365 дней в искусстве
2014 год объявлен Годом культуры в России. Чем не повод присмотреться к тому, что произошло в нашей области накануне – в 2013 году? Чего больше – хорошего или плохого? Можно ли говорить о повышении уровня культуры в регионе или о стагнации? Или всё ещё хуже? Посмотрим.
Небольшое, но необходимое уточнение: поскольку в годовом обзоре всего не захватишь, остановимся на самых важных, с точки зрения автора, событиях.
Здесь рока не поют
Думаю, 2013 год связан в первую очередь с тем, что он создал предпосылки для самой фарсовой истории с проведением концерта или музыкального фестиваля. Копилка фарсов планомерно пополнялась в течение всего года.
Впрочем, случались и чудеса, выпадающие из общего тренда. Именно в 2013 году в наш город приехал знаменитый рок-музыкант Горан Брегович, и его сольный концерт стал одним из самых знаковых событий в этой сфере за последнее время. Между тем уже известно, что в следующем году выступят такие звезды мировой музыки, как Scorpions, The Rasmus и прекрасно знакомый Бреговичу Эмир Кустурица со своим The No Smoking Orchestra.
Первая серьезная ласточка в копилку фарсов залетела в конце февраля, когда организаторы концерта известных итальянских рокеров Dope Stars Inc. объявили в соцсетях, что «в связи с задействованием основной площадки, на которой планировалось проведение мероприятия, под нужды города и невозможностью использования другого клуба концерт, к сожалению, не состоится». Что любопытно, группу все равно привезли, и они даже раздали автографы в одном ресторане. И уехали в Ярославль.
Много перипетий было с отменой фестивалей «Неформат Саратов. Здесь лишних нет!» и «Время колокольчиков». И если в случае со вторым всё прошло сравнительно тихо, то первый оказался в роли наковальни, по который ударил молот. Притом без всяких предупреждений. 12 июня, почти перед самым выездом автобусов на место дислокации в село Генеральское, в соцсетях появились первые сообщения о том, что проведение фестиваля стоит под вопросом из-за трагических событий в Пугачёве. Организаторы попытались исправить ситуацию: некоторых выступающих они перенаправили в саратовские рок-клубы и объявили, что на их выступления можно будет прийти по льготной цене, а в ближайшее время деньги за «сгоревшие» билеты будут возвращены.
О мотивах отмены фестиваля рассуждали много и охотно: кто-то видел причину в желании нашей власти перестраховаться от лишних волнений, которые могут переметнуться с Пугачёва на всю область. В числе доводов называлось как то, что хедлайнером выступают анархисты, а «следовательно, экстремисты», «Монгол Шуудан», так и то, что одним из организаторов являлось региональное отделение ЛДПР, руку которых заметили и в пугачевском бунте. Иной точки зрения придерживался начальник энгельсского отдела полиции № 5 Анатолий Зякин, который назвал причиной отмены отсутствие согласования фестиваля с администрацией.
Так или иначе, но всё на этом заглохло. Вернее, почти заглохло. Сначала организаторы хотели написать видеообращение к Путину, но так и не записали, потом решили фестиваль все-таки провести, перенеся место действия и сроки проведения. Но и этого сделать не удалось.
Ситуация со «Временем колокольчиков» развивалась по схожему сценарию, но без громких заявлений: анонсирование даты – отмена – анонсирование новой даты – снова отмена. Во многом потому, что фестиваль должен был пройти позже, и у его организаторов была возможность оценить обстановку.
Первый раз «ВК» отменил сам оргкомитет в связи с неспокойной ситуацией в Пугачёве и пожароопасностью. Через месяц появилось сообщение, что организаторы подали заявку на проведение фестиваля в селе Буркино (смена места тоже имела смысл, потому что в воздухе витали слухи о том, что Генеральское как минимум до конца года будет «закрыто» для концертов). 22 августа фестиваль запретили уже официально в связи с пожароопасностью и введением карантина лихорадки Западного Нила.
В начале сентября организаторы вновь предприняли попытку заявить фестиваль – на конец сентября, – но и она стала безуспешной. Более того, к двум предыдущим причинам отказа добавились новые – «мышиная лихорадка» и «несогласие экологов». После этого новых попыток проведения фестиваля не делалось. Так «Время колокольчиков» не наступило, а «Неформат Саратов. Здесь лишних нет!» оказался лишним на своем же фестивале.
