Землю «Красной звезды» предали скопом
Конкурсный управляющий Роман Переплетов продал за семь миллионов рублей земельный участок площадью почти 9 тысяч гектаров неподалеку от Аткарска вместе со зданием конторы площадью 464 кв. м, зданием механической мастерской, площадью 1056,7 кв. м, зерновыми складами, гаражами, машинотракторной станцией, магазином, площадью 214,4 кв. м и еще несколькими объектами на территории учебного хозяйства аграрного университета под названием «Красная звезда». Покупателем этого живого комплекса стало ООО «СибКонтракт» из Горно-Алтайска. Будут или нет теперь пахать землю вблизи села Тургенево, зависит отныне от Муслима Бичуева.
Горноалтайский СибКонтракт не такой уж нам и чужой
Именно этот человек появился в мае нынешнего года в системе СПАРК как стопроцентный хозяин СибКонтракта в Алтайской республике. Уставный капитал ООО, с легкостью победившего всех возможных и невозможных конкурентов в споре за аткарскую землю, составляет всего 10 тысяч рублей. Но несмотря на чисто символический уставный капитал фирмешка эта с историей. Ранее, например, этим горноалтайским СибКонтрактом владела наполовину Наталья Луневич, которая еще раньше хозяйничала в балашовском ООО «Агро-Альянс». Контроль над ним в нашей Саратовской области давно и прочно приписывается московским чеченцам. Наталья Луневич является соучредителем еще одной фирмы под названием ООО «Алькор». В ней вместе с ней там разделяет ответственность за деятельность другой совладелец по имени Абубакаров Магомед. И вот эта фирма «Алькор» уже прописана в городе Саратове. По адресу ул. Большая Затонская, д. 19/21.
Так что позвольте уж предположить, что горно-алтайский СибКонтракт не такой нам и чужой. Да и с другой стороны, ну как бы мог чужой победить на открытых электронных торгах закрытого типа, которые устроил 26 ноября 2013 года конкурсный управляющий Роман Переплетов? Закрытый порядок подразумевает, что никто из конкурентов не видит цены предыдущего участника и побеждает, так сказать, вслепую.
Горно-алтайский участник аукциона с саратовскими корнями последним подал свое предложение, перебив на 126 тысяч рублей предыдущее. Оно поступило в тот же день от индивидуального предпринимателя Щербаковой Ирины из Нижнего Новгорода. Зачем иногородней Ирине Олеговне 9 тысяч гектаров аткарской сельхозземли, могу только предполагать. Например, она может обладать невероятным бизнес-чутьем – и тогда решила вложить свои лишние миллионы в недооцененную землю, чтобы потом хорошо перепродать участок. (За него окрестные крестьяне и сейчас готовы выложить реальную цену в 20 миллионов рублей.) Вторым предположением выдвину совершенно «беспонтовое»: Ирина Олеговна может быть подставным покупателем от Романа Переплетова. Прослойкой такой между первым и последним участником торгов.
С одной стороны, подобный приглашенный покупатель дает первому заявителю иллюзию справедливости. С другой – активизирует последнего покупателя, чтобы тот наверняка заполучил обещанную землю. В том, что земля «Красной звезды» была обещана либо Бичуеву, либо Абубакарову, либо их вышестоящему руководству заранее, не сомневаюсь ни одной минуты с осени 2012 года. Местные жители, с системой СПАРК не знакомые, не скрывали своих тревог из-за того, что землю вблизи села Тургенево продадут «туркам», так же как и соседний клин рядом с селом Елизаветино. И все последующие события эти домыслы только подтверждали.
Я не следователь, и мне самые уж вышестоящие московские головы, указывающие, какую землю в Саратовской области скупить, не известны. Но в упрек уже могу поставить бывшему руководителю аткарского управления МВД Александру Гончарову его ложь. Он не уставал окорачивать жителей села Тургенево за их предубеждение против кавказских интересантов сельхозземлями. Поправлял снова и снова, что интересанты такие же граждане России, как и они. Но я совершенно не удивлюсь, если когда-нибудь обнаружится, что к скупке земли в Аткарском, Балашовском, Екатериновском и других районах области, имеет отношение ООО «Международная корпорация инвестиций» с юридическим адресом в городе Москве в переулке Тверской-Ямской. А вот уже ее главным совладельцем являются иностранцы, в лице кипрской компании «Аденал Энтерпрайзес Лимитед».
