Внутренняя пропаганда для «внешнего врага»

Оценить
Российское информационное агентство «Новости» преобразовано в государственное агитационное предприятие «Россия сегодня»

Эпиграф и необходимые к нему пояснения

«Портрет готов. Карандаши бросая,
Прошу за грубость мне не делать сцен:
Когда свинью рисуешь у сарая,
На полотне не выйдет belle Helene»

Belle Helene переводится как «прекрасная Елена». Это первое. Второе и главное – эти строки прекрасного поэта Саши Черного ни к кому из названных в дальнейшем тексте личностей персонально не относятся. Стало быть, прошу не обижаться. Зато они точно характеризируют тот процесс, о котором мы пишем.

Оптимизация пропаганды и пропагандистов

В начале прошлой недели Путин подписал сенсационный указ о ликвидации старейшего в стране информационного агентства РИА «Новости», основанного Сталиным на третьи сутки после начала Великой Отечественной войны. Тогда оно называлось «Совинформбюро». Многие из нас помнят, как в фильмах о войне левитановским голосом звучат знаменитые слова «От советского информбюро...» Потом было АПН – Агентство печати «Новости», потом, до самого недавнего времени, Российское информационное агентство. Теперь – федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня».

Причин такого шага насчитали чуть ли не десяток. Это и нервная реакция Москвы на украинские события и традиционная импотентность кремлевской пропаганды. Это и вой­ны кремлевских башен – как считают, первый зам главы президентской администрации Алексей Громов победил президентского же пресс-секретаря Дмитрия Пескова. Официально, главой администрации президента Сергеем Ивановым, были названы две причины. Первая – сугубо финансовая, мол, надо экономить. Из чего можно сделать вывод, что теперь у власти не хватает денег даже на самые любимые игрушки. Тут же Иванов назвал и главную задачу нового предприятия.

«...Повышение эффективности работы государственных СМИ. Россия проводит самостоятельную политику, твердо защищает национальные интересы; объяснять это миру непросто, но делать это можно и нужно, – сказал Иванов. – Надо говорить правду, делать ее доступной максимальному числу людей, использовать для этого современный язык и самые совершенные технологии».

Понятно, что деньги надо экономить. Ведь сколько ни кивай на Запад, кризис-то разрастается у нас. Страна с трудом наскребает гигантский военный бюджет, все остальные статьи, в том числе социальные, определенные пресловутыми майскими указами, недофинансируются. Ясно, что в такой ситуации всё труднее становится объяснять миру наши национальные интересы. Тем более что и нам самим эти интересы не всегда понятны. Я имею в виду не только обычных граждан, но и власти. В дополнение к этому надо и разрушать сложившийся в Европе и Штатах стереотип россиянина: агрессивный гомофоб с большим крестом на груди, с пачкой нефтедолларов в кармане или что-то в этом роде.

Но в Кремле подумали и, как им представляется, нашли человека, который справится с этой задачей. Генеральным директором «России сегодня», то есть главным пропагандистом Путина, назначен обозреватель телеканала «Россия» Дмитрий Киселев, тот самый, которого западные СИИ называют гомофобом, которому на киевском майдане вручили «Оскара» за «ложь и ахинею».

Я видел несколько последних передач Киселева, посвященных Америке и Украине. Если ему верить, то на Украине давно царят голод и разруха, а новогодняя елка варварски расчленена западными наймитами; Барак Обама рвется к мировому господству, а своих нынешних союзников американский президент в скором времени предаст и уничтожит.

При этом в передачах Киселева нормой становится передергивание и подтасовка фактов. Автор знаменитой фразы о шведской военщине, мечтающей о реванше за Полтаву, теперь будет рассказывать иностранцам о нашей стране. И одновременно бороться за истинные нравственные ценности – эта задача поставлена в послании Путина. Каковы ценности Киселева и каковы его представлении о толерантности, можно судить только по его предложению: «зарывать сердца геев в землю или сжигать как непригодные для продолжения жизни».

