Мудрости Гюльбалаева хватит на всех

Оценить
Многонациональный коллектив – достоинство завода

Когда у завода «Нефтемаш» появилось собственное общежитие, руководство стало отбирать кадры из абитуриентов и студентов учебных заведений Саратова. Среди них было немало приезжих из других республик Советского Союза...

Рано утром, на следующий день после землетрясения 1988 года в Армении, директору «Нефтемаша» Федору Шимчуку (ныне председателю совета директоров ОАО «Нефтемаш»-Сапкон) сообщили, что азербайджанцы затеяли что-то непонятное, в первом цеху проводят митинг. Федор Станиславович сразу помчался туда и всё выяснил: «Партийные руководители только через три дня после трагедии отдали распоряжение высылать помощь в Спитак. А работавшие на заводе азербайджанцы организовали сбор денег, вещей и уже через день отправились вместе с этим грузом в Армению...»

В годы перестройки на «Нефтемаше» трудились и мирно сосуществовали 900 работников 17 национальностей: русские, татары, украинцы, белорусы, азербайджанцы, армяне, представители множества малых наций Кавказа. Смешанные семьи и никаких межнациональных конфликтов – это норма для завода и теперь. 5 января 2014 года один из уважаемых сотрудников предприятия, приехавший 42 года назад в Саратов из Дагестана, Пахрудин Гюльбалаев отметит 65-летний юбилей.

Три товарища

На «Нефтемаше» Гюльбалаева все называют Рудольфом Александровичем или, еще проще, Рудиком. После окончания средней школы он работал пионервожатым в совхозе Геджух Дербентского района в Дагестане, подрабатывал и на строительных объектах. Вскоре новобранца Гюльбалаева направили служить в авиационную часть в Саратов. Там его ответственность и организаторские способности заметили, избрали секретарем комсомольской организации батальона. Пахрудин был награжден медалью «За воинскую доблесть». Иногда курсантов направляли помогать на завод «Нефтемаш», поэтому предприятие Гюльбалаеву было знакомо...

После окончания службы в 1970 году Пахрудин вместе со своими товарищами Габибулой Галимовым и Вячеславом Джабаровым снова отправились в Саратов, где много техникумов, институтов и заводов. «Саратовнефтемаш» принял их в насосный цех учениками токаря. Ребята оказались старательными и надежными, профессию освоили быстро, выполняя план, делали качественные детали из специальных сплавов к насосам для перекачки кислоты и нефтепродуктов, не отказывались ни от какой работы – редкое качество для современных молодых людей.

Габибула Галимов и его жена Ольга и сейчас работают на предприятии. Об их династии, общий стаж которой достиг в этом году 180 лет, «Газета недели» уже писала (№ 43 от 26.11.2013 г.). Постигая азы ремесла, друзья двигались дальше. Вячеслав Джабаров, обучаясь на вечернем отделении института механизации сельского хозяйства, работал в бухгалтерии завода, затем стал начальником финансово-сбытового отдела. Позднее он ушел переводом на завод «Серп и молот» на должность заместителя директора. А Пахрудин Гюльбалаев сначала поступил на вечернее отделение строительного техникума. Когда учился на 4-м курсе, его назначили мастером тарно-строительного участка «Нефтемаша». Позже он заочно окончил факультет промышленно-гражданского строительства Саратовского политехнического института.

Символично, что у этих трех друзей, приехавших из одного района одной республики, разные национальности. Мать Пахрудина – кумычка, отец – турок. Габибула Галимов – рутулец. У Вячеслава Джабарова мать – русская, отец – лезгин. Общим для всех стал русский язык. С ранних лет Пахрудин был способным и усидчивым, по чистописанию в русской школе получал отличные оценки. Преподаватель в техникуме отмечала его хорошее знание русского языка.

Увидев документ, написанный рукой Пахрудина Шихмирзаевича, я заметила, что почерк его очень разборчивый, ясный, аккуратный, как и он сам, спокойный, доброжелательный, прямой, открытый, эмоционально сдержанный. Перед подписью были выведены слова: «С глубоким уважением...» Именно так, с глубоким уважением, добром и любовью он относится ко всем его окружающим людям.

Сделает даже больше, чем обещал

Рудольф Гюльбалаев уверенно и спокойно справится с любой работой
Рудольф Гюльбалаев уверенно и спокойно справится
с любой работой

В 1977 году Рудольф Александрович стал начальником строительного участка. В подчинении у него было 70 человек: подсобные рабочие, каменщики, штукатуры, сантехники, плиточники, маляры, сварщики, бетонщики. В его большое хозяйство входили производственные территории, турбаза, детский сад, начиналось строительство нового корпуса завода. Из райкома партии звонили – Гюльбалаев отправлял работников на строительство очистных сооружений в Заводском районе. Обязательно ежегодно перед заездом детей приводили в порядок пионерлагерь «Штурм» в Новобурасском районе, за 120 км от Саратова.

Нужно было поддерживать в нормальном состоянии закрепленные за «Нефтемашем» улицы, частные секторы, дороги, строили теплицы, свинарники для подшефного колхоза. Кроме жилых домов, общежитий, совместно с двумя другими заводами возводили свою ведомственную поликлинику, профилакторий, где сами же и лечились, принимали процедуры.

Ситуации на строительстве объектов возникали самые разные, Рудольф Александрович всегда находил взвешенный, разумный подход. Когда завод собирался строить общежитие и отселял людей из частного сектора, одна семья не хотела переезжать в трехкомнатную квартиру. Воинственно настроенный хозяин дома ударил обухом топора пытавшегося договориться с ним Рудольфа Александровича. Чтобы усмирить мужчину, решено было выполнить его условия, построить дом точно такой же планировки со всеми хозяйственными объектами в Поливановке. Не дав волю своим эмоциям, Гюльбалаев отнесся к этому вопросу внимательно, лично контролировал строительство дома, к тому же провел туда еще и водопровод.