Предъявите документы!
Громкий резонанс за пределами не только нашей области, но и страны вызвал скандал с украинцами «Океан Ельзи». Сотрудники регионального управления миграционной службы провели внеплановую проверку ледового дворца «Кристалл» и, не найдя у гастролеров разрешения на осуществление трудовой деятельности в России, наложили штраф: на участников группы – 18 тысяч рублей, на организатора – 225 тысяч. Дело было из ряда вон выходящее, потому что, во-первых, украинские музыканты – частые гости в нашей стране, во-вторых, как выяснилось, многие из них вообще не задумывались ранее об этих тонкостях: документов не нашлось ни у Русланы, ни у «ВИА Гра», и многие не на шутку испугались репрессивных мер. Масла в огонь подлил украинский депутат Вячеслав Кириленко, который предложил точно так же проверять гастролирующих на Украине русских музыкантов.
Мнения по поводу этой истории разделились на два лагеря. Многие углядели здесь политический подтекст, мол, если Украина так хочет вступить в Евросоюз, то пусть готовится к тому, что Россия будем вставлять палки в колеса. Другие же призывали не выдумывать конспирологические теории и просто поверить в то, что УФМС на самом деле произвело внеплановую проверку. Так или иначе, музыканты и в том, и в другом случае оказались зажатыми механизмом государственной машины. Через пару дней группа оформила документы на долгосрочное разрешение работы в России.
Сечь и каблуки, или Данс и фарс
Совсем фарсовых историй в плане музыки в Саратове две: одна связана с иском коста-риканской фабрики к группе «Кок Оду» за якобы незаконное использование имени, другую многие условно окрестили «Казаки vs Kazaky». На первом останавливаться не будем – всех любопытных отсылаем к интервью с Вадимом Туватиным, солистом «Кок Оду», которое опубликовано в этом номере.
Вторая история не менее странная и даже казусная: атаман окружного казачьего общества Волжского войскового казачьего общества Анатолий Фетисов незадолго до приезда в Саратов украинской фешен-группы «Kazaky», известной по совместной работе с Мадонной и своим провокационным имиджем (мужчины танцуют на каблуках), заявил, что не допустит в нашем городе выступления танцоров. Причина заключалась в том, что якобы украинцы дискредитируют и оскорбляют казаков. Вскоре почин коллеги поддержал атаман Саратовской станицы Астраханского казачьего войска Илья Майоров, в весьма грубых словах пообещавший не допустить проведения концерта, а в случае чего вообще «ликвидировать» место проведения.
Надо заметить, что Алексей Колесников, директор ночного клуба «On Air», где должен был пройти концерт, на эти слова отреагировал весьма иронично: «Честно говоря, я не понимаю, почему мужики, казаки, символ российского мужества, возбудились по поводу выступления танцоров, – ответил он «Свободным новостям». – Мне кажется, это немного не то чтобы несолидно, это в какой-то мере смешно».
Смех смехом, однако закончилось всё не совсем весело: объявленный казаками пикет попросту не состоялся. Притом заявку отозвал сам Фетисов. Надо заметить, и здесь казаки умудрились неплохо подставиться: давший комментарий «Свободным новостям» атаман Саратовского отдела Волжского казачьего корпуса Александр Ревин в сердцах сказал: «Пусть они («Kazaky». – Прим. ред.) назовутся «Веселый еврей», и вопросов у казаков к ним не будет!»
Можно говорить сколько угодно об этике, впрочем, вспоминая, как называли и относились к евреям казаки в «Тарасе Бульбе» Гоголя, ничему не удивишься. Это история вообще имеет много общего с «Тарасом Бульбой». Там, напомню, одноименный персонаж погибает, вернувшись за люлькой, чтобы врагу не досталась. Смерть, в общем-то, храбрая, но, скажем так, бессмысленная. В какой-то мере на месте Бульбы оказался Майоров, который, так и не сорвав концерт, решил подать в отставку.
Соскучились по АТХ?
