Интернет-торговлю загоняют в жесткие рамки

Оценить
Государство теснит онлайн-коммерцию, чтобы на ней же и заработать

Российское правительство добралось до «наведения порядка» в сфере интернет-торговли. Внести изменения в налоговое и таможенное законодательство по поводу онлайн-покупок планируется уже в начале 2014 года. А всё потому, что, по мнению некоторых федеральных чиновников, интернет-торговля приобрела уже настолько большие масштабы, что нуждается в дополнительном регулировании.

Регулирование по-российски означает сокращение веса посылок, снижение беспошлинного барьера с 1000 евро до 150 и ограничение на осуществление покупки в интернет-магазинах до одного раза в месяц – так сказать, «одна штука в одни руки»... Но в такие жёсткие рамки загоняют пока только международный интернет-шопинг.

Уравнивать, но очень аккуратно

В своём декабрьском послании Федеральному Собранию Владимир Путин, говоря о революционных перспективах в развитии строительства недорогого и качественного жилья, заявил вдруг, что «по инициативе фискальных органов правительство готовит предложения по упорядочению интернет-торговли», чтобы «и это тоже могло бы стать одним из источников средств для развития инженерной инфраструктуры». Фраза, брошенная как бы вскользь, для всех стала неожиданностью и всерьёз переполошила и интернет-ретейлеров, и любителей онлайн-покупок. Все тут же принялись гадать, какие такие меры готовятся в правительстве и что, собственно, не так с российской интернет-торговлей.

После выступления президента его помощник по экономическим вопросам Андрей Белоусов попытался объяснить, что имел в виду большой босс. По словам чиновника, речь идёт не об ужесточении, а о выравнивании условий для интернет-торговли и торговли обычной, что называется, офлайновой.

«В настоящее время интернет-торговля облагается как обычные покупки физических лиц. А у нас есть очень крупные центры, которые сложились и успешно развиваются, и здесь по сути дела происходит неравная конкуренция. Те, кто работает в интернет-торговле, почти не платят пошлин. Я имею в виду таможенные пошлины. Они практически не платят НДС. Это не совсем справедливо», – отмечает помощник президента. При этом он несколько раз подчеркнул, что вопрос по изменению налогообложения в интернет-торговле должен решаться очень и очень аккуратно.

По словам Белоусова, услугами интернет-магазинов пользуются сотни тысяч людей, поэтому «очень аккуратно здесь надо всё просчитывать и двигаться по принципу не семь даже раз, а 15 раз отмерить и один раз отрезать».

Ни ясности, ни спокойствия заинтересованной части общества это объяснение не принесло: и НДС российские интернет-магазины вроде платят, и таможенные пошлины при необходимости тоже... Наконец выяснилось, что речь идёт не обо всей интернет-торговле, а только о тех покупках, что делают россияне через Сеть в зарубежных магазинах. Во всяком случае пока целью государственного регулирования является эта область электронной коммерции.

Рунет впереди России

Темпы роста экономики Рунета значительно опережают темпы роста экономики России в целом.

По прогнозам экспертов, объём российского рынка интернет-продаж к 2015 году вырастет до 36 млрд долларов (с 12 млрд долларов в 2012 году), достигнув 4,5% от всех розничных продаж. И хотя цифры эти скорее условные, так как часть объёма интернет-торговли скрыта от фискальных органов, да и учётом товаров, продаваемых через Интернет, никто не занимается, но динамику роста, тем не менее, по ним проследить можно.

Кроме того, эксперты-экономисты отмечают и ежегодный прирост пользователей Сети среди российского населения. Уже к 2016 году число взрослых пользователей интернет-сети может составить 88 миллионов человек.

Всё дело в дешёвой загранице

Российские налоговики и таможенники обеспокоены активностью западных игроков на быстро развивающемся российском интернет-рынке. Темпы роста экономики Рунета вызвали естественный интерес у зарубежных гигантов интернет-торговли. Не так давно в России начал обосновываться интернет-аукцион eBay. Говорят, что его примеру собирается последовать и безусловный лидер американского торгового интернет-сервиса Amazon.

Эксперты отмечают, что именно эти и аналогичные им аукционные площадки создают главную головную боль для нашей налоговой и таможенной службы. Дело в том, что зачастую покупки в Интернете обходятся потребителю дешевле розницы. Правда, если дело касается российской интернет-торговли, то итоговая разница может оказаться несущественной или её вообще может не быть. Потому что отечественные интернет-магазины добирают деньги со своих покупателей за счёт оплаты доставки товаров на дом. И единственным преимуществом в этом случае остаётся возможность совершать покупки, не выходя из дома.

Однако онлайн-покупки в зарубежных интернет-магазинах для россиян в большинстве случаев действительно оказываются очень выгодными. В первую очередь за счёт отсутствия необходимости оплачивать включенный в стоимость товара на российском интернет-рынке НДС. Основные расходы при онлайн-покупке в зарубежном магазине – это оплата посылки, что само по себе совсем не дорого. Во многом именно поэтому покупки за рубежом через Сеть пользуются большой популярностью у россиян. Если верить статистике, около 80 процентов почтовых отправлений – это как раз покупки, сделанные в зарубежных интернет-магазинах.

В основном российские граждане заказывают в США, Китае и Германии. По подсчётам аналитиков, годовой объем сделок между США и Россией в сфере электронной коммерции составляет примерно миллиард долларов. По данным ЦБ РФ, за девять месяцев 2013 года российские граждане оплатили за рубежом товары на сумму 2,67 млрд долларов, за весь 2012 год – на 3,36 млрд долларов. То есть, как отмечают эксперты, причины для недовольства есть как у российских интернет-ретейлеров, так и у государства, до сих пор молчаливо взиравшего на упущенную прибыль.

