов, отмечая то, как Нина Федоровна защищает права заключенных, сказал: «По сути она Санта-Клаус, она несет добро людям».

Десять лет пролетели как один миг, и Санта-Клаус на посту регионального уполномоченного отметит в наступающем году последнее Рождество.

Яркая натура

С начала предпоследней в году недели в Саратове развернулась настоящая борьба за кресло уполномоченного. Первой о своих претензиях заявила член ЛДПР, общественница Светлана Мартынова. На сайте регионального отделения ЛДПР появилась информация о том, что Светлана Александровна уже заручилась поддержкой коллег по общественной палате и депутатов областной думы, а также направила необходимые документы, заявив об участии в выборах нового уполномоченного.

Во вторник в эфире радиопрограммы «Госдеп» на «Эхо Москвы в Саратове» Светлана Александровна не раз повторила о посылах президента в послании Федеральному Собранию. В них, руководствуясь логикой Мартыновой, можно уловить требование лидера страны от областных депутатов и общественников назначить именно ее на должность регионального омбудсмена. «У нас президент в своем послании и сказал об этом, – передала Мартынова, и добавила: – Именно через такой сектор, как общественная палата, Владимир Владимирович Путин увидит правильные кадровые решения».

«Кто такая Светлана Мартынова?» – спросите вы. И Лидия Свиридова задалась таким же вопросом. «Я 22 года нахожусь на гребне общественной деятельности. Светлана Мартынова – это такая правозащитница, о которой я и мой довольно обширный круг знакомых-правозащитников ни разу не слышали. Она что, работала в подполье?!» – отозвалась лидер Союза солдатских матерей.

Всё объяснимо. Светлана Александровна занимается правозащитной деятельностью не так давно. Правозащитник вырос в ней из председателя классного родительского комитета, который однажды превратился в ярого общественника. И сейчас, когда ей надоело заниматься «просроченными продуктами и неправильно припаркованными автомобилями» («оставим это гражданским активистам»), она обнаружила в себе силы «заниматься более серьезными вопросами» в должности уполномоченного. А в будущем Светлана Александровна даже собирается поговорить о расширении «полномочий уполномоченного».

Целеустремленность Светланы Александровны подтверждена ее карьерными успехами: из кассира в магазине «Минск-Атлант» она выросла до коммерческого директора ООО «Мегапласт», кем и является до сих пор. Да и образование ее располагает к желаемой должности: «Я думаю, что человек в погонах (о Нине Лукашовой. – Прим. авт.) имеет немножко другую психологию. Мне проще, я имею образование по психологии. Эти познания мне помогают для участия в конфликтных ситуациях». Кстати, Светлана окончила педагогический институт по специальности «олигофренопедагог и логопед».

Помимо образования, всеми необходимыми качествами уполномоченного по правам человека она также наделена. «Чисто случайно узнала из уст Александра Соломоновича, что есть такая должность. Узнала, каким он был уполномоченным – достаточно ярким, не боялся вступить в конфликтные ситуации, мог поставить вопрос перед чиновниками. Я по натуре такой же человек. Может быть, поэтому многим не нравится моя яркая позиция и то, что я задаю какие-то неудобные вопросы», – рассказала Светлана Мартынова.

Ольга Пицунова сомневается, что такой человек, как Мартынова, будет удобен власти. По этому поводу беспокойств не должно быть: Светлана Александровна настроена на диалог с властью (и даже уже его заводит, сидя на пленарном заседании гражданского форума рядом с вице-губернатором). «Я больше государственник по своей натуре, то есть мне больше нравиться работать в государственной системе – брать на себя ответственность и нести это бремя. Уполномоченный имеет больше прав, чем члены общественной палаты. Ты можешь двигаться и двигаться, у тебя больше развязаны руки – ты можешь больше сделать полезного для общества, для себя», – поделилась она в эфире радиопрограммы.

На вопрос одного из слушателей, собирается ли претендентка защищать права политзаключенных, та разразилась тирадой: «Что значит «политзаключенные»? Те, кто встал против президента, против граждан? Это неправильная позиция. Нужно сообща решать вопросы, а не стоять с флагами, транспарантами. Я вот член партии ЛДПР, но я не чувствую, что по этому признаку я испытываю какие-то неудобства в губернии. Вот когда скажут, мол, Светлана Александровна, вы нам не нравитесь как член партии или просто как такая яркая натура, тогда я могу сказать, что такой момент есть. По­этому заключенными, чьи права нарушены, нужно заниматься, а политзаключенных у нас нет».

