Зрить в «замерзающий» корень

Оценить
Саратовский министр рассказал об истинных причинах застоя в промышленности

Ситуация в отечественной промышленности далека от идеальной – в этом еще раз убедились журналисты саратовских изданий на встрече с министром промышленности и энергетики Саратовской области Сергеем Лисовским в минувшую среду. Встреча носила неформальный характер, общение предполагалось лёгким, предпраздничным, предновогодним. Но лёгкого разговора не вышло. Обсуждались в основном одни проблемы. Министр подытожил работу промышленных предприятий региона и отрасли в целом, а журналисты, как им и положено, задавали вопросы.

Кому-то и так неплохо

Индекс промышленного производства, как отметил Сергей Лисовский в самом начале разговора, вопреки прогнозам и ожиданиям оказался в росте и составил 105%. Это показатель за 11 месяцев 2013 года, но, как пояснил министр, в декабре не будет особых изменений, так что его можно считать итоговым. Однако повода для ликования нет, и это не демонстрация успехов в отрасли в целом. По России индекс промпроизводства сохраняется на уровне 100 процентов. То есть без движения – вообще.

При этом если рассматривать положение дел в каждой отдельной отрасли промышленности Саратовского региона, то, как отметил министр Лисовский, картину мы будем наблюдать пёструю. Есть, конечно, и лидеры производства, и аутсайдеры. Самые высокие показатели дал такой вид деятельности, как «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», – 105,2 процента. К лидерам отнесены химическая промышленность, текстильное производство, металлургическое (производство готовых металлических изделий), а также производство электрического, электронного и оптического оборудования. Очень неплохо чувствуют себя и предприятия, работающие на ОПК. По словам министра, оборонно-промышленный комплекс – это вообще самая динамично развивающаяся область в экономике региона. По понятным причинам: увеличился объём заказов, идёт процесс упорядочения их формирования.

«Есть ещё много недостатков в этой сфере, но мы видим сдвиги в этом направлении, – отмечает Сергей Лисовский. – Появились трёхлетние контракты, на чём мы неоднократно настаивали, потому что сложные изделия нельзя планировать в рамках одного года. Ряд наших предприятий, которые вообще были фактически без заказов (например, Вольский механический завод, Тантал, Контакт), сейчас заказы получили. При этом единственным предприятием ОПК, которое пока не имеет чёткой перспективы развития, является Саратовский завод приборных устройств. Но дело не только в саратовском заводе, а во всей отрасли боеприпасов. Однако и в этом направлении работа не прекращается. Руководство холдинга «Прибор», в который входит наш саратовский завод, показало программу развития предприятия, план заказов и финансовой помощи. Мы думаем даже, что по 2014 году есть реальные перспективы получить не мене 15% роста в этой отрасли».

Никому не на пользу

Итоговые показатели работы саратовской промышленности в 2013 году, по мнению министра, могли быть лучше, а индекс промпроизводства – выше, если бы ряд отраслей, за которые несут ответственность другие министерства, показал высокие результаты. Например, производство пищевых продуктов, где индекс составил

94% к уровню прошлого года. Хотя по объёмам отгруженной продукции показатели в пищевой промышленности превышают 100%.

«Это потому, что на продукты питания в течение года цены росли, тогда как по другим отраслям, наоборот, цены на продукцию снижались, – объясняет министр. – Впервые по ряду отраслей мы имеем более высокий индекс производства, чем объём отгруженной продукции. То есть получается, что в натуре продукта было выпущено больше, но за счёт снижения цен общий объём отгруженной продукции и выручки снизился. Например, в химпроизводстве, одном из самых мощных у нас, индекс промпроизводства составил 105%, а объём отгруженной продукции 99%. При этом мы видим, что на мировом и на внутреннем рынке упали цены на минеральные удобрения и другие виды химпродукции».

Лисовский отметил, что падают показатели в добыче полезных ископаемых. Здесь индекс производства составил 93,5%. На ситуацию в отрасли влияют сразу несколько факторов. Один из них – смена собственников на некоторых предприятиях. Например, на одном из крупнейших предприятий, работающих в регионе, – ООО «Диал Альянс». «По сообщениям прессы, сделка уже состоялась, и нас просят прокомментировать ситуацию и размер самой сделки, но мы пока уходим от обсуждения этой темы, – говорит Сергей Михайлович. – Для начала нам нужно пообщаться с новыми собственниками, согласовать программу инвестиционного развития, и тогда нам самим будет понятно, что дала и даст ли региону смена собственника».

Не улучшают ситуацию в добывающей отрасли и развивающиеся конфликты. Например, то, что сейчас происходит вокруг ООО «ЛукБелОйл», по словам министра, никому не на пользу.

«Это имело не только экономические последствия. Был грубо нарушен режим безопасности, – говорит Сергей Лисовский. – Объект непрерывной добычи останавливать таким образом просто недопустимо. Мы ещё раз провели анализ существующих документов по этому конфликту. Есть решение суда о законности действий добывающего предприятия. Губернатор Саратовской области обратился к Шойгу с просьбой разрешить этот вопрос. Но такие действия вокруг наших компаний по добыче углеводородного сырья сказываются и на общих результатах».

