Принять всё – и поделить!
Внеочередное, восемнадцатое заседание областной думы получилось непродолжительным – 42 минуты. Собственно, для тринадцати вопросов повестки дня это более чем достаточно. Правда, были прецеденты, когда внеочередные заседания длились и четыре часа, но это было ещё в конце прошлого года, когда депутаты были совсем неопытными законотворцами. Внеочередное заседание собрали по причине пришедших и ожидаемых из центра денег.
За пару часов до заседания думы резво отзаседали два профильных комитета – социальный (7 минут) и бюджетный (15 минут). Потом час, по крайней мере столько было отведено в плане мероприятий, работала фракция «Единой России»
На предшествующей думскому заседанию неделе собирали комитет по госстроительству. Есть подозрение, что он тоже работал стремительно, потому как в повестку дня внесли всего два дополнительных вопроса, которые рассматривали на заседании комитета по госстроительству. Причем оба вопроса – о согласовании федеральных инициатив.
Напишут наши имена
Законопроекты, которые обсуждали на заседании комитета по социальной политике, с бюджетом напрямую связаны не были.
Законопроект о признании утратившим силу документа «О предоставлении в 2013 году бюджетам муниципальных районов и городских округов субсидий на модернизацию региональной системы дошкольного образования» касался денег весьма косвенно. Просто в 2013 году определять порядок предоставления субсидий и критерии отбора детских садов стало региональное правительство, и закон потерял смысл.
Но, безусловно, представляют интерес три федеральных законопроекта, присланные в областную думу из думы Государственной для согласования.
Первый документ – изменение в закон об образовании – инициировала сенатор Людмила Бокова. Наш уважаемый сенатор озаботилась квотами на поступление детей-сирот в высшие учебные образования. Дело в том, что помимо детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право льготного поступления в вузы имеют и дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды детства и многие другие категории граждан, которые должны попасть в десятипроцентную квоту бюджетных мест. В итоге, беспокоится Бокова, «в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа произошло существенное снижение достигнутого ранее уровня государственных гарантий, связанных с доступностью получения высшего образования». Потому госпожа Бокова предлагает увеличить эту самую квоту до 15 процентов.
Понятно, областные депутаты инициативу своего сенатора одобрили.
Еще одна инициатива, на этот раз имени депутата Панкова, тоже связана с законом об образовании. Николай Васильевич и вместе с ним областные депутаты считают, что контролировать обязательное получение основного образования детьми должны региональные органы госвласти или органы местного самоуправления.
Депутат Госдумы Ольга Баталина тоже не стоит в стороне от законотворческого процесса. Ольга Юрьевна предложила внести изменения в закон РФ «Об актах гражданского состояния». Она настаивает на том, чтобы сведения об актах гражданского состояния выдавались и региональным уполномоченным по правам человека. Депутат областной думы со своей столичной коллегой согласились безоговорочно.
Плюс сто шестьдесят девять
Заседание комитета по бюджету и налогам вызвало противоречивые чувства. Как минимум потому, что повестку дня заседания комитета и прочих информационных материалов журналистам, как обычно бывает на бюджетном комитете, не дали, и разбираться, что куда вносят и включают, пришлось с голоса председательствующего. Хорошо, что Николай Семенец говорит внятно и степенно.
Итак, к основной повестке дня, состоящей из пяти пунктов, добавили пару дополнительных вопросов. Один из которых – согласование изменений в Конституцию РФ, второй – изменение в Административный кодекс.
Увеличенную повестку дня депутаты одобрили, и началось загадочное действо. Об изменениях в областной бюджет докладывала первый заместитель министра финансов Ирина Фунтикова. Надо сказать, что Ирина Леонидовна оперирует цифрами ничуть не хуже своего шефа. Столь же быстро и виртуозно. Удалось записать лишь то, что доходы и расходы бюджета выросли на 169,3 миллиона рублей. И что средства будут направлены на поддержку сельского хозяйства.
Потом последовали вопросы Николая Семенца – сначала к министру культуры Светлане Краснощековой. Николай Яковлевич, явно зная ответ на свой вопрос, спросил, зачем минкульту пять миллионов рублей. Выяснилось, что для того, чтобы получить из федерального бюджета 300 миллионов, необходимо 20 миллионов софинансирования из бюджета регионального. 15 миллионов в областной казне уже есть, а пяти не хватает.
Затем Николая Яковлевича заинтересовал вопрос, дойдут ли до сельхозтоваропроизводителя пришедшие из Москвы деньги. Вместо опаздывающего министра сельского хозяйства Александра Соловьева отвечал председатель профильного думского комитета Николай Кузнецов. Николай Иванович сообщил, что все документы готовы, были задержки по траншам... И тут пришел Соловьев. Семенец повторил свой вопрос, который, напомним, звучит так: «дойдут ли до сельхозтоваропроизводителя бюджетные деньги». Александр Александрович сообщил, что средства в первую очередь предназначены на погашение процентных ставок коротких кредитов (кормовых) и на компенсацию производителям молока.
