Долговая петля из веры в честное слово
Директора красноармейского сельхозпредприятия «Фрегат 2001» Александра Хохлова обманули. Продали гибридные элитные семена подсолнечника, которые были и не элитой вовсе и дали от 2 до 6 центнеров с гектара. А он засеял этими семенами 325 гектаров. И на будущее директор Александр Хохлов будет крепко думать, прежде чем купить для посевной гибриды производства швейцарской фирмы Сингента. Не потому что он потерял веру в швейцарцев. А потому что продавцы хорошего товара в России не очень качественные. Мутные какие-то, прямо скажем, продавцы ему попались.
В Саратовской области Сингенту продают несколько дистрибьютеров. Но главных – три. И среди них самый главный – ООО «Гибриды Поволжья». На эту фирму приходится основной оборот денег от сделок купли-продажи. И только когда у директора Хохлова случилась беда, и он оказался один на один с дрянным урожаем и с неполученной выгодой, он вдруг обнаружил, что этот основной в Саратовской области сингентовский продавец не такой уж белый и пушистый. Потому как драконовские договоры с покупателями подписывает ООО «Гибриды Поволжья», а сертификаты на семена, которыми продавец торгует, выдаются и не ему вовсе, а предприятию с похожим именем – ООО «НПЦ Гибриды Поволжья». И никаких бумаг о связи этих двух фирм между собой к документам, сопровождающих сделку, не прикладывается.
Вот сидит сейчас Александр Хохлов и думает, в какой правоохранительный орган ему лучше с этим компрометирующим пакетом документов отправиться. Почесав голову вместе с юристами, он, конечно, поймет, что две фирмы с похожими названиями и с одним человеком то в учредителях, то в директорах – это просто попытка уйти от налогов. Но сдавать дистрибьютера налоговой инспекции может получиться себе дороже. Не принято это ни в России, ни тем более в Саратовской области. А между тем 31 декабря у Александра Хохлова истекает последний срок расчета за гибриды «тристан», «тутти» и «рокки» по цене 580 тысяч рублей за тонну. Он их купил аж полторы тонны.
– Я ведь глуп был на тот момент, я дурак по одной простой причине: у меня ведь семенной фонд был готов, мне было чем работать. И тут звонок от друга-товарища: «Саш, ну ты чё? Весь район взял гибриды, а ты не берешь?» Ну, раз весь район взял, то и я возьму. Взял, посеял. А то, что сам приготовил и знал, что это достойный семенной материал и что он мне даст, загрузил в машину и отправил на маслоцех. Гибрид же должен дать больше! Вот, пожалуйста, результат. А я ж под этот будущий урожай решил расшириться, кредит взял, земли больше распахал. Теперь у меня 9 миллионов кредитов и 860 тысяч требует ООО «Гибриды Поволжья». Если начать рассчитываться и с ними, то это будет начало конца моего. Ангары будут после этого пустые, и я, что называется, гол как сокол.
Суть договора, который подписал Александр Хохлов, он понимает. За каждый день просрочки после 31 декабря 2013 года – пять процентов штрафа. Поручитель по товарному кредиту для ООО «Фрегат 2001» он лично, отвечает личным же имуществом. Подписывал бумаги не глядя и задним числом. Потому что привык доверять людям.
«На честном слове работаем?» – спросила его. «Ну а как еще?» – вопросом ответил он. И я поняла, что этот директор и впредь умнее в общепринятом смысле слова уже вряд ли станет. Таким отец воспитал, которого от подстав бог миловал. Теперь отец советует бить во все колокола, писать в прокуратуру, в администрацию президента. Потому что отец Хохлов верит в то, что есть справедливость. Но сыну жизнь крылья уже потрепала. Он из районной-то администрации ответа добиться не может.
– Я в этом году не пошел на празднование Дня работников сельского хозяйства, – говорит. – Не потому что не хотел. А потому что ноги не несут. Я хожу-хожу к районным специалистам, прошу их подготовить полевые книги, а они мне «подожди» три недели. И до сих пор у меня нет ответа от районного агронома, почему у нас сложился такой маленький урожай.
Маленький урожай получился у всех фермеров Красноармейского района, которые купили в этом году гибридные семена подсолнечника Сингенты – всего на 22 млн рублей. Расплачиваются кто как. Говорят, есть даже такие должники, которым руководитель ООО «Гибриды Поволжья» пообещал схему продаж кислой семечки по 10 рублей за кг, в то время когда ей красная цена 4 рубля. Просто так за тухлятину не платят двойную цену. Вон у Александра Хохлова тоже красивые глаза. Но ему велено засунуть свои амбиции куда хочет и выплатить до нового года долг. «Наказание» усугубляется тем, что с остальными «человечками» обещано «как-то порешать вопрос». И это означает, что Хохлов останется, скорее всего, один, доказывая, что что-то с семенами было не так. Сингента дает ему урок – молчать и не высовываться.
Разговоры «не под диктофон» с представителем интересов Сингенты по Саратовской области позволили понять главное: никакой ответственности за качество своих семян перед покупателями они не несут. Отвечает за качество дистрибьютер, в данном случае ООО «Гибриды Поволжья». Или все-таки ООО «НПЦ Гибриды Поволжья»? Но похоже, что в этих фирмах работает только счет. Все письма, которые семья Хохловых отправляет по юридическому адресу, указанному в договоре, остаются без ответа. Оно и понятно. Фактически Гибриды Поволжья размещаются в другом здании на другой улице Саратова.
Опять же «не под диктофон» было сказано руководителем саратовского представительства Сингенты, что никакой памятки о пошаговых действиях покупателей продукции этой фирмы в случае неудовлетворенностью качеством товара к договору не прикладывается. Есть зато пункт в договоре Хохлова с ООО «Гибриды Поволжья» о порядке предъявления претензий. Они должны предъявляться в течение пяти рабочих дней после даты получения товара. И быть оформлены в письменном виде, с приложением подлинного акта о несоответствии качества товара, выданного аккредитованной лабораторией. Директор Александр Хохлов получил семена 25 апреля 2013 года. Пяти дней на экспертизу у него не было. Да он бы за них с экспертизой и не управился. Да он и в голове не держал такую проверку.
И вот теперь считает. Планировал получить минимум 15 центнеров с гектара. Получил 6,4. Фактические затраты составили 1,7 миллиона рублей. Из них ГСМ – 385 тысяч, текущий ремонт техники – 215 тысяч, заработная плата – 165 тысяч, семена – 746 тысяч... Планировал получить 4 миллиона рублей выручку. Фактически получил чуть более 1,7 миллиона.