Неуютный наш городок

Оценить
Студенты СГТУ представили смелые проекты развития проспекта Кирова, Городского и Детского парков Саратова

Когда смотришь телерепортажи из разных городов мира, часто бывает грустно и завидно. Города передовых стран становятся всё более и более удобными, безопасными, красивыми. Саратов, к сожалению, радует своих жителей чрезвычайно редко. Молодые архитекторы с этим мириться не согласны. Три визитных карточки Саратова – проспект Кирова, Городской парк и Детский парк – стали объектами фантазий студентов Саратовского государственного технического университета. Выставка их работ состоялась в городском Доме архитекторов в минувший четверг.

Потоки и оазисы

– Проспект Кирова сейчас – это транзитная зона, – объясняет студент 4-го курса Роман Шишкин. – Людям хочется пройти его как можно быстрее, потому что он завешан рекламой. Основные функции там – торговля и обслуживание, но нет организации – всё спонтанно, налеплено друг на друга.

Роман вместе с другим четверокурсником СГТУ Даниилом Янкилевичем представили на выставке проект реорганизации главной пешеходной улицы города под названием «Потоки и оазисы».

– Мы пытаемся показать людям, что проспект – это не просто пешеходный транзит. У него есть дворы и общественное пространство, которое сейчас не используется, – говорит Янкилевич. – Мы хотим своей концепцией показать, как это можно преобразить, чтобы люди не просто каждый день пробегали проспект, но могли и останавливаться на нём, отдыхать.

Неуютный наш городок

Ребята выявили основные проблемы расположенных на проспекте дворовых и арочных пространств – замусоренность, неосвещённость и общую неблагоустроенность. Всё это придаёт уголкам «саратовского Арбата» не просто непрезентабельный, но даже несколько пугающий вид. Проблемой считают студенты и размещённую в проходах арок рекламу.

– Сейчас эти дворовые пространства абсолютно не насыщены функциями, – говорит Шишкин. – Хотя в них можно размещать торговые площади, места отдыха, развлекательные и культурные объекты. Но сейчас основная масса там – или какие-то хоздворы, или просто никак не используемые пространства.

В облагороженных дворах авторы предлагают установить скульптурные композиции, в них могут найти себе место уличные музыканты. Но дворами и арками проект не ограничивается. Предлагается убрать некапитальные нежилые постройки около «Детского мира» (сейчас в них располагаются магазин компьютерной техники и супермаркет бытовых товаров, офисы операторов мобильной связи). Вместо них можно организовать открытую киноплощадку и территорию для летнего кафе. Как уверены студенты, всё вышеперечисленное – не заоблачные фантазии, а вполне достижимые цели.

Неуютный наш городок

Этот проект был не единственным, затрагивающим тему модернизации улицы Кирова. Согласно другому проекту пешеходную зону проспекта предлагалось дополнить ещё одним маршрутом, проложенным по крышам близлежащих домов.

Улучшение хорошего

Казалось бы, Городской парк культуры и отдыха им. Горького – в простонародье Горпарк – одно из самых благоустроенных мест в Саратове. Однако Артём Мазилкин и Александр Фролов ухоженность главного парка оценивают по десятибалльной шкале только на 6–7 баллов.

– На фоне более ухоженного города такой парк, как наш, будет смотреться плохо, – уверены ребята.

Среди недостатков саратовской достопримечательности были названы разбитое асфальтовое покрытие, общая неухоженность (в том числе прудовых берегов), заброшенность части прудов (которые никто не чистит, вследствие чего они источают неприятный запах), эстетическая несогласованность торговых павильонов. Нет нормальных, архитектурно оформленных переливов между водоёмами – вместо этого торчит какая-то труба. Клетка, в которой обитает медведица Мася, явно не подходит для правильного содержания животного. Неорганично смотрятся и разграничительные сетки для плавающих в пруду лебедей – наверняка можно найти более интересное решение.

В основе представленного студентами проекта обновления Городского парка лежит дерево: все ларьки со вкусностями, сцену-»ракушку» и прочие павильоны предлагается выполнить именно в «деревянной» отделке. Потрескавшийся асфальт было бы неплохо заменить на плитку. Модернизации стоит подвергнуть и детскую площадку. Как считают авторы, на ней следует устроить земляную насыпь для детей (которые, как известно, обожают отгораживаться от скучных взрослых), а песок нужно заменить современным безопасным покрытием. Северный вход в парк (со стороны ул. 2-й Садовой) предлагается заменить на футуристическую конструкцию. Есть чем заняться в парке и в плане озеленения. Помимо дубов, там можно использовать и другие растения – рябину, например. Более того, растительность можно применить и для украшения парковых оград и заборов, организовывая своего рода «висячие сады». Увлёкшись, ребята даже разработали с полтора десятка новых логотипов городской достопримечательности.

