Дорого, сложно, но можно, если ветер переменится

Оценить
Для развития ветровой энергетики в России есть климатические условия, а вот материальных ресурсов может не хватить

Россия имеет колоссальный потенциал для развития возобновляемой энергетики. Такое заявление прозвучало на саммите «Энергобезопасность и климат на планете: перспективы сотрудничества России и ЕС», прошедшем на днях в Брюсселе. Тема эта звучит особенно актуально на фоне близких перспектив по исчерпанию ископаемых энергоресурсов. В запасе, по данным экспертов, есть всего 20–30 лет, которые Россия, кажется, решила потратить продуктивно, построив альтернативные энергоисточники – ветропарки и солнечные батареи. Ветропарк, как известно, должен появиться и в Саратовской области.

«Зелёная» выведет область в лидеры?

Строить ветропарк «Средняя Волга» планируют в Воскресенском районе нашей области. Подробности проекта пока не известны. Известно только, что инвестору предложено на выбор пять площадок для строительства ВЭС. Министр промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский отметил, что региональное правительство в лице областных минпрома и минстроя ещё в мае согласовало объекты схемы территориального планирования России в области энергетики, которые будут размещены в Саратовской области.

Сергей Лисовский«Ветровые электростанции, которые должны появиться в России, ориентированы на работу в общую сеть, а не на снабжение электроэнергией какого-то отдельного объекта, – говорит Сергей Лисовский. – Из 16 планируемых ВЭС ветропарк «Средняя Волга», наряду с аналогичными объектами в Краснодарском крае и Волгоградской области, будет самым мощным. Для сравнения: планируемая мощность в 1000 МВт – это один блок атомной станции».

По словам министра, ветропарк «Средняя Волга» – это на самом деле только часть схемы. Помимо этого, предусмотрена модернизация гидроагрегатов и увеличение мощности саратовской ГЭС, а также мероприятия по развитию электросетевого хозяйства. Например, изучается возможность строительства солнечной электростанции мощностью не менее 5 МВт.

«Схема – это первый, но очень правильный шаг. Конечно, предстоит ещё принять ряд документов, касающихся тарифа на «зеленую» энергию, провести расчёты и составить бизнес-план, – говорит Лисовский. – Работа предстоит большая. Но реализация столь масштабных проектов сделает наш регион лидером и в области альтернативной энергетики».

Напомним, что в настоящее время электрическая мощность энергетического комплекса Саратовской области приближается к 7000 МВт.

Областное «Агентство энергосбережения» в своё время проводило замеры скорости ветра в Алгае восемь раз в течение суток. Средняя скорость в феврале, апреле, мае, июне и декабре составила от 17 до 21 м/с. Минимальную скорость зафиксировали в октябре и ноябре. По заключению экспертов, наиболее выгодными для размещения ветряков были признаны упомянутый Александрово-Гайский, а также Воскресенский и Ершовский районы.

Сроки сжатые, установки дорогие

Ветропарк по сути – это сотни ветряных установок, которые совместно вырабатывают энергию. Генеральный директор холдинга «Энергетический Союз», бизнесмен Аркадий Евстафьев считает, что ветропарк «Средняя Волга» пока нереально воплотить на территории Саратовского региона по чисто техническим причинам.

Аркадий Евстафьев«Линейка предложений по мощности больших ветровых установок сейчас достаточно широкая – от полутора мегаватт до 7,5 МВт, – отмечает Аркадий Вячеславович. – Но что такое ветряк номинальной мощностью 7,5 МВт? Это, во-первых, высота конструкции 135–140 метров, и во-вторых, радиус ометаемой поверхности (то есть длина лопасти ветряка) – примерно 65–70 метров. Это технически очень сложное сооружение. Для его установки требуется серьёзный фундамент. Ферма, на которую крепится генератор, – тоже серьёзное сооружение. Генератор, кстати, весит до 50 тонн. То есть его, вот такую махину, нужно поднять на высоту более сотни метров, там закрепить и потом закрепить лопасти, в производстве которых недопустима даже малейшая погрешность. Если вдруг лопасть будет разбалансирована, то установка работать не будет. В Саратовской области для создания ветропарка мощностью 1000 МВт потребуется установить порядка 200 ветряков. А их не делает ни один завод в России – нигде и никто. Вот гораздо более важный, на мой взгляд, вопрос – отсутствие производства ветровых установок на территории России. Основными производителями ветряков являются Германия, Дания, США и Испания. То есть России для реализации своих планов придётся или строить по-быстрому свой завод и налаживать собственное производство, или закупать всё оборудование у западных компаний по внушительным ценам. 1 МВт установленной мощности стоит от 2 до 2,5 млн евро в зависимости от типа установки. То есть можно говорить о том, что одна установка мощностью 5 МВт будет стоить минимум 10 млн евро. А 200 ветряков – 2 млрд евро».