Николай Яковлевич удивился: «Александр, Александрович, вы всегда очень конкретно отвечаете на вопросы, а тут...» Соловьев быстро исправился и заверил собравшихся, что средства до получателей дойдут непременно.
Второй пункт повестки дня – изменения в некоторые законодательные акты – связан со скудостью региональной казны и на 2014 год, и на два последующих года. Потому индексация материнского капитала, средств на выплату в случае смерти добровольным пожарным (к счастью, в регионе случались) и единовременных выплат детям-сиротам «отнесены за 2017 год».
Далее пошли федеральные законопроекты. Инициативу нижегородских коллег по изменению транспортного налога наши депутаты не поддержали. В чем заключалась инициатива, с голоса разобрать не удалось. А изменения в Налоговый кодекс, упрощающие налоговый учет, одобрили.
С радостью региональные депутат поддержали инициативы своих тюменских коллег по изменению распределения налога на прибыль. Дело в том, что в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков изменился и процент отчисления этого налога в бюджеты разных уровней. И регионы в связи с этим потеряли изрядные средства. Понятно, Тюмень с ее нефтяными и газовыми доходами потеряла больше, чем Саратовская область, но принятие изменений в федеральный закон, который предлагают тюменцы, позволят и нам слегка компенсировать потери.
Изменения в Конституцию страны связаны с объединением всех высших судебных инстанций в единый орган – Верховный суд. И, как следствие, ликвидацией Высшего арбитражного суда. Понятно, региональные депутаты возражать против инициатив старших товарищей не стали.
Изменения в Административный кодекс – увеличение штрафов за черные зарплаты – депутаты также одобрили.
Три вопроса и рекомендация
Собственно, восемнадцатое думское заседание ничем от предыдущих внеочередных сессий не отличалось. Повестка дня из трех вопросов быстро приросла еще десятком пунктов. Один из которых и был основным – речь, конечно, идет об изменениях в бюджет этого года.
Докладывала опять Ирина Фунтикова. В доходной и расходной части бюджетов учтены федеральные средства – 164,2 миллиона рублей. А еще возврат из местных бюджетов неистраченных 4,4 миллиона федеральных и 0,7 миллиона областных рублей.
Сокращается финансирование неонатального центра (1,4 млн руб.), государственного архива (2 млн руб.) и объектов водохозяйственного комплекса (1,6 млн руб.). Получившиеся пять миллионов пойдут «на приспособление здания ТЮЗа для нужд театрально-концертного учреждения». Судя по всему, именно этих пяти миллионов не хватило для того, чтобы получить заветных 300 миллионов из федерального бюджета.
Сергей Афанасьев |
К всеобщему удивлению вопросы начал задавать председатель областной думы Владимир Капкаев, который крайне удивился тем, что средства аграриями не были использованы. «Мы с таким трудом их добиваемся, а средства возвращаются. Коллеги, давайте посмотрим в округах», – предложил спикер.
Коммуниста Сергея Афанасьева тоже интересовали источники экономии в аграрном секторе. Министр сельского хозяйства Александр Соловьев сообщил, что в трех районах не истрачены деньги на работы по созданию источников водоснабжения.
Министра поддержал председатель бюджетного комитета Николай Семенец, который сказал, что средства из столицы пришли поздно и получатели не успели пройти конкурсные процедуры. Немного не в унисон, но экономию денег постарался объяснить депутат Павел Артемов, который сообщил, что в Порубежском муниципальном образовании отпала потребность в дополнительной водонапорной башне.
Александр Гайдук |
В обсуждение вступил депутат Александр Гайдук, который тут же предложил заслушать представителей муниципалитетов, не освоивших бюджетные деньги. А еще поинтересовался у Ирины Фунтиковой, все ли средства будут доведены до сельхозтоваропроизводителей. И не зависнут ли средства в минфине.
Ирина Леонидовна ответила, что все до копейки федеральные деньги дойдут до получателей. А вот областное финансирование зависит от собираемости налогов. Всё, что соберут, отдадут.
Больше вопросов по изменениям в бюджет не возникло, и депутаты начали оперативно обсуждать остальные пункты повестки дня.
Тут включилась машина по голосованию, депутаты вопросов не задавали. За исключением товарища Афанасьева, который поинтересовался, почему федеральная инициатива по изменению Конституции страны обсуждались на бюджетном комитете, а не на профильном – по госстроительству.
Любознательному коммунисту объяснили, что документы в облдуму поступили буквально накануне думского заседания, комитет по госстроительству не планировался, поскольку уже отзаседал неделей раньше. Ответ Сергея Николаевича удовлетворил.