Не всё так плохо, впрочем, в нашей жизни. Надо найти и положительные примеры. Скажем, театр драмы порадовал в этом году премьерой замечательного спектакля «Антигона» по Жану Аную. Не будем останавливаться подробно на нем, всех любопытных отсылаю к рецензии «Кремлёвские тайны Фив», опубликованной в № 41. А вот с чем год будет, несомненно, ассоциироваться, так это с возвращением на сцену АТХ. Возвращением, к сожалению, временным, но и это неплохо. 18 сентября актеры и художественный руководитель театра Иван Верховых провели пресс-конференцию. Надо заметить, что Иван Иванович – как он признался, пессимист по натуре – старался давать очень осторожные прогнозы насчет предстоящих двух показов в студенческом клубе СГУ. Он не был до конца уверен, что театру удастся собрать народ даже на второй показ, не говоря о большем. К счастью, Верховых ошибся: на 25-летний юбилей, 21-го и 22 ноября, на спектакли, составленные из старых работ коллектива, собрали аншлаги.
Ошиблись годом
В очередной раз всех расстроила филармония. Вернее, как «расстроила»? Здание-то – оно не живое, чтобы расстраивать. Видимо, за это на него и обижаются: всё пытаются восстановить, а оно никак не желает помогать в этом. Филармония, согласно строгому наказу Радаева, должна была пущена в эксплуатацию не позднее 15 декабря: «Отступление от сроков реконструкции филармонии недопустимо. 15 декабря объект должен быть сдан. Других сроков не будет. Никаких сдерживающих моментов быть не должно. Для нас это приоритетный объект». Не тут-то было: месяцы тянулись, и в октябре заместитель председателя правительства Саратовской области Сергей Канчер заметил, что «построили бы ее быстрее, чем реконструировали. В процессе реконструкции мы сталкивались с проблемами, о которых невозможно было знать, не начав работы» (позже почти то же самое скажет его коллега Михаил Горемыко).
Сроки по-прежнему не желали сдвигать, даже когда стало ясно, что за три недели до предполагаемой сдачи строители в большом зале не приступили к монтированию кресел и сцены, хотя и без того работы хватало. 5 декабря погиб сотрудник компании-подрядчика при падении со строительных лесов. Позже и. о. председателя комитета капстроительства Николай Якубович скажет корреспонденту «Свободных новостей», что рабочий нарушил технику безопасности.
Только ближе к дедлайну даты начали переносить. Переносятся они и по сей день: 23 декабря Канчер на брифинге заявил, что «строительная сдача объекта будет в середине февраля, а вот когда пройдет концерт – это вопрос уже не ко мне. Когда сочтут, тогда и проведут. Надеюсь, и нас пригласят».
Чтобы помнили...
Не хочется заканчивать обзор на грустной ноте, но все-таки придется. И дело не в банальном и неутешительном подведении итогов. А их в принципе нельзя подводить, когда не видно конечного результата. У нас же жизнь идет, филармония строится, концерты отменяются, театры приезжают, чтобы потом когда-нибудь вновь вернуться. Мы живем завтрашним днем.
К сожалению, кто-то завтра не дождется. И было бы несправедливо не упомянуть здесь их – тех, кого саратовская культура и искусство лишились в этом году. Это заслуженный артист России и Северо-Осетинской АССР, солист (1977–1999) и директор (1999–2009) Саратовского областного театра оперетты Валерий Мироненко, прозаик и публицист, почетный гражданин области Николай Палькин, художник, член Союза художников России Сергей Баландин, режиссер, театральный педагог, актер, заслуженный артист России, глава Лиможской театральной студии, бывший главный режиссер Саратовского театра драмы Антон Кузнецов, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы и фольклора СГУ, известный пушкиновед Евгения Никитина, одна из создателей театра «Современник», актриса, родившаяся в Саратове и работавшая с 1952-го по 1955 год в ТЮЗе имени Киселёва, Лилия Толмачёва, бывший директор Саратовского театра кукол «Теремок» Владимир Куприн, заслуженный работник культуры РФ, создатель Городского центра национальных культур Олег Шведов, основатель «Волга-Бэнда», профессор консерватории имени Собинова Анатолий Селянин, заслуженный художник России, председатель саратовского отделения Союза художников Павел Маскаев. Это далеко не полный список ушедших в 2013 году. Светлая память...