Другой хозяин – некий Андрей Галочка, он же генеральный директор Международной корпорации инвестиций (МКИ). Эта МКИ участвовала (а может, и сейчас участвует) в капитале ООО «МС-Холдинг» из города Горно-Алтайск. Буквально в октябре нынешнего года была практически его матерью. А отцом с одним процентом доли уставного капитала был Андрей Галочка. А раньше-то этой алтайской фирмой, очень нужной Международной корпорации инвестиций, владел Магомед Абубакаров с фирмой «Алькор», прописанной в Саратове.
И у МКИ, и у МС-Холдинга, и даже у СибКонтракта очень разнообразные направления деятельности. Но самыми интересными кажутся «аренда железнодорожного транспорта» у МКИ, «Деятельность железнодорожного транспорта» у МС-Холдинга и СибКонтракта. И интересны они потому, что Андрей Витальевич Галочка, прямо или косвенно, но давно и по-всякому связанный с ними, является первым заместителем генерального директора Объединенной транспортной компании (ОТК), которая значится крупным частным оператором на рынке транспортных услуг России, стран СНГ и Балтии и специализируется на рынке железнодорожных перевозок нефтехимии.
Может быть, и сын Абрамовича к нам не просто так?
Руководство Аткарского района и руководство Саратовской области совершенно не смущались такими замысловатыми связями таких разных людей и их таким настойчивым интересом к аткарской земле. А вдруг все эти люди хотят там построить нефтеперерабатывающий завод? По крайней мере у Андрея Галочки опыт владения таким заводом в Белгородской области, по данным системы СПАРК, есть. Недавно вот стал известен интерес Романа Абрамовича к нефтяным запасам на территории области. Его сын купил здесь в конце года доступ к залежам. Но если в Аткарске действительно планируется строительство НПЗ, то прекрасные сельхозземли будут навсегда выведены из оборота и загублены. Предполагает такое развитие событий наше региональное начальство, когда делает всё, чтобы сопроводить сделку и обеспечить ей административное прикрытие с лета 2012 года?
Почему и в чьих интересах на самом деле творится беспощадный милицейский и судебный беспредел, связанный с аткарскими землями, мы узнаем только в том случае, если в ГУ МВД по Саратовской области придут работать настоящие профессиональные следователи. Пока их там нет. Или мне с ними не везет.
Три попытки поверить в Сергея Аренина
Два раза – осенью 2012 и в январе 2013 года – я пыталась с помощью полицейских начальников остановить разорение сельхозпроизводителей, которые живут рядом с полями близ Аткарска. Конкурсный управляющий пригнал в те поля бригаду, которая, отогнав выстрелами из пистолетов местных комбайнеров, убрала чужой урожай стоимостью пару десятков миллионов рублей. Два раза мне ответили из полицейского ведомства, что всё на самом деле прекрасно и никаких нарушений закона нет.
Когда нынешней осенью я в третий раз пришла в ведомство Сергея Аренина с просьбой возбудить уголовное дело против Романа Переплетова и начала говорить о большом коррупционном деле, в котором замешаны и налоговая служба, и Росимущество, и их московское начальство, люди в погонах посмотрели на меня с глубоким сожалением. Дальше пропускного пункта в парадном подъезде на улице Соколовой не пустили. Выдали талон, забрали заявление. Уложившись в месячный срок, прислали ответ из управления экономической безопасности и противодействия коррупции. В нем было сказано, что заявление рассмотрено, изучены материалы предыдущих проверок, «составлен план и даны конкретные указания по проведению дальнейших проверочных мероприятий», и ход их исполнения контролируется руководством ГУ МВД России по Саратовской области. А еще заместитель начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции, подписавший письмо, уведомлял меня о том, что результаты проверки мне нужно ждать не от него, а из... аткарского отделения МВД России.
Прошел еще месяц, и из Аткарска мне не пришло ни привета, ни ответа. Третий месяц молчит и аткарская районная администрация, которой я в форме редакционного запроса задала несколько неприятных вопросов. Например, спросила о том, почему муниципальные власти сквозь пальцы смотрели в этом году на то, как конкурсный управляющий Роман Переплетов сначала убрал урожай озимой ржи, посеянной не им, а потом засадил всю приготовленную не им землю семенами подсолнечника и тоже убрал и продал урожай, а деньги положил в свой карман. Не сам, конечно, убрал. Откуда у конкурсного управляющего крестьянские таланты? Нанял окрестных фермеров, у которых кишка оказалась тонка ему сопротивляться.