Если новая линия пропаганды будет соответствовать линии своего же нового начальника, то можно представить, насколько агрессивной, шумной и не заботящееся о доказательствах и аргументах она будет. А объяснять глуповатым европейцам и американцам придется многое.

Темна вода в облацех

Толковый словарь Ожегова приводит несколько синонимов этой библейской фразе: «непонятно, неясно, покрыто мраком неизвестности, тайна, покрытая мраком». И действительно, для потенциальных потребителей продукции Киселева и Ко жизнь России тайна великая есть. И пропагандистам придется немало потрудиться, чтобы ее разъяснять.

Возьмем для иллюстрации последнюю неделю, приведем несколько начальственных цитат и попробуем понять, какой же смысл вкладывали в слова люди, их произнесшие.

Заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин, курирующий оборонный комплекс обещает, что Россия применит ядерное оружие для защиты, если на нее нападут:

«Мы никогда не преуменьшали роль ядерного оружия, оружия возмездия как великого уравнителя шансов».

И придется киселевцам или забыть об этих словах, или объяснять Европе и США, от кого собирается защищаться Россия, кто готовится на нее напасть и кого же в конце концов постигнет ядерное возмездие.

Или вот премьер Медведев приводит свой анализ российской экономики:

«Существует расхожее мнение, что Россия сильна только нефтью и газом, мы уже давно ничего не производим и живем, проедая доходы от экспорта ресурсов. На самом деле это утверждение никак не отражает реальную картину нашей экономики, экономики, которая основана на промышленном производстве, где промышленное производство играет очень существенную роль».

Пропагандистам придется с цифрами доказывать, насколько существенна роль промышленного сектора в стране, которая в прошлом году только нефти продала на 181 миллиард долларов. И вообще, что, кроме танков, выпускает промышленность? «Калину» и «Приору»? Тогда придется объяснять, что это такое и почему у нас в стране оно считается автомобилем.

Тут еще послание случилось на обозреваемой неделе. Кормящиеся от власти в один голос признали его гениальным и начали говорить о немедленной его реализации. Они так говорят после каждого послания. Оппозиция столь же единодушно и столь же предсказуемо вообще не нашла в послании ни здравого ни какого-либо иного смысла. Мы не станем зацикливаться на этом споре, и, оставаясь в рамках нашей темы, предложим обновленным пропагандистам разъяснить нескорые слова и идеи послания.

Вот Путин говори о том, что толерантность «бесплодна и беспола». Каким образом разъяснить людям, для которых толерантность стала modus vivendi, что их идеалы «бесплодны и бесполы», а придерживаться необходимо истинных нравственных ценностей, как их понимает русский президент?

Или вот идея о «закреплении» людей на селе. Даже нам неясно, какие скрепы будут использованы. Паспорта, что ли, будут отбирать, как при Иосифе Виссарионовиче? И потом, там, за бугром, совсем не в состоянии будут понять, зачем удерживать людей там, где плохо жить. Американцы же не удерживают жителей депрессивного Детройта, а, наоборот, приветствуют желание людей уехать из Motor City (так в США зовут этот моногород).

Еще пример. Путин по сути предложил реанимировать военные кафедры в вузах страны. Как опять же объяснять иностранцам, зачем нам надо столько офицеров, с кем мы готовимся воевать и так далее? Вряд ли они будут в состоянии понять, зачем нужен гибрид Оксфорда и Вест Пойнта.

И наконец, что такое Национальный совет профессиональных квалификаций? Даже российские интернетчики, которые, казалось бы, знают всё, замерли в недоумении. «Штоа?!» – вот их единственная реакция.

Уверен, таких тем будет возникать все больше и больше. И что делать? Ведь «бить нельзя, а вот не вникнут – разъяснять», – так пел Высоцкий. Ждем каких-то заметных результатов, кроме освоения бюджета, естественно.