Парк без имени и организации

Детский парк, расположенный в центре города на улице Астраханской, до сих пор не имеет собственного имени. Зато в парке есть стадион, церковь и... неорганизованность.

– Людям неуютно, и это главная проблема, – поясняет студентка СГТУ Анна Нерозя. – Из-за плохого благо­устройства дорог, мощения и так далее люди не могут понять, как им двигаться в пространстве. Вторая проблема – много функций, которые не выделены. Бегун может спокойно пробежать по детской площадке, велосипедист может проехать мимо зоны, где пожилые люди отдыхают и общаются... Не организованы транзитные системы и функциональные точки.

Как считают Анна и второй автор проекта студент СГТУ Николай Терновский, Детскому парку нужна реорганизация, которая заключается в улучшении благоустройства, более продуманном ландшафтном дизайне, декоративном озеленении, ночном освещении. Другой идей проекта стала организация в парке оригинальных детских пешеходных дорожек, призванных выполнять функцию игрового пути, – благодаря этому визит в парк обернётся для юных посетителей интересным приключением с заранее продуманным увлекательным сценарием.

Второй проект модернизации Детского парка, представленный на выставке, предусматривал установку над землёй пешеходных конструкций «второго уровня», которые плавно перетекали бы в интерьеры окружающего ландшафта – лавочки, клумбы и так далее. Как пояснили студенты, эта идея опять-таки будет интересна детям, ведь их всегда тянет куда-то вверх.

Нельзя лечить туберкулёз косметикой

На выставке проектов присутствовали и старшие товарищи студентов. Среди них – генеральный директор ОАО «Нипигипропромсельстрой» Владимир Вирич, в 2002–2009 годах занимавший пост главного архитектора Саратова. Своим мнением об увиденном и собственным взглядом на основные проблемы города Владимир Григорьевич поделился с корреспондентом «Газеты недели».

Владимир Вирич– По сути дела здесь нет оригинальных идей. Наверное, их и не может быть, – считает Вирич. – Потому что создать оригинальную идею, связанную с пространством, – это что-то на уровне фундаментального изобретения... Я видел три очень хороших идеи. Первая – идея с пешеходными подворотнями. Мы её много раз прорабатывали, даже делали макет. Вторая – идея хождения по крышам. Сделать это вполне реально. Третья идея – та, где вход в Детский парк связан с какой-то игрой, сценарием, зафиксирован определёнными ситуациями.

Самое главное наше болезненное место в течение многих десятилетий – инженерно-транспортная инфраструктура. Можно миллион раз говорить о благоустройстве, о цветах, о лавках, о каких-то концепциях, но это не даст никакого эффекта или даст кратковременный эффект на уровне пиара. Это как лечить туберкулёз косметикой. Облагораживать можно – менять мощение, ставить лавочки – кривые, косые, длинные, короткие. Делать пешеходные проходы тоже можно. Но тот же проход с проспекта Кирова на улицу Дзержинского возьмите – как долго решалась инженерная проблема с этим зданием! Из него нужно было достать один каркас, заменить его новым, а потом опять втащить туда элементы старого каркаса – чугунные колонны. Когда это делали, там был момент, когда здание одномоментно осело на четыре сантиметра, как во время землетрясения. По всему зданию оторвались от пола плинтусы. Сложнейшая архитектурная задача была решена, сделали хорошо, но когда приступили к благоустройству, началась эта плебейская мишура – пошлая мельница, например... Это в конечном итоге говорит о низком культурном уровне.

Реконструкция городской застройки осложняется частной собственностью на землю и недвижимость, их высокой стоимостью, а также юридическими проблемами, к чему, как считает собеседник, привёл современный Градостроительный кодекс:

– Решение этой проблемы связано с привлечением колоссальных средств, несоизмеримых, видимо, не только с городским, но и с областным бюджетом. Что касается юридических вопросов, то это происходит не только в Саратове, это почти общемировая тенденция. 20 лет назад, в рамках работы над концепцией Генерального плана, мы с коллегами уже приходили к пониманию того, что, как только у нас появится частная собственность на землю, она станет колоссальным препятствием к развитию инженерно-транспортной инфраструктуры. Предвосхищая это, мы выполнили работу по обоснованию городских территорий, не подлежащих приватизации, – фактически это был план красных линий. Тогда это было воспринято обществом как блажь какая-то... Но ведь частная собственность, как и любой вид собственности, должна иметь ограничение в пользу общественного интереса.

По мнению специалиста, решая градостроительные проблемы современного Саратова, нужно сосредоточиться в целом на генплане, а не над его фрагментами:

– Исчез у нас авиационный завод – пробили улицу Орджоникидзе на связь с улицей Томской. Но это фрагментарное решение! Или сейчас идёт освоение земель НИИ Юго-Востока, которые город пытался освоить с 50-х годов. Но это же колоссальная вещь – её надо осмыслить не на уровне Солнечного-1, Солнечного-2 и так далее, а на уровне всего Саратова... Этого не происходит.