Аркадий Вячеславович вспомнил, что «Советский Союз был одним из лидеров в исследованиях по разработке ветряков – по-моему, сразу после войны, в конце 40-х, целый институт занимался этим вопросом». В Калмыкии был построен ветрополигон, проводились серьёзные исследования, были собраны серьёзные данные. «Потом всё заглохло, и мы просто потеряли это направление, – утверждает Евстафьев. – Но суть в том, что Калмыкия от нашего Заволжья по климату не сильно отличается. Так что по климатическим условиям перспективы для развития возобновляемой и, в частности, ветровой энергетики у Саратовской области действительно есть, и хорошие. Но надо просчитать скорость ветра на разной высоте ветряков и просчитать затраты, ориентируясь и на эти цифры».

По мнению нашего эксперта, если уж в России всерьез берутся за такой амбициозный проект, то логично инвестировать в собственное производство ветровых установок. «Хотя, к сожалению, построить новый завод и научиться делать такие сложные машины вряд ли возможно в столь сжатые сроки – до 2030 года, – отметил Евстафьев. – Нам бы успеть до этого времени разобраться с новым саратовским аэропортом. А это тоже не такая простая задача, как кажется на первый взгляд».

Хорошо забытое старое хорошо бы помнить

В Саратовской области в предыдущие годы уже предпринимались попытки заняться развитием альтернативной электроэнергетики. В 2001 году областное правительство предложило саратовскому авиазаводу изготовить и смонтировать ветроэнергетические установки «Радэн-001М» по проекту государственного МКБ «Радуга». После чего в Александрово-Гайском районе появились-таки 12-метровые башни ветряков с трехлопастными колесами. В районе работало (может быть, и сейчас работают) 8 таких установок (7 – мощностью 1–1,2 кВт, а также один мощностью 5 кВт). Однако большинство экспертов, в том числе и из регионального министерства промышленности и энергетики, к этой идее тогда относились, мягко говоря, скептически. Такие установки, по их мнению, могут считаться эффективными только для удалённых от энергоисточников небольших хозяйственных предприятий. О строительстве ветровой электростанции в Саратовской области для удовлетворения потребностей региона в промышленных масштабах, по мнению экспертов, даже рассуждать бессмысленно. Потому что такой вид энергетики значительно проигрывает по мощности АЭС или ГЭС. Но сейчас решение о строительстве в Саратовской области ветропарка принято на федеральном уровне. И саратовские чиновники критиковать его уже не отважатся.

В энергетической стратегии России пре­дусмотрено, что доля выработки «зеленой» энергии к 2020 году должна составить не менее 4,5% с нынешних 0,8%. В «РусГидро», правда, считают, что выше, чем на 4%, доля «зелёной» энергии за ближайшие семь лет не вырастет. А вот европейские страны, для сравнения, ставят для себя значительно более высокую планку. В целом европейские планы предусматривают доведение доли «зеленой» энергетики как минимум до 20% к 2020 году, а некоторые страны ЕС рассчитывают довести её до 50–60% к тому же сроку.

 


[кстати сказать]

Своё место на схеме

На брюссельском саммите было отмечено, что пик добычи нефти в мире будет достигнут в 2020–2030 годах. После 2025–2035 годов добыча традиционной нефти начнет падать. Добыча угля начнет падать после 2040 года, а к

2060-му будут исчерпаны абсолютно все запасы, находящиеся за пределами России и США. Наиболее благоприятная ситуация сложится на рынке газа. К 2040 году, согласно прогнозам экспертов, мировое потребление газа возрастет с 3,4 до 5,7 трлн куб. м. Но международных экспертов волнует в данном случае не положение России как основного поставщика ископаемого топлива на рынок ЕС, а, например, выбросы углекислого газа от источников в энергетике. К 2035 году они вырастут на пятую часть. Имея огромный потенциал для развития ещё и возобновляемой энергетики, России, по мнению экспертов, следует активней налаживать сотрудничество с ЕС в вопросах инновационных технологий и решений в области энергобезопасности.

В рамках сотрудничества с ЕС по энергетической безопасности или вне его, но Россия начала свой путь развития возобновляемой энергетики в ноябре нынешнего года. Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил очередную схему размещения новых объектов генерации энергии федерального значения на территории России. И кроме новых АЭС и ГАЭС, которые должны быть построены до 2030 года, своё место на карте заняли 16 ветроэлектростанций (ВЭС) общей мощностью свыше 6 ГВт. Пять лет назад была опубликована аналогичная схема, рассчитанная до 2020 года, и она наличие ВЭС не предполагала.

Первой крупной отечественной ВЭС, согласно плану, станет Приютненская в Калмыкии. К 2020 году её мощность составит 150 МВт. Самые глобальные плановые проекты – ветропарки «Средняя Волга» и «Нижняя Волга» (инвесторы этих проектов – «РусГидро» и «Ростех») в Саратовской и Волгоградской областях соответственно, а также Краснодарский ветропарк (по 1000 МВт к 2030 году каждый).

По информации минэнерго, предложения по включению проектов в схему вносили инвесторы и субъекты РФ. Список пока не окончательный, его будут уточнять до конца 2014 года. В федеральную схему включаются проекты от 100 МВт. Составлена схема в соответствии с Градостроительным кодексом, и её основное назначение – определить, где нужно выделить земли под строительство электростанций.