Труба пониже, дым пожиже

Уже из этого уничижительного подзаголовка ясно, что речь пойдет о делах наших скорбных, губернских. Информационные ленты растиражировали сообщение интернет-журнала «Slon.ru» о том, сколько региональные власти потратили на улучшение своего имиджа. Упомянута там и наша область. В 2013 году на «улучшение имиджа губернатора» в Саратовской области было потрачено 91 миллион 288 тысяч рублей, это 0,14 процента бюджета региона. С одной стороны, непонятно, на что ушли деньги. Да, губернатор Радаев стал лучше говорить и более уверенно держится на людях. Но потратить на это почти сто лямов! Не многовато ли будет? С другой же стороны, мы далеко не лидеры этого движения. Там же приводятся следующие данные: Москва – 1 млрд 916 млн рублей; Татарстан – 1 млрд 60 млн. Где-то возле них сахалинский губернатор, потративший на имидж 800 миллионов, и нещадно обруганный за это президентом. И правильно! Что положено Юпитеру, не положено быкам!

Все равно остается непонятно, куда потратили столько денег. Зная расценки саратовских СМИ на создание положительного образа, можем смело сказать: деньги, кроме средств массовой информации, пошли и какие-то иные цели. Может, на новые костюмы или ботинки главы региона. Это ведь тоже входит в понятие имиджа. Может, тренеров каких нанимали, сие не известно широким народным массам. Вполне вероятно, что средства потрачены не только на личный имидж главы региона, но и на создание положительного образа вверенного ему региона.

Совсем недавно «создание и укрепление имиджа области» было любимой игрушкой вице-губернатора Фадеева и чиновников из его окружения. Причем алгоритм был выбран весьма странный. Чиновники, видимо, стремясь не утруждать себя лишний раз, решили, что имидж бескорыстно – чисто из любви к родному краю – должны придумать журналисты. А уж потом чиновники милостиво отберут понравившиеся им идеи и, может, поблагодарят их создателей. Вся эта гора, как водится, родила мышь. Итогом бурной деятельности стал не очень вразумительный слоган «Саратовская область – территория развития». На сём и успокоились.

Но уже другим – не идеологического блока – чиновникам идея имиджестроения пришлась по вкусу. В том виде, как они эту идею воспринимают. А воспринимают они очень просто: можно делать, а можно говорить о том, что нужно и можно делать.

Бывший уже заместитель председателя правительства Моисеев открывает авиационное сообщение до Бангкока и увеличивает пассажиропоток до двух миллионов человек. Не в реальности, а в интервью. Другой зампред, Канчер, строит мосты через Волгу – один лучше другого. Понятно, что в докладах. Там же, в речах и отчетах, растет урожайность, строятся заводы и фабрики, растут рождаемость и зарплаты, улучшается здравоохранение. Всего и не перечесть. Рассчитано это всё на людей, которые никак не могут увидеть ни нового аэропорта, ни новых мостов, не ощущают ни роста зарплат, ни улучшения здравоохранения. И что? Главное, что можно говорить о виртуальных улучшениях, показывать на местном ТВ жизнерадостные оплаченные программы, убеждать (и возможно, верить самим), что жить становится лучше, жить становится веселее. Это принцип пропаганды внутренней, тот же принцип заложен и в пропаганду внешнюю.

Представьте, в квартале новых элитных домов стоит дом неновый. На первом этаже керосиновая лавка – за счет ее и живут. По фасаду трещины (национальные), из кранов – даже у старшего по дому – течет ржавая вода. Можно, конечно, дом ремонтировать. Но это дорого и хлопотно. Лучше посадить на покосившиеся лавочки у подъездов бабулек с голосами погромче. Пусть они рассказывают – самим себе и редким прохожим, – как прекрасен их дом, не беда, что покосился; что чинить его – только портить. Попутно можно пугать себя и других рассказами из жизни домов соседних, дескать, развалятся они скоро, а в ожидании скорой катастрофы живут в них непотребно, а в пятой квартире седьмого дома один француз живет с норвежцем, позабыв стыд и совесть. Прохожие, услышав этот гам, будут невольно ускорять шаг, а самые нервные даже затыкать уши.

Примерно такого же эффекта стоит ожидать и от обновленной пропаганды.