Военным суд не указ

Напомним, ещё весной прошлого года министерство обороны РФ заявило, что ООО «ЛукБелОйл», несмотря на законно оформленную лицензию на разведку и добычу нефти и газа в пределах Гурьяновского участка недр в Энгельсском районе, не должно заниматься ни добычей, ни разведкой этого участка, так как оно находится на территории авиаполигона «Гурьяново» войсковой части 42117. Минобороны обращалось в суд с требованием освободить якобы незаконно занятый участок, признать все постройки на нем незаконными и снести их, а также демонтировать семь нефтяных скважин. Суд встал на сторону компании ЛукБелОйл. Однако конфликт на этом не закончился. И как сообщил министр Лисовский на встрече с журналистами, минобороны продолжает блокировать работу компании. Последнее, что предприняли военные, – это перерезали дорогу, ведущую к месторождению, чем остановили процесс его эксплуатации.

Мировой кризис ни при чём

В ответ на комментарий «некоторых руководителей думы», объяснивших падение промпроизводства и прибыли предприятий мировым экономическим кризисом и неправильным поведением консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), Сергей Лисовский заявил, что истинные причины этих проблем гораздо ближе и куда банальней.

«Причины преимущественно внутренние, – говорит министр Лисовский. – Ну вот представьте, на производстве идёт стагнация, затраты на производство продукции растут, но при этом почему-то увеличивается зарплата на этих предприятиях. На 10–12 процентов стабильно при полном отсутствии роста производства. Это ненормальная ситуация. То есть здесь не соблюдается закон об опережающем росте производительности труда по отношению к зарплате, характерный для любых экономик». Вообще, по словам Сергея Лисовского, если мы хотим увидеть настоящие причины так называемого замерзания российской промышленности, «зрить нужно в корень».

«Если ранжировать проблемы в промышленности, то я бы на первое место поставил кадровую, – заявил Сергей Лисовский. – С каждым годом ситуация на рынке труда в промышленности становится только напряжённей. И на это влияют несколько факторов: выбытие из промышленности лиц достигших пожилого возраста и провал, произошедший между молодым поколением работников и пожилым, – нет специалистов среднего возраста. Это сейчас основные проблемы промышленных предприятий».

На втором месте по значимости и серьёзности проблем, влияющих на состояние российской промышленности, в рейтинге министра стоит зарплатный вопрос. По его словам, сейчас очень заметным стал разрыв в уровнях оплаты труда работников промышленности и бюджетной сферы. Сейчас бюджетники получают в разы больше за свой труд, чем рабочие на промпредприятиях. «Я не буду комментировать, насколько это правильно или неправильно. Безусловно, и врач, и учитель заслуживают достойной оплаты труда. Но когда произошёл этот разрыв, в промышленности дела ухудшились. Особенно это заметно в районных центрах», – говорит Сергей Михайлович.

Ещё один проблемный момент – уровень профессиональной подготовки, или образование. По мнению министра Лисовского, сегодняшняя система образования не удовлетворяет потребностей промышленности высоких технологий. Технические вузы почему-то начали концентрировать внимание на развитии у себя гуманитарных специальностей, вместо того чтобы сосредоточиться на улучшении качества подготовки инженеров. «Ко мне обращаются и выпускники, и преподаватели технического университета с просьбой оказать влияние на происходящие в вузе перемены. Почему ко мне – это тоже вопрос. Но я согласен, что позиция руководства вуза и в целом приоритеты в системе образования должны быть пересмотрены», – говорит министр саратовской промышленности.

 


[кстати сказать]

Серость рождает серость

Сыграло свою роль в нынешнем положении вещей в промышленности и «выдвижение кадров, которое происходит во власти». Как отметил Сергей Михайлович, нередки случаи, когда на руководящие должности профильных министерств и ведомств, корпораций с государственным участием, промпредприятий выдвигаются люди, профессионально не подготовленные. При этом непрофессионализм и некомпетентность руководства этих ключевых организаций распространяется на рядовых сотрудников. «Серость рождает серость» – это известная фраза всех управленцев», – говорит Лисовский.

Кроме кадрового вопроса, по словам министра, большой проблемой для наших предприятий являются условия, в которых они вынуждены работать. Ставки по кредитам в российских банках для российских предприятий в десятки раз превышают ставки в банках на Западе. В налоговой системе Российской Федерации есть свои особенности. Например, по налогу на прибыль, который предприятие должно платить авансом: «То есть предприятие ещё даже не получило никакой прибыли, а налог на прибыль уже должно заплатить. Это же опять изымание средств у предприятия, подталкивание его к получению кредитов и т. п.».

Тарифную политику благоприятной для предприятий тоже не назовёшь. Как отметил министр, если раньше (в советский период) тариф для предприятия на электроэнергию составлял две копейки за киловатт и четыре копейки для населения, то сегодня пропорция обратная: «Я не хочу сейчас касаться социального аспекта этого вопроса, но как нашим предприятиям конкурировать на мировой арене, когда внутри страны для них созданы условия, заведомо ухудшающие работу промышленности?»

Проблем в отечественной промышленности, по словам Сергея Лисовского, сегодня очень много, но нельзя сказать, что государство этого не видит и не пытается навести в отрасли порядок. Министр сообщил, что совсем недавно на федеральном уровне была принята программа развития промышленности. Точнее, программа повышения конкурентоспособности российских промпредприятий. «На региональном уровне, к сожалению, аналогичную программу мы принять не можем из-за низких возможностей областного бюджета», – говорит Лисовский. Другими словами, в региональной казне нет денег на то, чтобы финансировать мероприятия по улучшению ситуации на региональных промпредприятиях. А без денег в программе нет смысла.

«Когда-то промпроизводство было в стране в приоритете, – с сожалением вспоминает Сергей Михайлович. – Но и сегодня все должны же понимать, что если будет процветать промышленность, то развиваться будут и другие сферы экономики».