– Рудольф Александрович всегда сохраняет чувство собственного достоинства, – говорит главный бухгалтер завода Ольга Дьяконова. – Он делает даже больше, чем обещает, а потом обоснует, почему, и в результате окажется прав. Это, скорее, национальная черта – не отказать в просьбе. Если ситуация того требует, Рудольф Александрович выполняет обязанности других специалистов со всей личной ответственностью. Гюльбалаев – необыкновенно добрый человек. Он гордится своей верой. В свои праздники может угощать, дарить подарки и с огромным уважением относится к вере других людей нашего многонационального предприятия.

Многочисленные грамоты, благодарности, уважение и авторитет у сотрудников предприятия Гюльбалаев заслужил стремлением понять каждого, своим личным примером. Никто не припомнит, чтобы Рудик повышал голос.

– В первый день, когда меня назначили мастером, на стройку дома привезли раствор, – вспоминает Рудольф Александрович. – Рабочий день подходил к концу. Нужно было занести раствор в обогреваемое помещение, иначе он замерз бы – зима на улице. Рабочие не захотели это делать и ушли переодеваться. Людей, которыми мне нужно было руководить, я знал, но некоторые из них мне годились в отцы. Я решил: пусть всю ночь буду здесь находиться, но раствор перетаскаю. Смотрю: ребята стали возвращаться.

Сейчас Гюльбалаев руководит складами и всеми работами по разгрузке, погрузке готовой продукции и отправке ее заказчикам. Опыт, накопленные знания в строительной, транспортной и других смежных с ними отраслях дают ему профессиональную уверенность в себе, он выполнит любую работу. Глазомер Рудольфа Александровича с ходу позволяет ему определить, какое устройство надо использовать, чтобы провезти через ворота и установить на нужное место огромный станок. Необходимо обрезать ветки деревьев над трамвайными путями или в подшефном детском саду – Гюльбалаев всегда готов, и никакого мусора, беспорядка ни он, ни его подчиненные после себя не оставят.

– Если мне делают замечание, ночью не сплю, – признается Рудольф Александрович. – Переживаю: значит, где-то я не доработал.

Семья и работа – для счастья нужно немного

Первоклассный повар Татьяна Гафарова готовит с любовью и с учетом вкусов и диет малышей
Первоклассный повар Татьяна Гафарова готовит
с любовью и с учетом вкусов и диет малышей

Завод для Гюльбалаева – настоящий второй дом, но у него еще и прекрасная большая семья, члены которой в разные годы трудились на «Нефтемаше». Первая жена Рудольфа Александровича Мария Пыркова проработала шлифовщицей на заводе семь лет. Она умерла, оставив Гюльбалаева с двумя дочками, неродной ему 12-летней Таней и 3-летней Отжаной. Он не отправил падчерицу к родственникам, а продолжал воспитывать обеих сестер. Когда Татьяна выросла и получила профессию повара, отец помог ей устроиться на работу в заводской детский сад, где она кормит малышей уже 21 год.

Во второй раз Гюльбалаев женился на даргинке Хамисе. Она проработала на «Нефтемаше» нормировщицей три года. У Гюльбалаевых родились еще два сына и дочь. Старший сын Рудольфа Александровича посвятил заводу тоже три года. Младший только окончил юридическую академию, а младшая дочь учится в 10-м классе. Собирается связать свою жизнь с медициной. Не желая обременять отца, она планирует так же, как и он в юности, одновременно и учиться, и работать. Двоюродный брат Гюльбалаева Чингисхан трудился в цехе товаров народного потребления 15 лет до самого его закрытия. Стаж самого Рудольфа Александровича – 42 года. Итого общий стаж семьи Гюльбалаевых на «Нефтемаше» составляет 94 года. Кто знает, возможно, династию продолжат два подрастающих внука, которые посещали детский сад, построенный их дедушкой.

– Рудольф Александрович – очень обязательный человек, – рассказывает заведующая детским садом «Светлячок» Наталия Дружинина. – Он привел к нам старшую дочь Татьяну. Она – замечательный повар, оказалась здесь на своем месте. Когда в семье Татьяны Васильевны случаются праздники, она угощает нас, взрослых, прекрасными национальными блюдами.

По словам Татьяны Васильевны, всех пятерых детей Рудольф Александрович любил одинаково. Среди них она не чувствовала себя чужой.

– В зависимости от обстоятельств отец был и строг, и ласков с нами, – с любовью рассказывает Татьяна, в замужестве Гафарова. – Он скуп на признания. Но внутри у него огромная душа. Всему, что есть у меня в жизни, я обязана только ему. Мой настоящий отец не отказывался от меня формально, но и не интересовался мной. А неродной по крови человек стал мне самым близким на свете. Когда завод предоставил отцу за его заслуги однокомнатную квартиру, он отдал ее мне. На предприятии были разные периоды, но никогда от отца не слышала плохого слова про работу, он всегда шел туда с удовольствием и, думаю, будет еще долго ходить.

Рудольф Александрович на даче собственными руками достраивает дом, разводит виноград, клубнику. Это и хобби, и страсть. Когда всё семейство собирается на даче, у его главы – праздник. Он готовит шашлык. И рад одному тому, что дети и внуки просто находятся рядом.

Руководство и весь коллектив ОАО «Нефтемаш»-Сапкон поздравляет Пахрудина Шихмирзаевича Гюльбалаева с юбилеем! Здоровья, долголетия! Пусть ваш дом остается полной чашей любви, мира и благополучия!