Мы не рабы, мобильны мы!

Оценить
К мнимой свободе от надуманного рабства шли восемь лет

С 1 декабря в России как будто бы отменили так называемое мобильное рабство. Специальным законом разрешили абонентам переходить от одного оператора сотовой связи к другому с сохранением привычного номера. Спустя 10 дней в Саратовской области значение этого события подчеркнули пресс-конференцией, на которой министр промышленности и энергетики области Сергей Лисовский (отвечающий и за развитие связи в регионе) вместе с представителями сотовых операторов рассказывал о том, как будет работать новая система и кому она вообще нужна.

100 рублей за каждый переход хоть два раза в год

Как рассказал Сергей Лисовский, для того чтобы система заработала, к ней должны подключиться не только операторы сотовой связи, но и банки, а также платёжные системы. И все участники процесса должны провести свою техническую перенастройку.

По словам Лисовского, на сегодняшний день операторы сотовой связи, работающие в Саратовской области – Мегафон, МТС, Билайн, СМАРТС и дочерние компании ОАО «Ростелеком» (ЗАО «НСС» и ЗАО «СССС») – провели тестирование услуги MNP и готовы к её предоставлению. Но платежные системы, которых в нашем регионе около сорока, тестирование только начали и полностью готовыми обещают быть только к апрелю 2014 года.

Собственно, именно с апреля и можно будет считать закон об отмене «мобильного рабства» вступившим в силу в полной мере. Потому что и операторам сотовой связи дали до 7 апреля ещё немного времени на обкатку услуги.

Сейчас, чтобы сменить оператора, но сохранить при этом номер, абоненту нужно придти с паспортом в любой офис того оператора связи, к которому он хочет перейти, выбрать понравившийся тарифный план, заключить договор на оказание услуг связи с новым оператором и получить сим-карту с временным номером. Основные условия: у абонента, заказавшего перенос номера от одного оператора к другому, не должно быть долгов перед прежним поставщиком услуг связи, а переносимый номер не должен быть заблокирован. При соблюдении этих требований операторы в настоящее время имеют право самостоятельно определить дату и время начала оказания услуг новому абоненту. Но после 7 апреля 2014 года «переход с переносом» должен составлять не более восьми дней. Те операторы, что не уложатся в восьмидневный срок, будут обязаны обслуживать абонента бесплатно – до тех пор, пока не завершится процедура по переносу номера.

Кстати, для абонентов, желающих воспользоваться MNP, есть и другие обязательные условия: переноситься могут только федеральные номера и только в пределах одного субъекта Российской Федерации, пользоваться сменой оператора с сохранением номера можно только один раз в полгода, и услуга, собственно говоря, платная – 100 рублей за каждый переход.

А было ли рабство?

Представители сотовых операторов, присутствовавшие на пресс-конференции, готовность своих компаний к оказанию услуги MNP подтвердили. Только вот все они уверены, что эта услуга практически никому не нужна, а проблемы, якобы связанные с трудностью смены оператора и необходимостью менять при этом номер телефона, надуманы.

Ссылаясь на неоднократно проводимые опросы, операторы утверждают, что MNP в действительности интересен очень ограниченному кругу лиц, и после первоначального роста спроса на эту услугу в дальнейшем ожидается возврат в традиционное конкурентное русло.

По данным операторов, примерно от двух до семи процентов абонентов могут изъявить желание воспользоваться сменой оператора с переносом номера, и то не сразу, а в течение нескольких лет после внедрения услуги (хотя другие специалисты прогнозируют от 15 до 30 процентов «перебежчиков»). И тот факт, что за 10 дней действия закона от абонентов поступило всего семь с небольшим тысяч заявок на MNP, только подтверждает, мол, предположения операторов.

Статистика Россвязи действительно не обнаружила никакого ажиотажа среди абонентов по поводу внедрения новой услуги. И по данным ведомства, с начала декабря в масштабах страны реально было перенесено всего 18 номеров абонентов от одного оператора к другому.

Правда, по этому поводу у экспертов появилось особое мнение. Некоторые специалисты считают, что операторы сотовой связи намеренно затягивают процедуру переноса номера. Мол, те операторы, от которых абоненты решили отказаться, не хотят их отпускать. Говорили даже, что члены «большой тройки» не сдержали эмоций и переругались ещё на подготовительном этапе к внедрению MNP. На саратовской пресс-конференции представители компаний эти слухи опровергли. Они заявили, что о якобы существующих разногласиях между сотовыми операторами им самим стало известно из средств массовой информации. И возникающая сегодня задержка в переносе номера связана только с техническими проблемами. Что касается уже отклонённых заявок на MNP, то, по словам операторов связи, они либо были неверно оформлены (то есть заявление можно переписать, данные уточнить и прочее), либо не соответствовали установленным законом требованиям (абоненты имели задолженности пред прежними поставщиками связи и т. п.).

Другими словами, представители компаний связи всячески демонстрировали, что нововведений не боятся и не особенно по их поводу напрягаются. Но при этом честно не понимают, для чего эти нововведения вообще нужны.

Не в экономии дело

Кому и зачем нужен был закон об MNP, совершенно точно может сказать Дмитрий Медведев, потому что именно он в свою бытность президентом этим вопросом озадачился. И ещё наверняка в курсе глава ФАС Игорь Артемьев, который инициативу Медведева поддержал и даже придумал термин «мобильное рабство».

