Дела торговые
Поговорим о том, без чего не может жить народ. Нет, не о партии «Единая Россия», без этого как раз легко можем обойтись. Поговорим, как это ни покажется странно, о торговле. Скажу честно: достало.
Случайно на телеканале наткнулся на рекламу салонов связи: предновогоднее снижение цен вдвое на мобильные телефоны. А у жены как раз телефон начал барахлить. Такие вот делают телефоны – два года службы, и никакой ремонт не берется, а если берется, то только хуже сделает. Я, стало быть, к ней с радостной новостью: спешим в салон – покупаем айфон (это рифма такая). Но, к счастью, не все в нашей семье такие легковерные люди, как я. Полезли в Интернет, стали сравнивать цены в разных магазинах. И очень быстро пришли к выводу: нас хотят развести. Принцип прост до неприличия: например, на телефон стоимостью десять тысяч рублей вешается новый ценник. И стоит теперь телефон уже двадцать тысяч. Потом объявляется акция, запускается реклама – мол, у нас снижение цен вдвое. И пожалуйста: на витрине тот же телефон, ценник «20000 рублей», жирно перечеркнутый красным фломастером, и новая (она же прежняя) цена – 10000. Идите к нам, наивные люди!
Салоны связи не единственные такие новаторы. Ровно тот же фокус пытались проделать с нами в одном из магазинов, продающих двери. Смотрите, будто говорили нам, какие мы щедрые – дверь за шестьдесят тысяч мы продаем вам за тридцать.
Позвольте, так неделю назад она и стоила тридцать, и без всяких акций, возражаем мы.
– Но за это время цены поднялись вдвое, – отвечают нам, не утруждая себя объяснениями и аргументацией. – И только доброта нашей фирмы (то ли «Планеты косяков», то ли «Мира наличников» – как-то так. – Прим. ред.) позволит вам приобрести нашу продукцию. По самой выгодной цене.
Нет, конечно же, нельзя сказать, что наши власти хладнокровно взирают на разные выкрутасы отечественной торговли. В Саратове где-то с месяц назад ополчились против сетевых магазинов «Пятерочка». Решили, что там продаются недоброкачественные продукты. Ходили с контрольными закупками, что-то приобретали и даже говорят, что пробовали. Я бы не стал. Шумели, шумели, грозились отозвать лицензию. Но затем как-то смолкли. Я человек не подозрительный, но все равно интересно, какой путь к суровым сердцам областного начальства нашли менеджеры «Пятерочки».
Или вот другая история. Руководитель ОПы Александр Ландо решил навести порядок на елочных базарах. Это один из редчайших случаев, когда я Александром Соломоновичем почти во всем согласен. Смутило только его намерение «навести порядок в Саратове и по всей стране». Я так понимаю, по всей стране у него полномочий не хватит. Это все равно как в фильме «Чапаев» получается: «Василий Иваныч, а ты можешь командовать всеми пролетарскими силами в мировом масштабе?» Но на самом деле елочные базары, хаотично разбросанные по городу, не только радость дарят. Где-то елки-сосны свалили на молодые посадки, в нашем районе практически перекрыли дорогу к автобусной остановке. Но вот парадокс – инициативу Ландо встретили в штыки. По крайней мере интернет-активисты. Похоже, отгадка проста: полжизни ты работаешь на свою репутацию, потом репутация работает на тебя. Или против тебя. Ландо попытался быть вездесущим, ну, как в поговорках о каждой бочке и нашем постреле, что везде успевает. И уверен, именно поэтому здравая, в общем-то, инициатива стала объектом насмешливой критики.
С другой стороны, может, это и неплохо, что торговля у нас – частная, и государство не очень-то может вмешиваться. На самом деле еще как может, надо будет – проверками изведет, замучает. Это оно может. Как и везде, где появляется государство, хуже становится прежде всего простому народу, а в нашем торговом случае – покупателям. В послании или на пресс-конференции, точно не помню, Путин сказал, что надо бы нам «упорядочить интернет-торговлю». Им сказано – другими сделано. И вот министр финансов Антон Силуанов говорит о том, что надо снизить планку необлагаемой пошлиной покупки товаров через Интернет до 150 евро – сейчас до 1000. И пошлина предполагается 30-процентная. Факт, что промышленные товары в Европе и Америке дешевле, чем у нас. А если покупать через Сеть, еще дешевле. Многие, особенно молодые люди, этим пользуются. Или пользовались. К тому же предполагается ограничить число посылок одному адресату – одной в месяц. Видите ли, «Почта России» не справляется. Понятно, денег не хватает – то Януковича надо подкормить, то подводную лодку еще одну построить. Вот и решили немного поприжать любителей модные шмотки через Сеть заказывать. Всё в нашем мире связано, даже ракетный крейсер и купленная через Интернет прикольная майка.