Сразу же в эфире радиопрограммы связались с председателем региональной общественной палаты Александром Ландо, который опроверг заявление Мартыновой о ее выдвижении: «По действующему законодательству кандидатуры на должность уполномоченного от общественной палаты выдвигаются, в случае если возникнет такая необходимость. Но это не обязательное условие. Уполномоченного назначают губернатор, депутаты. Никакого выдвижения от общественной палаты не было, и Светлана Александровна прекрасно об этом знает». Он отметил, что этот вопрос «требует тишины», а «трубить», как сделала Мартынова громким заявлением, не стоило. Что касается самой кандидатуры коллеги, Ландо сообщил: «Я не думаю, что это та натура, которая должна быть рекомендована общественной палатой».

Светлана Александровна отреагировала так: «Это коллизия – когда мы видим послание президента о том, что общественная палата не должна молчать, а должна реагировать и в том числе выбирать человека, с которым она должна работать». Но подчеркнула, что с Александром Соломоновичем у нее полное взаимопонимание, а мелкие расхождения – так это только хорошо для общественной палаты, в которой не должно быть во всем согласных людей. Это и есть гражданская инициатива, о которой говорил в своем послании президент.

Также она сообщила в радиоэфире, что в этот же день, во вторник, после гражданского форума произойдет ее официальное выдвижение от общественной палаты. Опять поторопилась. Ландо предпочел оставить вопрос открытым для обсуждения в палате в течение месяца до окончания срока «годности» нынешнего уполномоченного.

Тем временем Светлана Мартынова пришла в полную боевую готовность и вызывает на дебаты любого, кто претендует на пост омбудсмена. Ей придает уверенности в себе телеграмма самого Владимира Жириновского, который просит губернатора поддержать ее кандидатуру. Будто в благодарность за это Мартынова даже готова приостановить свое членство в партии.

И другие. Или никто?

Между тем взбудораженная общественность предлагает своих кандидатов, а журналисты спрашивают у главных саратовских ньюсмейкеров, кого они хотели бы видеть в столь желанном кресле. Порекомендованный кем-то Дмитрий Аяцков хочет снова видеть на посту омбудсмена Александра Ландо, Ландо в свою очередь поддерживает Бориса Шинчука. Информагентство «Общественное мнение» сообщает со ссылкой на источник в региональной общественной палате, что руководство области собирается перевести Шинчука с должности министра-председателя национальной политики на менее ответственный пост омбудсмена. Причина: московские функционеры намекнули, что отвечать за случившееся летом в Пугачеве должен профильный министр.

На этом посту также хотели бы видеть таких зарекомендовавших себя правозащитников, как Александр Никитин, Ольга Пицунова, Наталья Королькова. А член общественной палаты Владимир Ташпеков сообщил «Газете недели», что поддержал бы любого общественника, потому что «уже само нахождение в общественной палате говорит о том, что этот человек ответственный, трудолюбивый, занят социальными проблемами и обладает общественным признанием». Он уверен, что депутаты областной думы сделают правильный выбор, поскольку «люди они мудрые».

Областной депутат-коммунист Сергей Афанасьев в свою очередь пока не готов сделать выбор в пользу конкретного лица. Он вообще выступает против этой должности – не видит от нее особенной пользы. «Функции институтов уполномоченных по правам человека и ребенка расплывчаты, а реальные их действия не всегда видны», – говорит Афанасьев.

С ним соглашается председатель Союза солдатских матерей Лидия Свиридова: «Несколько лет назад я заявляла о том, что должность уполномоченного по правам человека нужно упразднить. Но меня убеждали, что дело не в должности, что, когда истечет срок полномочий Нины Федоровны, на ее место придет нормальный, «зубастый», совестливый человек. Теперь я эту идею трансформирую так: я считаю, что должность уполномоченного должна быть, но на общественных началах. Вот посмотрим, кто действительно готов работать». По сведениям наших источников, зарплата регионального уполномоченного по правам человека сейчас составляет около 150 тысяч рублей.

Продолжая разговор, Лидия Свиридова говорит, что власти не задумываются о том, из какой сферы деятельности должен быть назначенец: «Почему-то все считают, что кого угодно можно приткнуть на эту должность, лишь бы место не пустовало. Отовсюду могут привести людей – из образования, из культуры, из прокуратур, – но они никогда не были и не станут правозащитниками. Никому ведь не придет в голову поставить учителя к хирургическому столу!»

Лидер движения «Щит потребителя» Александр Журбин формулирует такое требование: «Уполномоченный, на мой взгляд, должен формировать у людей веру в себя и уважение к себе. Если он расскажет, что можно добиться защиты своих прав, люди обретут уверенность в завтрашнем дне. К этому нужно стремиться».