Вообще, конечно, странно, что после всех обсуждений, длившихся аж с 2005 года и закончившихся в октябре 2011-го, после вывода Инфокоммуникационного союза, что услуга MNP в России экономически нецелесообразна и большинству абонентов не нужна, Дмитрий Медведев всё-таки настоял на её внедрении. При этом и тогда, в апреле 2012 года, и сейчас, на пресс-конференции в Саратове, представители операторов сотовой связи говорили о том, что деньги, которые пришлось потратить на техническую перенастройку, можно было бы использовать более разумно. Например, направить на развитие мобильной связи и Интернета в отдалённых населенных пунктах.

Сотовые компании всегда прохладно относились к MNP, считая ввод этой услуги дорогостоящей и технически сложной процедурой. По оценкам МТС, только операторам «большой тройки» внедрение сервиса может обойтись в 400 млн долларов. При этом никакой практической выгоды операторы от внедрения нового сервиса не видят ни для себя, ни для абонентов.

«В рамках этого вопроса поднималась тема экономии расходов на мобильную связь. Якобы абоненты могут, сохраняя номер, перемещаться от одного оператора к другому в поисках более выгодных условий. Но это надуманная причина. Достаточно провести небольшой эксперимент, – предложили операторы на пресс-конференции. – Пусть присутствующие назовут, сколько стоит минута разговора на их тарифе у их оператора. Вот видите, никто об этом даже не задумывается. Потому что расходы эти весьма незначительны для большинства абонентов. Зато все точно знают, сколько стоит литр бензина, например».

Этим рабством не тяготились

Абоненты, кстати, в большинстве своём с операторами, как ни странно, согласны и острой необходимости в услуге MNP не испытывают. Люди сами задаются вопросом: под чьим давлением и в чьих интересах был издан закон об отмене мобильного рабства? «Очень сомневаюсь, что услугу MNP нам навязывают «по многочисленным просьбам трудящихся». Среди моего окружения никто так называемым мобильным рабством не тяготится, да и операторам вроде невыгодно, чтобы клиенты от одного оператора к другому бегали. Так кому же это надо?» – интересуется один из пользователей мобильной связи Сергей.

Пользователь Григорий продолжая тему ненужности MNP, говорит, что до вступления в силу закона у людей не было никаких проблем со сменой оператора в случае недовольства его тарифами. Достаточно прий­ти к новому оператору и просто купить у него сим-карту. Единственная сложность в том, что новая «симка» – это новый номер, о котором приходится как-то сообщить друзьям, коллегам, клиентам, если таковые имеются, и т. п.

«Конечно, эта процедура оповещения всех и вся о смене номера может показаться сложной и муторной. Но это только так кажется, – говорит Григорий. – Например, мне пару лет назад пришлось поменять номер телефона, и я тоже заморачивался по поводу того, что придётся информировать всех о новом номере. Но знаете, всё прошло гладко и без всяких проблем. Так что, на мой взгляд, в смене сим-карты нет ничего страшного. Наоборот, считаю, это намного проще, чем соблюсти все требования при использовании MNP. Уверен, что не я один так думаю».

Неочевидная польза и платный роуминг в придачу

Действительно, пользователей гораздо больше интересуют другие нюансы, которые непременно возникнут после внедрения MNP. Например, как узнать оператора сети, а соответственно, и примерную стоимость разговора, если все номера перемешаются?

«Из-за этого закона пострадают в основном только абоненты, – говорит моя собеседница Марина. – К примеру, я пользуюсь тем оператором, которым пользуется всё моё окружение. Внутри сети я в данный момент разговариваю бесплатно. На другого оператора минута разговора на моем тарифном плане стоит 1,7 рубля. То есть я трачу на связь около 50 рублей в месяц, потому что в основном разговариваю внутри сети. Если хотя бы половина тех, с кем я общаюсь, сменят оператора, оставив свой номер, то для меня будет дороговато с ними общаться. Вот это меня сильно смущает. Мне и дальше хочется знать, на номер какого оператора я совершаю звонок, так как от этого зависят мои расходы».

Другой пользователь мобильной связи Юлия видит в новом мобильном сервисе как плюсы, так и минусы: «Действительно, мы, с одной стороны, получаем возможность сохранить свой номер, сменив оператора, но с другой стороны, если не будем знать, на номер какого оператора звоним, не сможем контролировать свой баланс. Соответственно, расходы наши, скорее всего, будут расти, а выгодно это может быть только операторам: их доходы будут увеличиваться».

По словам абонентов мобильной связи, гораздо более рабскими среди всех услуг сотовых операторов в настоящее время являются условия роуминга, который в нашей стране всё ещё остаётся платным. «В европейских странах такого бреда нет давно, – говорит Александр. – Только у нас, чтобы сэкономить на разговорах в роуминге, в каждой области нужно покупать новую сим-карту. Даже в Казахстане везде действует одна сим-карта, и куда бы ни приехал, никакого платного роуминга».

Принятого закона год ждут

Услуга сохранения номера при смене оператора имеет своё название: Mobile number portability – MNP. Ею давно и успешно пользуются в 65 странах мира, в том числе в США и странах Европы.

В России возможность реализации этого принципа начали обсуждать ещё в 2005 году. С тех пор многократно откладывали и снова возвращались к обсуждению. И вот наконец в декабре 2012 года решение о внедрении MNP на территории России было принято. Вместе с тем самым законом об отмене «мобильного рабства». Однако вступление в силу нового нормативного акта было отложено на целый год, то есть на декабрь 2013 года, с тем чтобы операторы сотовой связи успели технически подготовиться к оказанию новой услуги.