Подчинившись предложенным Переплетовым условиям, они теперь всю жизнь будут давиться водкой, если вспомнят об этом. Потому что оказались фермеры Владимир Шелекета, Михаил Малашенко, Муслим Расулалаев, Сергей Мытаркин предателями. Сначала подписали конкурсному фиктивные акты и договоры, из которых следует, что в 2012 году на полях недалеко от Аткарска урожайность подсолнечника не превышала пяти центнеров с гектара. А в 2013 году, прикрыв задницу конкурсному, и вовсе пошли убирать урожай, заложенный бригадой из ООО «Тургеневский». И вот теперь все эти люди, долго прожившие бок о бок, не очень радостно ходят по одним улицам одного села Тургенево, стараясь не встречаться друг с другом. Потому что своими малодушными поступками взяли, да и перечеркнули привычную жизнь зажиточного села в Аткарском районе. Не только они, конечно.
То ли коррупционеры, то ли трусы
Процедуру банкротства учебно-опытного хозяйства саратовского аграрного университета «Красная звезда» налоговая инспекция начала в 2005 году с одобрения тогдашнего главного налогового начальника Анатолия Сердюкова. Были у налоговиков претензии на 20 миллионов рублей. Но я почему-то желаю, чтобы за новогодним столом 2014 года глубоко икнулось не ему, а здешним руководящим кадрам. Руководителю территориального управления федеральной антимонопольной службы, например.
Уважаемые члены комиссии под председательством Николая Ремезова рассматривали мою просьбу остановить торги, потому что они проводились с нарушениями конкурентных условий. И Николай Иванович сначала повел себя очень даже по-государственному. Наказал устроителям торгов принести в здание на улице Вольской большой перечень документов и всем своим видом показывал, что спросит с них строго, если что не так. А через несколько дней пришли мальчики-девочки юристы от Переплетова и сказали Николаю Ивановичу и уважаемым членам комиссии, что никаких документов они не принесли, потому что не принесли. И председательствующий начальник уважаемого ведомства проглотил эту их наглость, улыбнулся им, а мне в остановке торгов отказал. Сейчас я обжалую этот его отказ.
Судья Двенадцатого арбитражного апелляционного суда Надежда Пригарова, красавица-супруга заместителя прокурора города Саратова Андрея Пригарова, тоже могла бы развернуть это аткарское дело вспять, когда рассматривала апелляцию кредиторов на решение судьи арбитражного суда Саратовской области Елены Шкуновой. Та постановила не признавать «Красную звезду» сельскохозяйственной организацией. И Надежда Николаевна (председательствующая в судебном составе) тоже от имени Российской Федерации постановила считать аткарское учебно-опытное хозяйство, где несколько десятилетий пахали, сеяли, доили коров, далеким от сельхоздеятельности предприятием. Случись по-другому, в первую очередь на покупку земли и сельхознедвижимости могли бы претендовать хозяйства Аткарского района, соседствующие с «Красной звездой», а не условные горно-алтайские бизнесмены.
Начальник налоговой службы в Саратовской области Виктор Козельский мог бы получить весной нынешнего года 20 с лишним миллионов рублей в бюджет и работающее на 9 тысячах гектаров сельхозпроизводство с налогами и хорошей отчетностью. Но он одобрил совершенно иную позицию в судах, приказав отказаться от мирового соглашения, закрывающего бюджетные и иные долги. Значит, и он теперь отвечает за акт продажи земли за 7 млн рублей вместо 20 как минимум.
На самом деле продавали не землю, а право аренды на 49 лет. Земля эта так и осталась федеральной. Но даже оформлять ее в аренду на имя конкурсного управляющего Романа Переплетова для последующей перепродажи этого права территориальное управление Роисмущества было нарушением. О такой позиции еще в конце лета прошлого года говорилось в директивных документах из московского офиса Росимущества. И именно такую позицию – не оформлять государственную землю предприятию в стадии банкротства – территориальное управление и отстаивало поначалу в судах. Но потом резко сдалось. И теперь руководитель этого управления Вячеслав Дьяконов навсегда взял на себя ответственность за последующие действия СибКонтракта на 9 тысячах га госземли и за их последствия типа исхода жителей из окрестных населенных пунктов.
Если села вокруг Аткарска опустеют, рвать на себе волосы по идее должен заместитель председателя саратовского правительства по сельхозчасти Александр Соловьев. Ведь это в его кабинете было дано добро на всё случившееся. Меня на то сентябрьское судьбоопределительное совещание не пустили.
Губернатор Валерий Радаев тоже был в курсе всех событий. И много еще людей в нашей области – больших и маленьких начальников – предпочли закрыть глаза на происходящее то ли из-за жадности к деньгам, которые им положили в личный карман, то ли из-за окрика сверху, которого уж очень страшно ослушаться. Ну, вот теперь бог им судья за сделанное и несделанное.