Чтоб ни одна копейка мимо не пролетела

Весь 2013 год глава федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов на всех уровнях говорил о необходимости упорядочения интернет-торговли и миллиардных потерях бюджета. Андрей Юрьевич убеждён сам и убеждает других, что «под видом посылок бизнес стал пересылать товарные партии». Он думает, что в этой схеме задействованы подставные лица и потому большие деньги уходят в «теневой» сектор.

Глава ФТС отмечает, в частности, что «гигантские объёмы» поставок товаров, приобретённых россиянами в зарубежных интернет-магазинах, затрудняют работу почты и мешают простым людям получать посылки вовремя. Но больше всего Бельянинова расстраивает, конечно, тот факт, что, пользуясь почтовой пересылкой, «ушлые коммерсанты» фактически уклоняются от уплаты таможенных пошлин, обязательных при транспортировке товаров традиционными способами.

Собственно, поэтому и возникла идея ввести ограничения на почтовую доставку посылок, отправляемых зарубежными интернет-магазинами, чтобы пользоваться ею стало невыгодно.

Идею о том, каким образом ограничить объём посылок из-за границы, подкинула российская Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Там посчитали, что средний чек большинства россиян при покупке в интернет-магазине не превышает 150 евро. Эта цифра и легла в основу практически всех последующих официальных заявлений чиновников разных уровней о необходимости снизить стоимость необлагаемой пошлинами покупки товара через Интернет до 150 евро. (Сейчас граждане России должны платить таможенные пошлины в размере 30 процентов таможенной стоимости в том случае, когда стоимость содержимого посылки для одного человека превышает 1000 евро, и не менее четыре евро за килограмм, если за месяц одним лицом получены посылки общим весом более 31 кг.)

Буквально на минувшей неделе стало известно, что предложение о снижении беспошлинного порога поддерживают минфин и мин­экономразвития РФ.

«Пока идет оживленная дискуссия не только о величинах, которые теперь, наверное, будут измеряться сотнями евро, а не тысячей евро, но и о принципах администрирования. Но то, что от тысячи надо двигаться вниз, вы мне поверьте – двигаться надо», – отметил заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев. По его словам, нерешённых в этой области вопросов ещё много. Например, пока не ясно, каким будет механизм контроля и борьбы с серыми схемами. Кроме того, нет решения о том, следует ли распространить сниженный беспошлинный порог на все три страны Таможенного союза или следует ограничиться только Россией.

Помимо снижения беспошлинного порога где-то в коридорах ФТС родилась идея о том, что и количество онлайн-покупок в зарубежных интернет-магазинах тоже надо резко ограничить. Например, до одной в месяц на каждого. Это предложение кажется совсем уж фантастическим и всерьёз пока нигде не обсуждается. Эксперты отмечают, что такая мера, будь она принята, нарушила бы права российского человека, в том числе и конституционные. Но, видимо, таможенная служба опасается, что получатели посылок из-за рубежа будут дробить товарные партии, чтобы уйти от налогообложения, предполагают эксперты.

Не боятся, но протестуют

Нам не удалось найти предпринимателей, работающих в сфере интернет-торговли, которых бы напугало предстоящее ужесточение условий работы с зарубежными магазинами. Практически все опрошенные нами представители электронной коммерции заявили, что они не закупают свой товар в интернет-магазинах других стран и не занимаются поставками товара для других оттуда, поэтому им опасаться нечего. Пострадать могут, по их мнению, граждане, которые активно пользуются услугами зарубежных интернет-магазинов для себя лично.

Среди населения действительно есть недовольные. И они открыто собирают подписи, выражая свой протест против введения дополнительных налогов на покупки в иностранных интернет-магазинах и снижения таможенного лимита в тысячу евро. Чтобы на этот протест должным образом отреагировали в федеральном правительстве, недовольных (и их подписей) должно набраться не менее 100 тысяч. Но пока под протестом подписалась 21,5 тысяча человек.

 


[кстати сказать]

Экспертное мнение про глупые слухи

Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли, считает, что заявление о грядущем «упорядочении» интернет-торговли спровоцировано призывами «что-то исправить» в этой сфере экономического пространства, которые чаще всего исходят от крупных игроков в офлайн-торговле. Торговые сети, открывшие свои интернет-магазины, столкнулись с жесточайшей конкуренцией со стороны классических онлайн-магазинов. Лишь для немногих офлайновых торговых сетей выход в онлайн оказался рентабельным.

По словам Иванова, вопреки заявлениям и убеждённости некоторых российских чиновников в федеральных органах власти, никаких особых преимуществ онлайн-торговли перед офлайн-магазинами нет. «Есть некое конкурентное преимущество: «правильные» интернет-магазины торгуют со склада, не владея офлайновыми площадями. Поэтому их расходы ниже, чем траты традиционных магазинов, которые оплачивают аренду торговых площадей, персонал и сопутствующие расходы, – объясняет он. – Но это преимущество не искусственного характера, и пытаться здесь что-либо исправить – это разрушить рынок. Справедливости ради отмечу, что у офлайн-ретейлеров есть собственные конкурентные преимущества перед интернет-торговлей, так что баланс здесь вполне соблюдён».

Как считает Иванов, именно офлайн-магазины, столкнувшись с непривычными для себя условиями работы в электронной коммерции, а также с высокой конкуренцией на этом рынке, породили слухи о «сером», а то и «чёрном» рынке, который якобы существует в онлайн-торговле и с которым государству якобы необходимо бороться.