Бензиновая копеечка

Оценить
С января у городских дорог будет свой бюджет

В 2013 году в Саратовской области 100 человек погибли в результате дорожно-транспортных происшествий, сопутствующими причинами которых стали плохие дороги. Об этом вспоминали в минувший вторник на семинаре-совещании по вопросам создания и эффективного использования средств муниципальных дорожных фондов.

Плохое состояние дорог в Саратовской области уже давно стало притчей во языцех. И хотя есть мнение, что по качеству дорог мы не самые худшие в России, а только «чуть ниже, чем середнячки», председатель комитета дорожного хозяйства Саратовской области Николай Чуриков признает, что качество наших дорог «оставляет желать лучшего». Но в регионе продолжает меняться схема финансирования дорожных работ. И это внушает чиновникам оптимизм.

Невесёлую статистку ДТП на совещании сообщил начальник отдела по надзору за соблюдением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства прокуратуры Саратовской области Александр Баринов. В 2013 году на территории региона произошло 591 ДТП, одной из сопутствующих причин которых стало плохое состояние дорожного покрытия. В результате ранено 707 граждан, погибло 100 человек. «За этой работой органов власти стоят люди», – напомнил собравшимся Баринов.

Схема финансирования дорожных работ меняется не только в нашем регионе, но и по России в целом. В прошлом году в Саратовской области был создан областной дорожный фонд, в задачи которого входит финансовое обеспечение ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Теперь пришла очередь муниципальных фондов, с 1 января 2014 года они будут созданы повсеместно. В их зону ответственности будут входить не только автомобильные муниципальные дороги, но и финансирование ремонтных работ на дворовых территориях многоквартирных домов и проездов к ним.

Деньги в муниципальные фонды будут поступать от компенсационных выплат за вред, причиняемый дорогам тяжеловесными машинами, выручки от сдачи в аренду земельных участков полосы отвода дорог, платы за присоединение к дорожной сети объектов придорожного сервиса и других источников. Есть в перечне даже такой оригинальный пункт, как «безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования» (к слову, подобный пункт есть и в законе о создании областных дорожных фондов 2011 года).

Отдельно стоит упомянуть такой источник наполнения, как отчисления с акцизов на нефтепродукты – автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо и некоторые моторные масла. Вероятно, именно акцизные платежи и станут для некоторых фондов основными. Отчисления будут поступать в них из областного бюджета, распределяясь между муниципалитетами в соответствии со внутренними региональными нормативами. Рассчитываться нормативы будут согласно удельному весу протяжённости местных дорог конкретного муниципального образования в общем объёме муниципальных дорог области. К примеру, для Саратова этот показатель будет равен ­­0,6597%­, для Энгельса – 0,3114%, для Балакова – 0,416%.

По словам чиновников, в 2014–2016 годах муниципальным дорожным фондам области будет направлено около 600 млн рублей, за счёт которых отремонтируют порядка 750 тысяч кв. м дорог местного значения. Если руководители муниципалитетов хотят ремонтировать больше – никто не запрещает увеличивать объёмы своих фондов за счёт безвозмездных поступлений от желающих привести дороги в порядок.

Глава комитета Чуриков дал понять, что теперь, когда у муниципалитетов появились собственные дорожные фонды, никто не станет лишний раз тратить драгоценные средства областного бюджета на ремонт муниципальных дорог:

«Перетягивания одеяла не должно быть, потому что сейчас все стараются запихать дороги, которые находятся в муниципалитетах, в область. Поверьте мне, учитывая состояние наших региональных дорог и финансирование, которое оставляет желать лучшего, у нас есть свои ограничения... Поэтому мы должны эти полномочия чётко разграничить».

Чуриков поклялся «каждый рубль, каждую копейку, которые выделяются на дороги, под двойным контролем довести до назначения». Практически то же говорил во время прошлогоднего визита в Саратов заместитель министра транспорта РФ Олег Белозёров. Тоже уговаривал «каждый рубль, каждую копеечку» использовать «максимально эффективно».

Поводы сомневаться в эффективности расходов имеются. На совещание пришли прокуроры с интересным рассказом о методе экономии средств налогоплательщиков в Балаковском районе, где ширина дорожного полотна оказалось зауженной на пару десятков сантиметров. Кому досталась «экономия», прокурор не сообщил.

«Я хотел бы обратиться в том числе к органам местного самоуправления, чтобы вы наладили самостоятельную контрольную работу. Именно муниципальный финансовый контроль, – заявил прокурор Баринов. – Сигналы дают счётная палата, Росфиннадзор, ФАС, комитет по закупкам, и ни один орган муниципального контроля ничего толкового никогда не написал. Это ваша работа! В некоторых районах даже плана работы контроля нет – орган финконтроля существует, но работу свою не планирует».